Пара заблуждений
Самое главное заблуждение, касающееся этой профессии: дизайнер и художник – это одно и то же. На деле же, как правило, оказывается не то чтобы наоборот – просто совсем иначе, поскольку любое направление дизайна решает в массе своей задачи сугубо прикладные. Вне зависимости от того, чем специалист занимается: шьет одежду, рисует интерфейсы или проектирует салон автомобиля, его цель — сделать всё максимально эстетично и функционально. И пусть эстетичность – это нечто само собой разумеющееся, но именно функциональность продукта определяет в итоге его качество.
Второе основное заблуждение, отчасти вытекающее из первого: дизайнер – человек свободный и он сам решает, как будет выглядеть итог его работы. Это почти всегда не так.
- Во-первых, поскольку мы создаем не произведение искусства, а продукт, чем бы он ни был, то, как правило, сделать это в одиночку совершенно невозможно, а как только появляются другие люди, возникают и ограничения: маркетолог, менеджер по проекту, пиарщик – все они имеют мнение, к которому приходится прислушиваться, а иногда нужно и вовсе неотступно следовать их указаниям.
- Во-вторых, как уже было отмечено выше, деятельность эта имеет сугубо прикладной характер, все объекты ее материальны или передаются с помощью материальных носителей, и надо сразу определить для себя, с чем придется работать. Если речь идет о сайтах или электронных изданиях, нужно представлять себе, какое разрешение, цветопередача и прочие параметры будут у носителей; если это бумажное издание (открытка или книга – не столь важно), следует решить, какой плотности нужна бумага, какого она будет оттенка, а если речь идет о книге, то будет ли это обложка или переплет, и какого типа; если конструктор проектирует одежду, он заранее решает, какими будут ткани и фурнитура, поскольку эти, материальные, параметры определяются в первую очередь планируемыми условиями эксплуатации, и уже потом – вкусом автора.
- Ну а там, где появляется что-либо материальное, как правило, возникают и финансовые вопросы. Бюджет проекта – это тоже ограничение. Таким образом, несложно догадаться, какие метаморфозы претерпевает идея на своем пути от эскиза до реализации и как безнадежно далек бывает конечный продукт от первоначального замысла автора.
Сплошная суматоха
Все перечисленные выше причины и делают дизайнера, особенно молодого, несчастным в своей работе. Представьте себе такую ситуацию: есть вы (дизайнер) – и есть некая компания, которая заказала вам баннер, вернее, два. Допустим, анимированные. (Уточню, если кто-то не понял, о чем речь, что это маленькие прямоугольники с рекламой, сделанные так, что картинки и текст на них меняются; кликнув на баннеры, попадаешь на сайт рекламодателя.) Так вот, вам заказали баннеры, прислали папку с фотографиями к нему и несколько фраз (их нужно разместить на баннерах), а также показали баннеры конкурентов, на которые нужно ориентироваться. Задача несложная, вы с ней справляетесь, отправляете готовые баннеры заказчику, и работу у вас принимают. Собственно, здесь и должен быть счастливый конец, но как бы не так! На следующий день заказчик пишет вам, что всё хорошо, вот только новый исполнительный директор просил на одном из баннеров заменить шрифт на более строгий. Этот, предположим, широк. То есть он полностью не подходит, и нужен новый. Что вы можете на это ответить? Что на обоих баннерах шрифт абсолютно одинаковый и это фирменный шрифт компании-заказчика, используемый ими для всей их продукции? Пожалуй, так. И вы думаете, что вот теперь уже точно настал счастливый конец? Нет! Еще через день представитель компании звонит и говорит: «Мы посовещались, и мы не знаем точно, чего хотим, но это обязательно должно быть красочно, зажигательно и гламурно, а не так, как вы нам тут сделали!» И вы отвечаете: «Помилуйте, как же я сделаю красочно, если вы прислали мне исключительно черно-белые фотографии?» Заказчик с минуту думает, понимает, что правда ваша, и говорит, что решит вопрос. И это было только начало истории, а между тем хочу напомнить, что один раз вы эти баннеры уже полностью сделали, и работу у вас уже приняли, но…
Или вы договариваетесь с некой компанией, что сделаете для них каталог, и оплата у вас почасовая. Итак, вы приезжаете в офис компании и начинаете работать. И первый же вопрос, который вы задаете менеджеру вашего проекта: «Каков будет формат издания?», ставит менеджера в тупик. Менеджер, в свою очередь, ставит в тупик руководство и трех менеджеров направлений, над которыми шефствует. У всех свое мнение по этому вопросу, и дебаты продолжаются весь день. Первый рабочий день в итоге хаотичен, непродуктивен и утомителен для вас. На второй день каждый из менеджеров, который должен предоставить все материалы по своему направлению, что-то не успевает и просит вас делать пока другое. А на третий день менеджер проекта говорит, что у вас шесть рабочих дней на каталог, и нужно обязательно успеть. Ну что, уже весело? Если в первые два дня никто толком не дал материалов, а осталось всего четыре? А потом начинаются всякие неприятные вещи: руководство требует от менеджера проекта отчета по каталогу, менеджер проекта говорит, что дизайнер не успевает, а вы – дизайнер – говорите, что у вас нет материалов, на что руководитель возражает, что этого не может быть, поскольку он давно знает своих сотрудников, и они умеют работать, а вас впервые видит, значит, вы и виноваты. После этого правдами и неправдами вы добываете у менеджеров материал, сдаете каталог, внося бесконечные изменения («я хочу вместо той картинки вот ту, нет, вон ту, нет, верните, как было»), а менеджер проекта говорит, что срок, отпущенный на эту работу, вышел, и вам заплатят только за шесть дней, остальное отработанное вами время – не в счет, поскольку каталог давно должны были напечатать. Вы сильно обижаетесь, но рады, что всё это закончилось. И каково же ваше удивление, когда недели через три вам звонят и просят вписать в какой-нибудь текст новую фразу или другую формулировку старой. В текст того самого срочного каталога, за который вам недоплатили, объясняя это тем, что вы затянули сроки!
