Тренинг по активному слушанию

Тренинг по активному слушанию

Любая беседа между людьми похожа на улицу с двусторонним движением: оба собеседника активно включены в разговор и используют для передачи не только слова, но и элементы невербального общения. Это способствует максимальному сближению и пониманию между людьми. Это давно поняли и применяют в своей работе психологи, медики, учителя, продавцы, руководители. Постепенно это направление поставили на научную основу и сейчас предлагают всем желающим пройти тренинги по активному слушанию.

Специфика

Активное слушание собеседника

Техники активного слушания впервые появились в работах известного американского психолога и психотерапевта Карла Роджерса. Их можно применять не только в бизнесе и политике, но и в повседневной жизни. Это помогает лучше понять родных и друзей, поддержать разговор на любую тему, выступить на ответственном мероприятии, участвовать в дискуссии и избежать конфликта. Опасность односторонней коммуникации состоит в том, что, не получая обратной связи, человек не может осознать, насколько собеседник его понимает и правильно ли воспринимает транслируемую информацию.

К основным приемам активного слушания можно отнести:

  • демонстрацию внимания и интереса к собеседнику: об этом свидетельствует открытая поза, наклон вперед, контакт глаз, мимика, жесты и касания;
  • эмпатию и активную невербальную реакцию (кивки головой, улыбка или нахмуренные брови в зависимости от того, о чем говорит собеседник);
  • уточняющие вопросы, касающиеся тех или иных аспектов рассказа второго участника разговора;
  • риторические фразы и восклицания («Ух ты!», «Вот это да!», «Правда?»);
  • перефразирование (парафраз) – повторение отдельных утверждений собеседника другими словами для прояснения нужной информации;
  • дословное повторение фраз партнера («эхо» или «возврат фразы») для акцентирования внимания на важных для слушателя деталях разговора;
  • логическое следствие и резюме (метакомментарий) – подведение краткого итога всего услышанного, при этом максимально используя слова собеседника, или самого процесса общения.

Важно во время беседы уловить эмоции человека, подстроиться под них или усиливать, постепенно направляя разговор в нужное русло. При этом важно не давать оценок словам собеседника и не давать ему советов, если он об этом не просит. В бизнесе, применяя технологии активного слушания, продавец может наладить с покупателем доверительные отношения и приобрести постоянного клиента.

Примеры содержания

Многие курсы разных авторов и организаторов рассматривают сходные вопросы. Зачастую они различаются только набором практических упражнений. Среди изучаемых тем:

  • техника речи и работа с голосом (интонации, тон, тембр);
  • взаимоположение в пространстве;
  • невербальные коммуникации (позы, жесты, мимика);
  • управление контактом и способы психологического влияния на собеседника;
  • формирование навыков активного слушания, аргументации и манипуляции;
  • обратная связь как инструмент коммуникации;
  • применение техники активного слушания в конфликтной ситуации и состоянии стресса.

Слушатель осваивает технику понимающего реагирования, дающую сигналы собеседнику, что сказанное им услышано и понято. Используя ряд несложных приемов, участник переговоров или беседы может предугадать ее дальнейший ход или направить в нужное русло. Благодаря привнесению эмоциональной составляющей в разговор, появляется возможность узнать о человеке, сидящем напротив, больше полезных сведений.

Топ тренингов

Подобрать для себя подходящий курс по эффективным коммуникациям с заданиями по активному слушанию несложно. Многие компании и частные тренеры обучают этому очно или в дистанционном формате. Разброс предложений весьма широк: есть короткие бесплатные тренинги для всех желающих и весьма дорогие корпоративные программы. О некоторых из них можно узнать из таблицы.

