Умение общаться и взаимодействовать с людьми необходимо во всех сферах жизни: дома, на работе, в бизнесе, на отдыхе. Этот полезный социальный навык можно развить или откорректировать на коммуникативных тренингах, курсах или вебинарах.
Специфика
Коммуникативный тренинг – это вид краткосрочного практико-ориентированного обучения навыкам конструктивного взаимодействия с людьми и поведения в коллективе. Пройдя его, можно освоить следующие полезные знания и умения:
- эффективные способы общения с людьми, принадлежащими к разным психологическим типам и социальным группам;
- навыки убеждения оппонента;
- применение невербальных способов общения (жесты, мимика, поза, взгляд);
- умение находить психологический подход к собеседнику;
- использование различных интонационных оттенков речи.
Существует 2 основных вида подобных обучающих программ: для делового и для бытового общения. Тренинги делового общения предназначены для бизнесменов, руководителей, менеджеров, рядовых офисных сотрудников. Такое обучение будет полезно тем, кто хочет приобрести навыки продуктивного взаимодействия с руководителями, подчиненными, коллегами, клиентами, деловыми партнерами.
Тренинг по общению с людьми предназначен для обучения коммуникативному взаимодействию в повседневной жизни и решения некоторых психологических проблем. В частности, программа может быть направлена на преодоление стеснительности, выработку умения сдерживать гнев во время бытовых ссор, освоение специфических приемов общения с подростками или пожилыми родственниками. Приобретение таких навыков полезно широкому кругу слушателей.
Примеры содержания
Содержание тренингов отличается в зависимости от специфики и целевой аудитории. В качестве примера разберем 2 программы, проводимые на различных образовательных платформах.
Курс «Теория и практика эффективной коммуникации» – это совместный продукт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и виртуальной образовательной платформы «Coursera». Обучение проходит в дистанционном формате и включает просмотр видеороликов, материалы для самостоятельного изучения, тесты и практические упражнения. Программа курса состоит из следующих модулей:
- Определение понятия «Общение». Роль общения в повседневной жизни. Функции и особенности речи. Коммуникативные модели.
- Виды коммуникаций и их классификация по ситуациям общения. Особенности и отличия разных видов деловой коммуникации. Формы межличностных отношений.
- Навыки ведения диалога и установления коммуникативного контакта с другим человеком. Знакомство с коммуникативными техниками. Роль невербального поведения в процессе общения.
- Навыки эффективной презентации. Принципы, особенности и структура публичных выступлений.
- Изучение видов влияния: личного магнетизма, партнерства, доверия, социального интеллекта и других. Модели влияния и их выбор в зависимости от типов оппонентов.
- Типы возражений и приемы эффективной работы с ними.
- Принципы, приемы и правила ведения деловой переписки. Особенности личной и официальной деловой переписки.
- Составление и оформление различных видов деловых писем.
- Разница между людьми разных поколений в деловой и рабочей среде. Психологические особенности, система ценностей и специфика профессионального общения с ними.
- Специфика общения в межкультурной среде.
На освоение программы отведено 5 недель, однако этот срок весьма условен, так как обучение проходит удаленно и все материалы предоставляются слушателям в записи. Рассмотренный курс предназначен для выработки коммуникативных навыков в профессиональной среде: с коллегами, партнерами, клиентами.
Иначе выглядит онлайн-программа «Навыки общения с людьми» на образовательном сайте «Puzzle Brain». Тренинг разработан для тех, кто хочет научиться общаться с людьми в повседневной бытовой обстановке и устранить психологические трудности, связанные с процессом коммуникации. Обучение состоит из 8 уроков:
- Понятие «эффективная коммуникация» и типы коммуникаторов.
- Внутренняя стратегия и аргументация.
- Коммуникативные каналы и подстройка к оппоненту.
- Приемы общения.
- Выработка правильной реакции на разные виды критики.
- Методы отражения несправедливой критики.
- Управление стрессом и отрицательными эмоциями.
- Выявление текущей самооценки (завышенной или заниженной) и ее коррекция.
