Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) способствует реализации принципа равных прав на среднее образование для всех граждан РФ.
Содержание
Проблемы детей с ОВЗ
Цивилизованные формы общественного устройства предполагают равные возможности в культурном, личностном и духовном росте для всех членов социума. Основные трудности, с которыми сталкиваются дети-инвалиды в современном мире, таковы:
- Замкнутость жизни, отсутствие нормального досуга, ограничение общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что мешает получить среднее, а затем и профессиональное образование и адаптироваться к условиям жизни в социуме.
- Дети-инвалиды, находящиеся на домашнем обучении, получают среднее образование недостаточно высокого уровня, поскольку зачастую для них преподают учителя обыкновенных, а не специализированных школ.
- Как правило, обучение на дому не имеет достаточного материально-технического обеспечения образовательного процесса (специальных демонстрационных и наглядных пособий, оборудования для лабораторных работ и т. д.).
- Получение среднего образования в обычной школе в формате домашнего обучения занимает большую часть личного времени ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отбирает у него много сил, минимизирует перспективы самореализации.
Цели, задачи и статус дистанционного образования детей с ОВЗ
- Дистанционное обучение детей-инвалидов реализуется для того, чтобы несовершеннолетние граждане этой категории имели равные со сверстниками возможность получить среднее общее образование.
- Удаленное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья проводится согласно ФГОС с целью получения полноценного общего и среднего образования.
- Дистанционное образование детей-инвалидов организовывается так, чтобы процесс обучения проводился в соответствии с умственными и физическими способностями каждого учащегося, с учетом особенностей заболеваний и психофизического развития, специфичных в каждом отдельном случае.
- В процессе реализации дистанционных программ среднего общего образования для детей с ОВЗ обеспечивается своевременное использование получаемых ими знаний и навыков в целях поддержания всестороннего развития личностных качеств каждого отдельного ребенка и повышения эффективности обучения.
Центры дистанционного образования
В рамках федеральной программы «Организация дистанционного образования детей-инвалидов» в 2009 году была введена такая форма учебных заведений, как центр дистанционного образования (ЦДО) детей с ОВЗ.
Эти учреждения могут создаваться на базе коррекционных заведений или школ для детей, нуждающихся в социальной и психологической помощи. Кроме того, их разрешено организовывать в качестве структурных подразделений различных ссузов и вузов, при институтах и факультетах гуманитарного или медицинского профиля. Также подобные школы могут создаваться как специальные отделения обыкновенных центров дистанционного образования.
Основные виды деятельности, которые должен вести любой ЦДО детей-инвалидов:
- Координация, а также обеспечение обучения школьников с ОВЗ на территории РФ.
- Предоставление доступа педагогам и родителям к учебным материалам и ресурсам.
- Организация учебного процесса.
- Оказание педагогам, ученикам и их родителям всесторонней (не финансовой) помощи для успешного завершения образования.
- Учет детей, которым необходимо удаленное обучение.
- Мониторинг работы организаций, занимающихся реализацией дистанционного обучения детей с ОВЗ.
На сегодняшний день такие центры есть практически во всех регионах и крупных городах РФ.
Учебный процесс
Целевую аудиторию дистанционных программ обучения составляют дети-инвалиды, не имеющие медицинских противопоказаний к работе с ПК, и нуждающиеся в получении образования по стандартным или специальным коррекционным программам. Это школьники: частично и полностью глухие, слепые и слабовидящие, а также имеющие нарушения работы опорно-двигательного аппарата, серьезные дефекты речи и другие заболевания, усложняющие обучение.
В случае наличия достаточных материально-технических, кадровых, организационных и учебно-методических ресурсов возможно проведение дистанционного обучения и для страдающих от сложных дефектов или умственно отсталых детей.
Набор учеников в классы дистанционного образования проводится по согласию родителей или законных опекунов на основании медицинских рекомендаций, изложенных в индивидуальных реабилитационных программах или в заключениях специальных комиссий, консилиумов. Численный состав групп напрямую зависит от изучаемого предмета, но не должен превышать 5 человек.
Дистанционное образование может быть отнесено к категории обучения детей-инвалидов на дому. Программы реализуют учителя, имеющие необходимые знания об особенностях развития учеников, страдающих нарушениями различных видов. Кроме того, преподаватели должны в полной мере обладать навыками применения технологий и методик дистанционного обучения детей в ОВЗ. Для приобретения нужных компетенций педагоги обязаны проходить курсы повышения квалификации по соответствующему профилю.
Учебная нагрузка детей с ОВЗ зависит от видов заболеваний и дефектов. Нередко удаленный формат позволяет полностью освоить стандартную программу. Для ускорения социализации и контроля эффективности занятий рекомендуется комбинировать дистанционное обучение с периодическим посещением учащегося педагогом для проведения индивидуальных уроков на дому.