Организатор Форма обучения Краткое описание Стоимость, руб.
Центр профессионального образования «Дитад» (Москва) Очно/онлайн Тренинг «Эффективные деловые коммуникации» предназначен для компаний, желающих обучить своих сотрудников, и физических лиц. В рамках курса участники узнают о барьерах, мешающих межличностному общению, и путях их преодоления. Особо стоит обратить внимание на упражнение на активное слушание в тренинге, помогающее наладить устойчивый контакт с другим человеком. Курс состоит из 2 уроков, проводящихся с 10:00 до 16:30, а также одного месяца посттренинговой поддержки. Ведет занятия автор тренинга Татьяна Тетерина, сертифицированный коуч, профессиональный бизнес-тренер, член Российской ассоциации учителей риторики. Для юридических лиц 19500 рублей очно, 18000 – онлайн, для физических лиц 17000 рублей очно, 15700 рублей - онлайн
Parada Private Consult Очно/онлайн Организация предлагает свыше 150 обучающих программ, которые составили и проводят ведущие бизнес-тренеры России. Работодатели получают отличную возможность обучить всех сотрудников в одном месте с учетом специфики компании. Тренинг «Эффективные коммуникации» пользуется повышенным спросом. Соотношение теории и практики в нем составляет 30:70. Курс рассчитан на 2 дня и состоит из 10 тематических блоков. Среди рассматриваемых вопросов: установление и укрепление доверия, эмоциональная устойчивость, умение активно слушать и слышать, конфликты и сотрудничество, эмпатия. Применяют такие эффективные инструменты передачи знаний, как упражнения в группах, бизнес-игры, самостоятельная работа. Не указано
«Инфохит» Онлайн Курс «Эффективная коммуникация» базового уровня сложности участники проходят в личном кабинете на GetCourse в форме видеоуроков с консультациями коуча. Его продолжительность 4 недели, по одному уроку в неделю. Автор и ведущая Алевтина Сальникова, сертифицированный бизнес-тренер, эксперт по деловому общению, работает в крупных международных компаниях. На занятиях учат техникам влияния в общении, распознаванию индивидуальных стилей общения, возможностям избежать недопонимания. Важная роль отведена методике активного слушания. Слушатели выполняют домашние задания, которые проверяет тренер. После окончания учебы участник еще 2 недели имеет доступ к методическим материалам. 10000 рублей
4Brain Онлайн Программа «Лучшие техники коммуникации», которую прошло уже больше 9 тысяч человек, объединяет в себе 72 лучшие техники, собранные из десятков популярных тренингов и книг, сгруппированные в 7 разделов. Курс состоит из 43 уроков, его продолжительность при условии занятий по 20-30 минут 4-5 раз в неделю составляет 2 месяца. Удобное время для освоения предложенных методик слушатель выбирает сам. Программа содержит большое число практических заданий. Каждая техника отрабатывается по чек-листу с комментариями, а каждая группа техник завершается кросс-проверкой между участниками курса. Есть возможность отслеживать прогресс и пользоваться своими заметками после завершения учебы. Тренинг разработан коллективом авторов, специализирующихся в разных сферах деятельности. 1990 рублей
«Технология тренинга» Онлайн На ресурсе, помимо иных материалов, представлен целый ряд (около 20) упражнений на активное слушание. Часть из них можно использовать бесплатно, просто зарегистрировавшись на сайте. Полный доступ к материалам предоставляют после оформления подписки. Разные задания подходят для одного участника или группы из 6–20 человек. Они направлены на умение слушать, развитие навыков двусторонней коммуникации, работу с интонациями и взаимопониманием. Для отработки некоторых техник понадобятся видеозаписи, для других – наборы карточек, опросные листы, веревки, зубочистки и другой инвентарь. От 6900 до 19900 рублей для физических лиц, 129000 рублей корпоративный с правом участия в электронных курсах
iia-rf Онлайн На этом сайте есть статья, посвященная упражнениям для отработки активного слушания. Весь материал распределен на отдельные занятия, которые можно проводить с различными группами людей. Эта информация отлично подойдет учителям, работающим с учащимися 9–11 классов, для развития их коммуникационных навыков. Программа разработана специалистами Южного федерального университета. Широко используются мини-лекции, групповые обсуждения и ролевые игры. Каждая группа готовит свою презентацию. Чтобы тренинг прошел успешно, ведущему важно сформировать у слушателей образ цели, поведенческие модели и мотивацию. Результаты анализируют и определяют уровень освоения материала с учетом рефлексии. Бесплатно
Компания Advance AG (Москва) Очно Новый курс «Техники активного слушания и правильных вопросов» реализуется в форме закрытого корпоративного тренинга. Его проводят для представителей различных отделов, однако наиболее эффективен он для тех сотрудников, которые работают в сфере продаж. Обучение состоит из двух модулей продолжительностью один день каждый. Если заказчик хочет сэкономить время, то учебу проведут за один день, пожертвовав частью информации и практики. В ходе обучения используют индивидуальные и групповые упражнения, работу в парах, ролевые игры. Полученный набор практических инструментов пригодится продавцу для лучшего понимания своего клиента. Стоимость программ необходимо узнавать у менеджера компании
Курсы Олега Гамазина Очно Тренинг «Профессиональные коммуникации руководителей» помогает построить доходный бизнес, поскольку без эффективного общения невозможно успешное управление. Курс состоит из 6 блоков, каждый из них завершается практикумом. Один из блоков посвящен личному общению и помогает освоить навыки активного слушания, четкого донесения информации, постановки правильных вопросов, понимания собеседника и качественной обратной связи. Участники разбирают типичные ошибки, и находят пути избегать их в своей деятельности. Автор и ведущий тренинга Олег Гамазин, опытный бизнес-тренер, специализируется на подготовке руководителей и управленческих команд. Стоимость необходимо уточнять у организатора
Mental Skills Онлайн Тренинг «Как понять ребенка? Активное слушание» предназначен для родителей, у которых есть проблемы с коммуникацией с детьми, или из которых ребенок «вьет веревки». Курс состоит из 4 уроков. Теории отведено 20% всего времени, все остальное – это практика (кейсы, упражнения, задачи). Применяемый онлайн-формат дает возможность мамам и папам получить необходимые знания, не выходя из дому. Родители научатся различать детские капризы и проблемы, узнают обо всех тонкостях общения с ними, укрепления доверительных и теплых отношений, выражать свои эмоции, не раня при этом детей. Авторы курса Наталья Векшина и Ирина Мокрова – опытные специалисты и мамы. 800 рублей, если тренинг не понравится, то деньги вернут в течение суток

Если человек хочет открыть бизнес, требующий непосредственного общения с клиентами (в первую очередь это продажи и сфера услуг), ему будет полезным пройти курс по активному слушанию и записать на него своих сотрудников. Также обучение основам эффективного общения пригодится родителям, педагогам, кадровикам и всем, кто хочет стать душой компании и без труда общаться с самыми разными людьми. В личных и семейных отношениях навыки активного слушания понадобятся для лучшего понимания партнера и поиска оптимального решения проблемы.

Автор: Сергей Пастернак

Автор статьи:

Отзывы и обсуждения