Последнее десятилетие отмечено активным формированием качественно новой образовательной среды – цифровой. Технологии, которые уже оказали существенное влияние на то, как мы работаем, отдыхаем, общаемся, путешествуем и даже занимаемся спортом, не могут не повлиять и на то, как мы учимся. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в учебный процесс любого уровня все чаще включаются инновационные электронные инструментальные обучающие среды – от простейших мобильных приложений до многофункциональных вебинарных площадок и коллаборативных онлайновых платформ.
Место вебинаров в вузовском цифровом образовании
Всевозможные тренажеры, онлайн-лаборатории, информационные сети, открытые учебные ресурсы и десятки других виртуальных сервисов постепенно, но уверенно выстраиваются в новую систему образовательного процесса. Далеко не последнее место в ней занимают вебинары (от английского web и seminar, что буквально означает «семинар в сети»).
Активное развитие дистанционного образования как полноценной формы вузовского обучения потребовало поиска эффективных форм удаленного взаимодействия преподавателей и студентов. Видеоконференцсвязь и спутниковые порталы сложны в эксплуатации и требуют немалых материальных вложений в покупку оборудования, поддержание его работоспособности и приобретение лицензий. Не каждое высшее учебное заведение может позволить себе такую роскошь. Проведение вебинаров на платформе Сlickmeeting менее затратно, гораздо проще в организации и может при необходимости полностью заменить традиционные лекции и семинары.
Функционал «семинаров в сети»
Чтобы провести вебинар онлайн, нужны доступ в Интернет и компьютеры – для спикера и для каждого из студентов. Организует сеанс связи преподаватель – на нем лежит ответственность за разработку плана веб-конференции и координацию учебной деятельности в рамках онлайновой лекции или семинара, он может предоставлять слово другим участникам.
Для организации работы простейший инструментарий должен включать:
- аудио- и видеосвязь в режиме реального времени;
- показ заранее смонтированных видеороликов;
- демонстрацию слайдовой презентации;
- чат для письменных сообщений в режиме реального времени обмен файлами.
Более эффективно вести учебную деятельность помогают дополнительные инструменты:
- виртуальная интерактивная доска (whiteboard);
- показ разного рода документов с выделением нужных областей;
- доступ к файлам и обмен электронными материалами;
- демонстрация рабочего стола (desktop);
- голосования, тестирование, опросы;
- работа на удаленном desktop при необходимости показать на чужом компьютере алгоритм каких-либо действий и т. д.;
- запись вебинаров;
- поддержка доступа с мобильных устройств.
Веб-лекция
Это наиболее распространенный формат использования возможностей вебинаров. Студенты видят и слышат лектора, параллельно просматривая на экране компьютера презентацию. Во время своего устного сообщения преподаватель может делать записи и рисунки на виртуальной доске, демонстрировать файлы разных форматов:
- текстовых – doc, pdf, rtf и т. д.;
- фото и изображений – jpg, gif, png и др.;
- видео – avi, 3gp, mp4 и др.;
- электронных таблиц – xlsx, ods и т. д.
Доступ к рабочему столу лектора дает возможность студентам увидеть, как он, например, делает эскиз, решает задачу или пишет программу, используя собственное ПО.
Как и на обычной лекции, слушатели могут «поднимать руку», чтобы задать вопрос, а преподаватель решит, демонстрировать ли изображение студента виртуальной аудитории или ограничиться передачей в эфир только звука. Вопросы можно присылать и в чате – через специальную область экрана, которую видят все участники. Для рационального использования времени, отведенного на вебинар, преподаватель перед его началом устанавливает регламент ответов на вопросы – сразу по ходу лекции или в конце конференции.
Используя программное обеспечение платформы, лекцию можно завершить опросом с выбором варианта (или нескольких) из предложенных или с вводом произвольных ответов, а также перенаправить студентов на страницу с предварительно загруженным дополнительным материалом для изучения и домашним заданием.
Веб-семинар
Сегодня онлайн-обучение – это уже не человек перед экраном, а взаимодействие людей, разделенных (скорее, связанных) экраном. Все перечисленные выше возможности веб-конференций, которые используются для организации лекций, с успехом могут применяться и для проведения семинаров с учетом особенностей этого формата учебной деятельности: к примеру функцию удаленного доступа к рабочему столу можно задействовать для того, чтобы продемонстрировать, как работает ПО, управляя компьютерами студентов.
Кроме того, чтобы поддерживать активность слушателей при обсуждении и разборе изучаемой темы, преподаватель может передавать любому из студентов права тьютора, эксперта, докладчика или ведущего семинара. В таком случае взявший на себя функции спикера учащийся может демонстрировать слайд-презентацию, другие предварительно загруженные (или хранящиеся в его компьютере) файлы, а все участники семинара будут не только слышать, но и видеть его, смогут задать вопросы. Также студентам можно дать задания для совместного выполнения в режиме реального времени.
Таким образом, с помощью вебинаров можно полноценно организовать педагогическое общение по модели «лицом к лицу». Более того, запись эфира дает возможность многократно использовать материалы лекции или семинара, что избавляет преподавателей от проверки тестов (результаты определяются автоматически) и освобождает от монотонной работы по подготовке иллюстративных или дидактических раздаточных материалов для всех групп и каждого студента.
Другие варианты
В образовательной деятельности вуза функционал площадки для проведения вебинаров можно использовать и в других целях:
- Трансляция, запись и хранение лекций приглашенных ученых.
- Фиксация лучших педагогических практик для последующего их анализа.
- Консультации студентов перед итоговыми и промежуточными аттестациями или по новым разделам программы.
- Выступление с докладами на конференциях, в том числе международных, на заседаниях студенческих научных обществ.
- Консультирование студентов, стажирующихся или изучающих отдельные модули программ двойных дипломов за рубежом.
- Организация занятий без отрыва от производства по программам повышения квалификации, второго высшего образования, MBA.
Для проведения вебинаров вузам необязательно разрабатывать собственную платформу – можно пользоваться услугами специализированных, хорошо зарекомендовавших себя компаний, которые предлагают недорогие тарифные планы, возможность выбрать язык интерфейса и полезные для образовательных целей инструменты. Среди множества предложений можно подобрать сервис, обеспечивающий стабильную учебную онлайн-работу без загрузки на вузовские компьютеры какого-либо дополнительного лицензионного программного обеспечения (например, сервис Clickmeeting и др.).
Отдавать предпочтение бесплатным платформам стоит с осторожностью по нескольким причинам. Во-первых, перегрузка общедоступной сети снижает качество трансляции (не самое лучшее изображение, задержка звука, а с увеличением количества участников нередко ухудшается аудиосигнал); во-вторых, всегда ограничивается количество участников (как правило, максимум – 25); в-третьих, не все сервисы поддерживают доступ к трансляции с устройств разных типов.
В целом же, доступность записей вебинаров ведущих университетов для преподавателей и студентов разных вузов послужит основой повышения качества учебных материалов и образовательного процесса в целом.