Часто люди замечают, что у них возникают проблемы со вниманием, причем возраст чаще всего не имеет особого значения. Это в равной степени касается и школьника, который не смог усвоить материал на уроке, потому что постоянно отвлекался, и взрослого человека, пропустившего нужный сигнал светофора из-за рассеянности. По причине недостаточной концентрации многие испытывают проблемы с запоминанием имен и лиц, что затрудняет работу, особенно в большом коллективе. Чтобы прокачать необходимые функции, стоит пройти тренинг на внимание.
Специфика
Согласно исследованию американского психолога Джорджа Миллера, человек одномоментно способен держать во внимании лишь 7 (плюс-минус 2) предметов. Чтобы запомнить большой объем информации, необходимо сосредоточить на ней максимум внимания, а для этого необходимо уметь должным образом организовывать свое время и сознание. Кроме того, на внимательность влияет эмоциональная составляющая, т.е. отношение к запоминаемой информации. Поэтому, если ученик не любит, например, биологию, то и запоминать материал он будет плохо.
Ученые выделяют такие виды внимания:
- Непроизвольное внимание проявляется независимо от намерения человека. Это может быть неожиданный звук, вспышка света, движущийся предмет или какой-то новый объект в привычном окружении. Непроизвольное внимание обычно длится краткий промежуток времени и переходит в произвольное.
- Произвольное внимание – это волевое усилие человека, причем длительное напряжения вызывает серьезное утомление. Произвольное внимание используют для достижения поставленной цели, блокирования отвлекающих факторов, мешающих сконцентрироваться и обеспечения бдительности и осторожности.
- Послепроизвольное (вторично-произвольное) внимание следует за произвольным. Оно позволяет качественно следить за материалом, но уже не требует значительных усилий.
Признаками хорошего внимания считаются его объем, распределение, устойчивость, концентрация и переключение. Именно на развитие этих качеств и направлены многочисленные тренинги.
Примеры содержания
Как правило, опытные тренеры чередуют теоретические вопросы с практическими упражнениями. Среди рассматриваемых на тренингах по концентрации внимания тем:
- зависимость внимательности человека от его индивидуально-типологических особенностей;
- внимательность как черта личности;
- диагностика качеств внимания и общие правила его развития;
- борьба с рассеянностью ("порхающим" и "липким" вниманием);
- активирование произвольного и непроизвольного внимания;
- развитие ассоциативного и образного мышления;
- коррекция высших психических функций (речь, восприятие, память, мышление);
- создание мотивационной установки на саморазвитие.
Для тренировки внимательности часто используют методики на развитие объема внимания, такие как «Проба Мюнстенберга» и «Точка». Научиться переключать внимание можно при помощи техник «Счет по Крепелину» и «Черно-красные таблицы Шульте».
Топ тренингов
В интернете можно найти немало тренингов по улучшению внимания. Они могут носить разный характер: очные сессии, онлайн-вебинары и видеозаписи, тесты и игры, книги. Некоторые разработчики дополняют ментальные задания физическими упражнениями, помогающими сконцентрироваться (йога, дыхательная гимнастика, медитация). Расскажем о некоторых интересных проектах.
Организатор | Форма обучения | Краткое описание | Стоимость, руб. |
---|---|---|---|
Центр образовательных технологий Advance | Онлайн | Вебинар «Как улучшить память и развить внимание» поможет его участникам учить иностранные языки в 6 раз быстрее и запоминать прочитанное в 2 раза лучше. В программе тренинга практические упражнения по развитию внимания, технологиям быстрого запоминания, способы перевода информации из кратковременной памяти в долговременную. Занятия ведет Николай Ягодкин, специалист по инновационным методикам обучения с педагогическим и математическим образованием. Среди его учеников министры, руководители крупных компаний, депутаты и их дети. Положительного результата удается достичь за счет развития базовых психических функций. Разработки центра оценили специалисты МГУ, МГПУ, Федерального медико-биологического агентства. | Бесплатно |
Медицинский центр «Неокортекс» (Хабаровск) |
Очно | Нейротренинг «Внимание и сосредоточенность» проводится без использования видеолекций, лишь с применением технологии НейроБОС. Такой подход позволяет развивать базовую функцию мозга, внимание, лишь за счет внутренней работы участника над собой. В первой части занятия ученик выполняет упражнения на внимательность, концентрацию, логическое мышление, обработки информации. Для проведения второй части на голову человека надевают безопасную портативную нейрогарнитуру ЭЭГ-БОС. Достигнутая при помощи компьютера, анализирующего волны мозговой активности, высокая сосредоточенность мозга закрепляется специальными упражнениями, которые постепенно усложняют. | Стоимость необходимо уточнять у сотрудников центра |
Центр профессионального образования «Дитад» (Москва) | Очно/онлайн | Тренинг «Тренировка внимательности как условие качественного выполнения служебных обязанностей» предназначена для всех желающих повысить качество своей работы. Продолжительность занятия и сроки его начала определяются по согласованию с заказчиком. Курс ведет Людмила Першина, автор учебников и статей по психологии, доцент Академии социального управления, кандидат психологических наук. Для развития внимательности используют проверенные временем методики и игровые приемы. | Стоимость зависит от количества участников, есть скидки, при формировании группы от 5 человек в одной организации проводят корпоративное обучение |
4Brain | Онлайн | В рамках общего тренинга по развитию памяти первый урок посвящен памяти и вниманию. Участники могут развить свое произвольное (управляемое) внимание, что поможет осуществлять целенаправленное запоминание. Тренинг предлагает упражнения, направленные в основном на концентрации внимания. Они развивают мотивацию участника, помогают сосредотачиваться при наличии внешних раздражителей. Достичь положительного результата можно только в ходе планомерных занятий. Важно не останавливаться на полпути, делать одно дело и стараться получать эмоциональную отдачу. Для проверки освоения материала предлагают пройти тест на время. | Размер оплаты по желанию пользователя |
Школа Эйдетики | Онлайн | Чтобы прокачать показатели своего ребенка, вовсе не обязательно отправлять его на какие-то курсы, особенно сейчас, а период пандемии коронавируса COVID-19. Школа Эйдетики предлагает родителям ряд простых и интересных игр для развития концентрации внимания. Основа их – регулярность выполнения упражнений. Необходимо определить точное время тренировок и занятий (хотя бы несколько минут ежедневно), не пропускать их и подходить к процессу творчески. В кейсе представлены игры для детей разного возраста, в основном от 4 до 8 лет. Предлагают также несложные медитативные техники. Чтобы ребенку было интересно, лучше всего садиться играть всей семьей. | 325 рублей за полный кейс с играми |
Центр развития памяти | Онлайн | Интенсивный онлайн-тренинг по мнемотехнике учит приемам и способам запоминания информации на основе ассоциаций. Он подойдет чиновникам, руководителям, преподавателям, студентам и другим людям, работающим с большими объемами информации. Для качественного обучения в группу зачисляют не больше 12 участников. Курс рассчитан на 2 выходных дня, проводится в Zoom в режиме реального времени и длится с 10:00 до 19:00. Тренер сразу же дает обратную связь своим слушателям. Автор и ведущий Богдан Руденко, доктор философии, учит мнемотехнике у 16 лет, работает с группами и компаниями. При желании можно записаться в мастер-группу и общаться с тренером ежемесячно по интересующим вопросам (отправлять их желательно заранее). | 150 евро |
Центр психиатрии, неврологии и наркологии "Роса" (Москва) | Очно, в группе и индивидуально | Тренинг когнитивных навыков направлен на усвоение новой информации, понимание и взаимодействие с окружающим миром. Под руководством опытных психологов участники развивают память, внимание, мышление, речь и восприятие. Данный курс носит лечебно-реабилитационный характер, он способствует восстановлению утраченных и сохранению от разрушения имеющихся когнитивных функций. Основная целевая аудитория – люди, перенесшие заболевания психики и нервной системы, негативно повлиявшие на когнитивные функции. Участники не только будут выполнять упражнения непосредственно на тренинге, но и получат навыки заниматься в дальнейшем самостоятельно. | Нет информации |
CogniFit | Онлайн | Развитие ребенка в основном происходит в процессе игры, взрослые также могут пользоваться такой формой подачи материала. На платформе CogniFit размещен ряд цифровых инструментов для эффективного развития когнитивных способностей, которыми воспользовалось уже больше 3 миллионов человек. Здесь есть яркие и интересные интеллектуальные игры на память, восприятие, рассуждение, координацию и внимание. По последнему разделу есть упражнения на фокусированное и распределенное внимание, ингибицию и мониторинг. Для достижения выраженного эффекта и поддержания мозга в форме достаточно уделять играм ежедневно всего по 10 минут. Пользоваться продуктами можно при помощи компьютера и любого мобильного устройства. | Бесплатно |
Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (Екатеринбург) | Очно | Тренинг «Внимание – сила!» предназначен для учеников 8–11 классов, желающих развить навыки внимания. Программа рассчитана на 2 дня, в ходе которых опытные психологи научат обращать внимание на детали, легко переключаться и быстро сосредотачиваться. Участникам предлагают работу в парах и мини-группах, индивидуальные задания, групповые дискуссии, моделирование ситуаций, мотивирующие упражнения. Школьники научатся продуктивно использовать свое время, преодолеют скуку и прокрастинацию. Каждый участник после окончания тренинга станет обладателем сертификата и специальной рабочей тетради для дальнейших занятий. | 1800 рублей |
При выборе подходящего курса необходимо определить для себя подходящий формат. Более организованным людям достаточно онлайн-игр и видеоуроков, другим не обойтись без непосредственного контакта с тренером. Но в случаях, когда у взрослого человека или ребенка расстройства внимания достигают степени, реально угрожающей их здоровью и жизни, тренинги не помогут. Такие состояния могут свидетельствовать о серьезных изменениях в мозговой деятельности, и необходимо вмешательство квалифицированных медиков.
Автор: Сергей Пастернак