Как видно из приведенных примеров, содержание программ для развития навыков делового и повседневного общения значительно разнятся. Так, обязательным компонентом бизнес-коммуникаций является ведение деловой переписки. При обучении навыкам бытового общения акцент сделан на проработку психологических приемов и устранение комплексов.
Подборка тренингов
В таблице представлена подборка из 5 тематических обучающих программ. Каждая их них предназначена для развития набора коммуникативных умений и навыков в различных ситуациях общения. Перейдя по ссылкам, можно подробнее ознакомиться со спецификой этих тренингов.
Название | Организатор | Форма обучения | Краткое описание | Стоимость |
---|---|---|---|---|
«Эффективная деловая коммуникация» | Skillbox | Онлайн |
Программа состоит из 2 курсов, включающих 18 тематических модулей и 101 урок в записи. 1-й курс посвящен устной коммуникации с деловыми партнерами. На 2-м курсе слушатели обучаются ведению деловой переписки на английском языке. Практическая часть курса составлена на основе реальных кейсов. Для получения диплома слушатели должны выполнить 2 практических задания: провести переговоры и написать несколько деловых писем на английском языке. |
46800 рублей. Возможна рассрочка на 12 месяцев. |
«Основы эффективной коммуникации» | «Нетология» | Онлайн |
Программа рассчитана на 1 месяц. Занятия проходят 2-3 раза в неделю по 1,5 часа. Курс состоит из 3-х тематических блоков: - психология общения; - навыки публичного выступления; - техника ведения переговоров. Каждый раздел включает теоретические и практические занятия. Образовательная среда сформирована так, что на протяжении всего обучения участники тесно взаимодействуют с группой преподавателей, куратором и сокурсниками, постоянно получая обратную связь. |
17500 рублей. Возможна рассрочка на 10 месяцев. |
«Искусство светской беседы» | «Инфохит» | Онлайн |
Курс состоит из 15 видеоуроков, к изучению которых можно приступить сразу после оплаты. Участники освоят навыки эффектной самопрезентации, узнают об особенностях «светского» речевого этикета, а также о вербальных и невербальных приемах общения. По итогам аудиоотчета выдается сертификат о прохождении обучения. Автор и ведущая курса – Надежда Трофимова, преподаватель риторики, руководитель онлайн-школы «Элегантная речь». |
3 пакета на выбор: лайт – 1990; стандарт – 3200; оптима – 8200 |
«Управление конфликтами» | Учебный Центр «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана |
Очная или онлайн |
Общая продолжительность обучения – 16 академических часов. Программа состоит из 7 модулей. Каждый из них посвящен различным аспектам управления конфликтом: выбору стратегии общения и поведения, предотвращению конфликтных ситуаций, посредничеству между противодействующими сторонами и другим. Обучение проводят: сертифицированный специалист по эффективной коммуникации Ирина Александровна Касимова и бизнес-тренер с 20-летним стажем управленческой деятельности Елена Александровна Шульга. По окончании тренинга выдается Сертификат международного образца. При предоставлении копии диплома о профессиональном образовании слушатели получают Удостоверение о повышении квалификации. |
Для физических лиц – 11490, Для организаций – 13 490 |
«Мастерство делового общения» | «Дитад» | Очная |
Однодневный тренинг знакомит с эффективными способами коммуникации. Слушатели узнают об особенностях общения с разными категориями людей: коллегами, подчиненными, вышестоящими руководителями, мужчинами и женщинами, лицами с ограниченными возможностями здоровья и другими. Бо́льшая часть времени отводится на отработку практических навыков. Ведущие тренинга: Алевтина Владимировна Рогова, эксперт по этикету телевизионных и радиопрограмм; Татьяна Николаевна Тетерина, член Российской ассоциации учителей риторики, специалист с 17-летним опытом обучения. |
Для организаций – 9500, для физических лиц – 8500 |
Коммуникация – широкое понятие, включающее обмен информацией, влияние, убеждение, лидерство и другие аспекты взаимодействия. Сейчас слушателям предлагается множество тренингов на тему общения – как в онлайн, так и в «живом» формате. Важно ясно понимать собственные ожидания от обучения, чтобы сделать правильный выбор в пользу той или иной программы.
Автор: Вероника Реутова