Эксперт школы «Новый взгляд» рассказал о том, как выбрать учебное заведение

26.06.2024

В обществе распространено мнение, что частные школы предлагают более мягкий подход к обучению по сравнению с государственными учреждениями. Многие считают, что высокая стоимость обучения автоматически предполагает, что школа заботится в первую очередь о комфорте ребенка за счет снижения уровня нагрузки и требований к соблюдению дисциплины. В то же время частные школы воспринимаются как более гибкие в индивидуальном подходе к каждому ребёнку и менее ограниченные жёсткими стандартами государственного образования.Так выглядит современное здание.

Как же быть при выборе школы? Прежде всего не следует опираться на стереотипы.
Михаил Лебедев, заместитель директора по основной и частной школе «Новый взгляд», поделился своими мыслями о различиях между типами школьного образования, критериях для выбора «правильной» школы и определении эффективности образовательных программ.

Что хотят от частных школ?

В частной или специализированной школе родители уделяют огромное внимание как развитию ребенка, так и качеству всего образовательного процесса. Можно предположить, что частные школы могут сталкиваться с недовольством родителей, потому что школа предоставляет неоправданно мягкие условия, но на самом деле чаще всего оно связано с несовпадением ожиданий и реальности. 

«Родители не зря инвестируют в своего ребенка, они заинтересованы в том, чтобы школьник получил качественное образование. Если же по результатам какого-то учебного этапа родители видят не совсем ту картину, которую ожидают, то, возможно, это связано с каким-то конкретным запросом. Надо задать вопрос: в чем проблема? Почему так получилось?» — рассуждает заместитель директора по основной и старшей школе «Новый взгляд» Михаил Лебедев.

В первую очередь анализу должны подвергаться ожидания родителей и самих учеников. Ведь все частные школы разные, они по-разному решают те или иные задачи, и не всегда случается «совпадение» с родительских мнением.

Не существует «правильной» школы

Многие родители при выборе школы обращают внимание на ее «опции»: обилие предметов и внеурочных занятий, доступ к олимпиадам и лучшим педагогам. Но важно не только смотреть на достижения и инфраструктуру школы, но и соотносить их с индивидуальными потребностями ребенка. Только тогда можно будет обеспечить качественное образование и благоприятную среду для развития.

«Не существует “правильной” и “неправильной” школы. Существует только школа, которая подходит конкретной семье и ребенку, для которого эта школа выбирается. Одна школа заточена на олимпиадное движение, и конкретному ребенку олимпиадное движение действительно необходимо. Если, наоборот, ребенок заинтересован в социально-эмоциональном развитии, надо подумать об индивидуальном камерном подходе», — утверждает эксперт «Нового взгляда».

Главная метрика, которая поможет определиться со школой – это ориентация на «субъект обучения». Школа должна выбираться исходя прежде всего из потребностей и запросов ученика. Надо пытаться усиливать уже заложенные интересы и потребности ребенка, при этом не забывая показывать ему мир, чтобы эти потребности формировались и совершенствовались. В этой связи у частной школы более широкий выбор практик и видов деятельности, в которых ребенок может попробовать себя и тем самым определить сильные стороны.

А как же стандарты «всесторонне развитой личности»?

Во всех школах есть общие рамочные требования к предметным результатам. Сегодня все частные школы участвуют в проверочных работах, проходят диагностику Московского центра качества, аккредитацию. С точки зрения соответствия стандартам, за родителей работу выполняет Рособрнадзор и другие профильные надзорные органы, за это переживать не приходится. Вопрос в том, должно ли среднее образование вообще формировать «всесторонне развитую личность»?

В этом, пожалуй, заключается главная разница в подходе государственных и частных школ. Частные школы гораздо более склонны к развитию индивидуальных особенностей ребенка. И возможностей у них больше. На одного учителя в России приходится самое большое среди европейских стран число учеников — 19-20. Средняя наполняемость классов в частной школе существенно ниже, а значит и возможностей индивидуальной работы у нее больше. Например, в школе «Новый взгляд», помимо классных руководителей, каждый класс имеет курирующего психолога и тьютора. Именно тьютор помогает ученикам сориентироваться в интересах и правильно выбрать трек личного развития.

«Каждый ученик уникален, дети учатся и развиваются в своем темпе — можно назвать это асимметрией. Что-то будет получаться больше, что-то меньше. Кто-то будет олимпиадником, кто-то увлечется творчеством», — уверяет эксперт. 

Задача школы — помимо того, чтобы выполнить все требования ФГОС — как раз увидеть неодинаковость детей. Хорошая школа будет опираться на сильные стороны ребенка, на его интересы и потребности, и совершенствовать их через международные экзамены, олимпиадные движения, конкурсы. Показателем успешности школы может быть только индивидуальный прогресс каждого ученика, а не условное попадание в ТОП школ с высоким числом победителей олимпиад.

«На мой взгляд, «хорошая» школа — та, в которой ученик видит перед собой разные ролевые модели, в которой много разнообразия», — комментирует Лебедев.

На что обратить внимание при выборе школы?

Итак, школа должна стать местом не только получения базового набора знаний, но и личностного роста и развития. Поэтому, кроме очевидных вещей: квалификации преподавателей и образовательной программы, — при выборе учебного заведения следует обратить внимание на то, какие дополнительные возможности (кружки, секции, лаборатории) дает школа, насколько развита ее инфраструктура (оборудование классов, студий), какой в классах психологический климат и видите ли вы внимание со стороны учителей к детям. Баланс между качеством образования, комфортной средой и вниманием учителей и формирует идеальную школу.

Автор статьи:

Читайте далее

Обсуждение новости