Как применять вебинары в образовательной среде

Последнее десятилетие отмечено активным формированием качественно новой образовательной среды – цифровой. Технологии, которые уже оказали существенное влияние на то, как мы работаем, отдыхаем, общаемся, путешествуем и даже занимаемся спортом, не могут не повлиять и на то, как мы учимся. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в учебный процесс любого уровня все чаще включаются инновационные электронные инструментальные обучающие среды – от простейших мобильных приложений до многофункциональных вебинарных площадок и коллаборативных онлайновых платформ.

Место вебинаров в вузовском цифровом образовании

Всевозможные тренажеры, онлайн-лаборатории, информационные сети, открытые учебные ресурсы и десятки других виртуальных сервисов постепенно, но уверенно выстраиваются в новую систему образовательного процесса. Далеко не последнее место в ней занимают вебинары (от английского web и seminar, что буквально означает «семинар в сети»).

Активное развитие дистанционного образования как полноценной формы вузовского обучения потребовало поиска эффективных форм удаленного взаимодействия преподавателей и студентов. Видеоконференцсвязь и спутниковые порталы сложны в эксплуатации и требуют немалых материальных вложений в покупку оборудования, поддержание его работоспособности и приобретение лицензий. Не каждое высшее учебное заведение может позволить себе такую роскошь. Проведение вебинаров на платформе Сlickmeeting менее затратно, гораздо проще в организации и может при необходимости полностью заменить традиционные лекции и семинары.Занятие на онлайн-вебинаре

Функционал «семинаров в сети»

Чтобы провести вебинар онлайн, нужны доступ в Интернет и компьютеры – для спикера и для каждого из студентов. Организует сеанс связи преподаватель – на нем лежит ответственность за разработку плана веб-конференции и координацию учебной деятельности в рамках онлайновой лекции или семинара, он может предоставлять слово другим участникам.

Для организации работы простейший инструментарий должен включать:

  • аудио- и видеосвязь в режиме реального времени;
  • показ заранее смонтированных видеороликов;
  • демонстрацию слайдовой презентации;
  • чат для письменных сообщений в режиме реального времени обмен файлами.

Более эффективно вести учебную деятельность помогают дополнительные инструменты:

  • виртуальная интерактивная доска (whiteboard);
  • показ разного рода документов с выделением нужных областей;
  • доступ к файлам и обмен электронными материалами;
  • демонстрация рабочего стола (desktop);
  • голосования, тестирование, опросы;
  • работа на удаленном desktop при необходимости показать на чужом компьютере алгоритм каких-либо действий и т. д.;
  • запись вебинаров;
  • поддержка доступа с мобильных устройств.

Веб-лекция

Это наиболее распространенный формат использования возможностей вебинаров. Студенты видят и слышат лектора, параллельно просматривая на экране компьютера презентацию. Во время своего устного сообщения преподаватель может делать записи и рисунки на виртуальной доске, демонстрировать файлы разных форматов:

  • текстовых – doc, pdf, rtf и т. д.;
  • фото и изображений – jpg, gif, png и др.;
  • видео – avi, 3gp, mp4 и др.;
  • электронных таблиц – xlsx, ods и т. д.

Доступ к рабочему столу лектора дает возможность студентам увидеть, как он, например, делает эскиз, решает задачу или пишет программу, используя собственное ПО.

Как и на обычной лекции, слушатели могут «поднимать руку», чтобы задать вопрос, а преподаватель решит, демонстрировать ли изображение студента виртуальной аудитории или ограничиться передачей в эфир только звука. Вопросы можно присылать и в чате – через специальную область экрана, которую видят все участники. Для рационального использования времени, отведенного на вебинар, преподаватель перед его началом устанавливает регламент ответов на вопросы – сразу по ходу лекции или в конце конференции.

Используя программное обеспечение платформы, лекцию можно завершить опросом с выбором варианта (или нескольких) из предложенных или с вводом произвольных ответов, а также перенаправить студентов на страницу с предварительно загруженным дополнительным материалом для изучения и домашним заданием.Веб-лекция на платформе

Веб-семинар

Сегодня онлайн-обучение – это уже не человек перед экраном, а взаимодействие людей, разделенных (скорее, связанных) экраном. Все перечисленные выше возможности веб-конференций, которые используются для организации лекций, с успехом могут применяться и для проведения семинаров с учетом особенностей этого формата учебной деятельности: к примеру функцию удаленного доступа к рабочему столу можно задействовать для того, чтобы продемонстрировать, как работает ПО, управляя компьютерами студентов.

Кроме того, чтобы поддерживать активность слушателей при обсуждении и разборе изучаемой темы, преподаватель может передавать любому из студентов права тьютора, эксперта, докладчика или ведущего семинара. В таком случае взявший на себя функции спикера учащийся может демонстрировать слайд-презентацию, другие предварительно загруженные (или хранящиеся в его компьютере) файлы, а все участники семинара будут не только слышать, но и видеть его, смогут задать вопросы. Также студентам можно дать задания для совместного выполнения в режиме реального времени.

Таким образом, с помощью вебинаров можно полноценно организовать педагогическое общение по модели «лицом к лицу». Более того, запись эфира дает возможность многократно использовать материалы лекции или семинара, что избавляет преподавателей от проверки тестов (результаты определяются автоматически) и освобождает от монотонной работы по подготовке иллюстративных или дидактических раздаточных материалов для всех групп и каждого студента.

Другие варианты

В образовательной деятельности вуза функционал площадки для проведения вебинаров можно использовать и в других целях:

  1. Трансляция, запись и хранение лекций приглашенных ученых.
  2. Фиксация лучших педагогических практик для последующего их анализа.
  3. Консультации студентов перед итоговыми и промежуточными аттестациями или по новым разделам программы.
  4. Выступление с докладами на конференциях, в том числе международных, на заседаниях студенческих научных обществ.
  5. Консультирование студентов, стажирующихся или изучающих отдельные модули программ двойных дипломов за рубежом.
  6. Организация занятий без отрыва от производства по программам повышения квалификации, второго высшего образования, MBA.

Для проведения вебинаров вузам необязательно разрабатывать собственную платформу – можно пользоваться услугами специализированных, хорошо зарекомендовавших себя компаний, которые предлагают недорогие тарифные планы, возможность выбрать язык интерфейса и полезные для образовательных целей инструменты. Среди множества предложений можно подобрать сервис, обеспечивающий стабильную учебную онлайн-работу без загрузки на вузовские компьютеры какого-либо дополнительного лицензионного программного обеспечения (например, сервис Clickmeeting и др.).

Отдавать предпочтение бесплатным платформам стоит с осторожностью по нескольким причинам. Во-первых, перегрузка общедоступной сети снижает качество трансляции (не самое лучшее изображение, задержка звука, а с увеличением количества участников нередко ухудшается аудиосигнал); во-вторых, всегда ограничивается количество участников (как правило, максимум – 25); в-третьих, не все сервисы поддерживают доступ к трансляции с устройств разных типов.

В целом же, доступность записей вебинаров ведущих университетов для преподавателей и студентов разных вузов послужит основой повышения качества учебных материалов и образовательного процесса в целом.

Автор статьи:

Материал обновлен: 30.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения