Тренинги для родителей - это узкоспециализированные краткосрочные программы. Их глобальная задача заключается в том, чтобы научить родителей понимать своих детей и находить гармонию в отношениях с ними и, как следствие, укрепить детско-родительские отношения.
Типичные участники родительских тренингов – мамы и папы ребят, в чьем поведении отмечены агрессия, негативизм, высокая степень тревожности, застенчивость и прочие проблемы. Есть занятия, которые помогут наладить взаимодействие с приемными или «особыми» детьми, подготовить ребенка к школе, установить и укрепить контакт с «трудным подростком» и т.д. Качественные программы обязательно имеют под собой научную аргументацию. В их базу заложены лучшие идеи отечественных и зарубежных психологов, посвятивших свои труды теме детско-родительских отношений.
Ниже предложены подборки наиболее интересных тематических тренингов для разных категорий родителей.
Психологами разработано огромное количество родительских тренингов, которые отличаются по составу участников, характеру решаемых проблем и типу взаимодействия. Мы приведем лишь общие характеристики некоторых, наиболее востребованных направлений работы с родителями:
1. Тренинги взаимодействия с детьми общего характера. Представляют собой универсальные программы, направленные на коррекцию детско-родительских отношений и гармонизацию эмоциональных связей в семье. Зачастую в них используются идеи Томаса Гордона, американского психолога, автора программы «Тренинг эффективного родителя», распространенной в разных странах мира, в т.ч. нашей. В ходе обучения у родителей формируются навыки, помогающие налаживать и поддерживать хорошие отношения с детьми:
Овладев ими, родители смогут справляться с разными ситуациями в общении с детьми и выбирать эффективное в каждом конкретном случае поведение.
2. Тренинги для родителей детей определенного возраста. Они дают знания о психофизиологических изменениях личности ребенка по возрастам и в кризисных периодах (кризис одного года, трех, семи; кризис подросткового и юношеского возраста) и помогают найти соответствующий его жизненному периоду подход к воспитанию.
3. Тренинги взаимодействия с детьми, имеющими трудности развития. К ним можно отнести занятия для родителей детей:
Тренинги для родителей детей с ОВЗ чаще всего проводятся в учреждениях, занимающихся реабилитацией, и учат взаимодействовать с ребенком так, чтобы активизировать его развитие. При этом одной из главных целей ставится создание благоприятного психоэмоционального климата в семье. Существующий в родительском сознании акцент на выраженных проблемах со здоровьем ребенка смещается на значимость того, что малыш существует. Родители учатся любить его, дарить тепло, радоваться маленьким успехам и помогать постепенному разрешению проблем.
4. Тренинги для приемных родителей. Их цель – помочь принять осознанное решение об усыновлении. Как показывает практика, потенциальные усыновители часто имеют радужные представления о будущей жизни с долгожданным ребенком и не предполагают возникновения трудностей. Поэтому после собеседования лица, ходатайствующие об усыновлении, обязательно проходят тренинг в специализированном центре. Его (примерная) программа утверждена приказом Минобрнауки России № 623 от 20 августа 2012 г. и знакомит будущих родителей с элементами семейного права, основами знаний о здоровье ребенка, а также проблемами, связанными с развитием ребенка, воспитываемого вне родной семьи.
5. Тренинг для родителей будущих первоклассников. Обычно проводится в старшей группе детского сада и расширяет родительское представление о готовности ребенка к школьному обучению. Не все мамы и папы осознают, что на пороге школьной жизни, помимо умения читать и писать, малышу важно верить в свои силы, иметь развитые память, воображение и мышление, уметь дружить, работать в коллективе, не терять самообладания, быть усидчивым, и, безусловно, стремиться узнавать что-то новое.
Специальные занятия помогут родителям осознать, готов ли малыш к школе психологически, и сформировать воспитательную стратегию, способствующую развитию его личностных и социальных навыков, необходимых для успешной адаптации в существующей системе обучения.
6. Тренинг по профориентации для родителей. Его проводит школьный психолог в рамках профориентационной работы на протяжении всего периода школьного обучения. В начальной школе родителей учат наблюдать за ребенком, выявлять его склонности и интересы, общаться с ним на тему будущей профессии. В средних классах стараются сузить круг интересов и выбрать приоритетные направления развития ребенка, чтобы в старших наметить этапы освоения профессии и помочь выбрать между вузом и колледжем.
В целом тематика родительских тренингов очень разнообразна, и охватывает множество вопросов, возникающих в процессе воспитания ребенка:
На предварительной беседе перед тренингом психолог проводит диагностику и составляет картину сложившихся на данный момент детско-родительских отношений.
Психологические тренинги для родителей проводятся на базе образовательных и социальных учреждений, психологических центров, в местах семейного отдыха, государственных и коммерческих семейно-ориентированных организациях. Занятия проходят циклами, с упором на групповую работу. Группа формируется из 3-4 семей. При необходимости родителей могут замещать близкие родственники, но только те, кто принимает непосредственное участие в воспитании ребенка.
Готовых советов на тренинге не дают. Родители и дети сами помогают друг другу в решении тех проблем, которые привели их на занятия. Многолетний опыт показывает - подобный формат тренинга учит действовать сообща, вместе справляться с семейными ситуациями, формирует у родителей воспитательную модель «сотрудничества».