Алевтина Черникова: в условиях стресс-теста система образования должна быть максимально открытой

30.04.2020

В этом году Московский международный салон образования прошёл полностью в онлайн-формате и собрал на своей виртуальной площадке более 260 000 участников. В фокусе внимания спикеров и экспертов были стремительные и кардинальные изменения, происходящие на всех уровнях системы образования в связи с пандемией коронавируса. Как отметила ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова, перед образовательными организациями стоит задача обеспечить освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, без потери качества, и создать условия для безопасной учебы и работы студентов, преподавателей и сотрудников.

Обсуждению того, как отреагировала система образования на серьезный вызов, и поиску решений проблем, с которыми столкнулись школы, колледжи и вузы при переходе на онлайн-обучение, было посвящено значительное число мероприятий, организованных в рамках ММСО-2020.Переход на дистанционное обучение

В ходе панельной дискуссии «Переход на дистанционное обучение в условиях пандемии COVID-19» ректоры четырех ведущих университетов – НИТУ «МИСиС», ДВФУ, МГПУ и КУЗГСХА, а также  генеральный директор АНО «Университет 2035» Василий Третьяков обсудили работу вузов в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции и поделились накопленным опытом. Модерировал круглый стол эксперт в области ДПО и онлайн-обучения Александр Молчанов, глава ООО «Е-проф».

Ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова подчеркнула, что пандемия коронавируса оказала значительное влияние на все области экономики и социальной жизни нашей страны. Система высшего образования наряду с другими общественными институтами сегодня проходит стресс-тест, в этих условиях сложно переоценить значение межвузовского сотрудничества, обмена опытом и лучшими практиками.

По словам Алевтины Черниковой, цифровизация является обязательным элементом развития всех сфер деятельности в условиях технологического прогресса. Цифровая трансформация системы высшего образования, включающая широкое внедрение образовательных онлайн инструментов и технологий, инициирована ведущими университетами страны и поддержана государством задолго до пандемии. Её цель -  создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий, формирование системы непрерывного образования, повышение его качества и доступности.Участники дискуссии

НИТУ «МИСиС» с 2012 года реализует модель «цифрового университета» — Digital MISIS, включающую несколько направлений — внедрение новых образовательных технологий, использование цифровых инструментов в научных исследованиях и развитие цифровых сервисов для студентов, преподавателей и сотрудников университета, рассказала Алевтина Черникова. Благодаря созданной инфраструктуре, накопленному опыту и полученным ранее компетенциям, университету удалось со сравнительно малыми потерями перевести студентов на индивидуальные учебные планы, а образовательный процесс – в онлайн-формат.

Ректор Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов подчеркнул, что их регион первым столкнулся с опасностью распространения коронавирусной инфекции. ДВФУ еще в январе открыл обсерваторы для китайских и корейских студентов, наладил международную коммуникацию с коллегами из стран региона. ДВФУ давно и успешно внедряет онлайн-инструменты в образовательный процесс, создав условия, позволившие университету в текущей ситуации перейти на цифровые рельсы практически «бесшовно» – после недельных каникул для студентов.

Василий Третьяков рассказал о новых проектах, реализуемых АНО «Университет 2035», в частности о запуске бесплатной платформы для проектного онлайн-обучения GOonline, призванной повысить эффективность учебного процесса во время карантина.Цифровое обучение в МИСИС

Как отметил Василий Третьяков, самое сложное в дистанционном обучении – сохранить вовлеченность и мотивацию студентов. Работа над проектами позволяет обучающимся не только освоить отдельные курсы, но и сформировать навыки быстрого получения компетенций, необходимые для решения профессиональной задачи. С помощью GOonline вузы смогут вовлечь студентов в реализацию проектов, организовать работу студенческих команд в распределенном формате, предоставить им бесплатный доступ к образовательному контенту и помочь сформировать персональные траектории.

Отвечая на вопрос модератора Александра Молчанова о том, как повлияют на вузы текущие события, ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова отметила, что в основе цифровой трансформации университета лежит принцип Student first – «Студент превыше всего». В НИТУ «МИСиС» созданы условия для получения обучающимися качественного образования, погружения в научно-исследовательскую деятельность, развития их личностного и творческого потенциала.

По словам Алевтины Черниковой, девизом следующего этапа развития должен стать принцип «Люди прежде всего» – необходимо развивать академические свободы, укреплять горизонтальные связи, выявлять, адаптировать и масштабировать лучшие практики.

Необходимость срочного перехода в формат онлайн-обучения застала университеты и отдельных преподавателей в разной степени готовности. Многие и сегодня ощущают острую потребность в помощи со стороны коллег и руководства. Поэтому перед ректорами вузов стоит задача сформировать среду, в которой студенты и преподаватели будут максимально быстро получать обратную связь в случае возникновения трудностей. А для этого, подчеркнула ректор НИТУ «МИСиС», нам необходимо научиться быть максимально открытыми.

Читайте далее

Обсуждение новости