Содержание
Высшие учебные заведения на сегодняшний день предлагают получить образование в дистанционном режиме по многим специальностям. Некоторые из них даже предоставляют возможность овладеть техническими специальностями в удаленном режиме. Однако, следует помнить, что техническое образование подразумевает не только получение теоретических знаний, но и умение работать на специальном оборудовании. Именно поэтому с дистанционной формой обучения техническим дисциплинам нередко возникает ряд трудностей. Высшие учебные заведения вправе потребовать от студента подтверждения возможности проводить практические занятия – это может быть предприятие или специальные учебные кабинеты.
Как правило, для решения вышеописанной проблемы учебные заведения обеспечивают студентов файлами, в которых содержатся прикладные программы и практические задания. Выполнив все указания преподавателей, учащиеся получают полную базу для применения профессиональных навыков на производстве.
Как поступить на дистанционное обучение
Для поступления на дистанционное обучение по техническим специальностям необходимо выполнить следующие этапы:
- Выбрать высшее учебное заведение. Можно провести мониторинг самых популярных вузов, сравнить их возможности и программы обучения. Если есть возможность, то стоит лично посетить учебное заведение и ознакомиться с преподавательским составом. На этом этапе нужно выбрать и конкретную специальность – техническое образование имеет достаточно широкий выбор факультетов, целесообразность получения той или иной профессии определяется индивидуально;
- Собрать пакет документов для подачи в приемную комиссию. Обычно учебное заведение список таких документов составляет самостоятельно, но обязательно необходимо предоставить паспорт, фотографии, аттестат о полученном раннее образовании и заявление-анкету. Активно пропагандируют дистанционное обучение по техническим специальностям среди уже практикующих работников со средним специальным образованием – у них есть возможность самостоятельно обеспечить базу для проведения практических занятий, можно использовать собственные разработки и опыт в профессии;
- Организовать свое рабочее место – обеспечить высокоскоростной интернет, научиться работать с графическими и текстовыми редакторами, определиться с распределением времени для учебы.
Преимущества и недостатки удаленного технического образования
Дистанционное обучение вообще обладает многими преимуществами, а если получать такое образование по техническим профессиям, то можно выделить следующие плюсы:
- Возможность совмещать работу и учебу;
- График учебы строится студентом самостоятельно;
- Можно закончить обучение в сжатые сроки – допускается сдача экзаменов экстерном;
- Техническое образование можно получить в самых престижных вузах страны.
Но есть и некоторые минусы дистанционного обучения техническим специальностям:
- Отсутствие непосредственного контакта с преподавателем, что не позволяет проводить практические занятия под руководством специалиста;
- Необходимость самостоятельно решать проблему материально-технической базы для выполнения лабораторных и практических заданий в рамках учебной программы;
- Самодисциплина и самоорганизация учебного процесса.
Высшие учебные заведения стараются максимально решить возникающие проблемы при дистанционном обучении техническим специальностям. Например, многие из них заключают договора с производственными предприятиями, которые берут на работу студентов и позволяют проводить в стенах организации необходимую практическую деятельность. Учащемуся облегчают задачи самодисциплинирования – проводят семинары в режиме онлайн общения, регулярно ведут консультационные проекты, во время которых осуществляется общение между студентом и преподавателем.
Техническое образование – единственное направление в дистанционном обучении, которое требует проведения очных лекций, семинаров, практических работ и конференций. Даты таких сборов оговариваются заранее и не мешают трудовой деятельности.
Принципы и организационные моменты образования
Высшее дистанционное техническое образование базируется на принципах модальности, подразумевающих возможность выбора определенного набора программ по обучению или переподготовке по тем или иным дисциплинам. При этом студенты могут сами определиться с формой обучения, отдав предпочтение:
- Заочно дистанционной модели;
- Частично удаленной;
- Полностью дистанционной учебе.
Как правило, дистанционно техническим специальностям обучаются уже взрослые сформировавшиеся люди, не имеющие возможность отвлекаться от рабочего процесса. В связи с этим при подборе методики и организации учебного процесса учитывается как имеющийся профессиональный, так и жизненный опыт поступившего студента. Важными моментами обучения становятся гибкость и адаптивность образовательных программ, адекватность к базовым требованиям рынка.
Еще в период поступления проводится опрос, помогающий выявить:
- Базовый уровень знаний студента;
- Возрастные и психологические особенности;
- Уровень интеллектуального развития и потребности личности в росте.
Высшее техническое образование дистанционно сопряжено с четкой дифференциацией подхода к каждому обучаемому.
Контроль процесса обучения
Многие желающие учиться дистанционно по техническим специальностям беспокоятся по поводу необходимости выезда на сессии, прерывания трудовой деятельности, траты собственных финансов на проезд и проживание. Интернет-технологии позволяют проводить промежуточные дифференциальные зачеты и сессии в режиме онлайн – студенту присылаются практические задания и тестовые вопросы. Ему предоставляется определенный срок для отправки выполненных заданий на проверку. Некоторые высшие учебные заведения проводят все тестирования с помощью скайпа – учащийся в реальном времени отвечает на вопросы экзаменатора.
Государственные экзамены и защиту дипломной работы необходимо проходить непосредственно в учебном заведении – личное присутствие выпускника обязательно.
Известные технические вузы России, где можно получить дистанционное образование
Желающим получить техническое обучение дистанционно следует обратить внимание на:
- Национальный открытый университет «Интуит», предоставляющий обучение информационным технологиям;
- Всемирный технологический университет, готовящий специалистов в области информатики.