Конечно, такие ситуации случаются чаще с молодыми дизайнерами, у которых не слишком велик еще опыт не только работы, но и делового общения с людьми, и которым трудно твердо и уверенно заявлять свои права, требовать обоюдного соблюдения условий договора и трудовой дисциплины. Таким дизайнерам часто просто неудобно кого-то обидеть. Так что надо быть готовым не только к разным неприятным ситуациям, но и к своей на них реакции!
Общайтесь!
Как говорят, дизайнер работает языком. Важно не только уметь отстоять свое мнение (о вкусах не спорят, но их, увы, часто навязывают), объяснить, почему именно то решение, которое вы предлагаете, оптимально в данной ситуации и отчего нужно сделать именно так; объяснить, почему ваши услуги стоят именно столько, сколько вы говорите, и не вызвать негодования (это один из системных парадоксов: заказчик всегда переплачивает, а исполнитель – недополучает); объяснить, в конце концов, почему именно вы должны получить этот заказ или работу, если речь идет об определенном месте.
Умение подать себя – это один из ключевых навыков для любого специалиста, но в сферах, где не так уж много объективного и нет строгих параметров для оценки профессионализма, решающим часто является первое впечатление о вас и всё то хорошее, что вы сами о себе произнесете. Может быть, я сейчас выскажу достаточно спорную идею, но дизайнеру, как любому человеку, продающему свои идеи и навыки, необходимо уметь находить общий язык с кем угодно, начиная с Эллочки-людоедки, и убедительно хвалить себя. Вы заметили, что люди творческих профессий редко бывают скромными?
Входной барьер
В экономике есть такое понятие – входной барьер. Это все те усилия, которые нужно предпринять, и все те средства, которые нужно внести, чтобы попасть в какую-то отрасль рынка. Для банков это размер уставного капитала, а вот что же это для дизайнеров? Какие барьеры нужно преодолеть, чтобы попасть на рынок труда в качестве конкурентоспособного специалиста?
- Во-первых, конечно, специальное образование. Здесь даже комментировать нечего: образование дает то количество теории и практических навыков, которое необходимо для дальнейшего самостоятельного роста. Есть масса дизайнеров, нужного образования не имеющих, но они редко способны достигать уровня, который удовлетворял бы запросам крупных компаний или дизайн-студий.
- Во-вторых, это наличие хорошего вкуса. Вкус не бывает врожденным, он воспитывается средой или вашими собственными волевыми усилиями. Опять же, профильное образование играет в этом отнюдь не малую роль.
- В-третьих, широкий кругозор, который охватывает все области знаний (я уже упоминала о том, что дизайнер продает идеи, а идеи питаются знаниями), а также кругозор в области всех визуальных искусств (так называемая «насмотренность») и хотя бы общая осведомленность о том, каковы свойства нужных материалов (бумаги, тканей, различных пластиков и металлов), каков техпроцесс создания продукта, что влияет на повышение или понижение стоимости этого процесса.
- В-четвертых, минимальная материальная база: бумага, ластик, карандаш, более ли менее мощный компьютер, сканер, фотоаппарат и цветной принтер, причем три последние позиции опциональны – без них можно обойтись.
Отсутствие любого из первых трех пунктов делает вас полностью профнепригодными, отсутствие четвертого изрядно усложняет жизнь – и это притом, что наличие всех четырех вовсе не гарантируют вам счастья и процветания.
***
Итак, если, несмотря ни на, что вы готовы поглощать терабайты информации, учиться всю жизнь и контактировать с иными формами жизни по сугубо деловым вопросам, то эта профессия вам понравится, потому что – внимание! – я не сказала самого важного: это совершенно невообразимое чувство – видеть, как концепция, изображенная тобой на каком-то бумажном обрывке, претерпев массу превращений, ставшая всеми этими файлами с названиями, заканчивающимися на _1, _2, <…> _, улучшенная или искалеченная другими людьми, становится вещью, живет совсем отдельно от тебя: лежит у кого-то на столе, отображается на экране, в ней кто-то ходит, ездит или летает, кто-то хочет получить ее себе. И, как бы там ни было, ты стал частью этого проекта и сделал всё, чтобы получилось действительно классно! И оно того стоило. Вообще всего.