Психологические тренинги для людей с инвалидностью

Психологические тренинги для людей с инвалидностью

В одной только Москве около 1 миллиона людей имеют те или иные формы инвалидности, а во всей России таких людей около 10% от общей численности населения. Безусловно, кроме медицинской и социальной поддержки, они нуждаются в психологической. Именно поэтому так востребованы разноплановые тренинги с инвалидами, многие из которых можно пройти бесплатно.В инвалидном кресле все делать не удобно.

Специфика

Во всем мире инвалидов (детей и взрослых) стараются максимально социализировать, привлечь к нормальной жизни, невзирая на их проблемы со здоровьем. Многие из них работают в меру своих сил и умений, занимаются спортом, участвуют в общественной и политической жизни, поддерживают других инвалидов. Такой подход делает их полноценными членами общества и дает возможность развиваться. У нас же нередко родители жалостью подменяют истинное добро для своих детей-инвалидов. Они стараются решать даже те вопросы, которые их детям вполне по плечу, ограничивая их трудовое, учебное и социальное развитие, и таким образом инвалидизируя или стигматизируя их еще больше.

Среди основных технологий работы с инвалидами выделяют:

  • социальную реабилитацию (восстановление способности жизнедеятельности в социальной среде);
  • социальную адаптацию (приведение индивидуальных норм поведения инвалида в соответствие с общественными нормами и ценностями);
  • социальную терапию (развитие различных навыков, в т.ч. творческих, для повышения социального статуса человека);
  • социальную диагностику (опираясь на ее результаты, специалисты выбирают подходящие для каждого конкретного случая технологии работы).

Огромную роль в такой работе играют различные клубные, секционные и кружковые объединения по интересам. Они помогают инвалидам внутренне мотивироваться, развивать самостоятельность в выражении своих взглядов и мыслей, самореализовываться в совместной деятельности с другими участниками. Специалисты все больше внедряют в свою работу сказкотерапии, арт-терапии, трудовой терапии. Это способствует преодолению негативных явлений во взаимоотношениях инвалида с близкими людьми.

Примеры содержания

Что касается содержания тренингов, то они во многом зависят от диагноза человека. Некоторые из них направлены на повышение физической активности, поддержку или восстановление когнитивных функций. Однако большая часть методических материалов посвящена социально-психологическим и бытовым аспектам жизни людей с инвалидностью. Остановимся вкратце на основной тематике занятий:

  • развитие талантов с раннего возраста для дальнейшей самореализации;
  • настрой на преодоление трудностей и достижение целей;
  • повышение стрессоустойчивости и психологического равновесия;
  • умение управлять своим эмоциональным состоянием;
  • обучение первичным трудовым навыкам;
  • трудоустройство и адаптация в трудовом коллективе;
  • развитие навыков коммуникации;
  • финансовая грамотность и варианты дополнительной подработки, в т.ч. в интернете;
  • позитивное мышление.

Любой тренинг преследует цель не только решить существующие проблемы, но и обеспечить профилактику их возникновения в будущем. Эффективность тренингового процесса оценивается по результатам пред- и посттренинговой фаз, самоотчетов участников и наблюдений тренера. В ходе занятий применяют различные формирующие и коррекционные приемы: групповые дискуссии, ассоциативные карты, игры и упражнения, направленные на снятие напряжения, коммуникацию, релаксацию и т.д.

Топ тренингов

Большая часть образовательных мероприятий для инвалидов проводится в очном формате на базе специализированных муниципальных учреждений и общественных организаций. Для этого в штат таких учреждений введены профильные специалисты: психологи и педагоги. В режиме онлайн предложений гораздо меньше, хотя сейчас их число постепенно увеличивается. В табличке ниже приведены сведения о некоторых вариантах, которые можно рассмотреть инвалидам.

Организатор Форма обучения Краткое описание Стоимость
Международный образовательный портал Maam Онлайн На портале Кристина Пудова предлагает психологический тренинг на сплочение инвалидов старше 18 лет, основной целью которого является формирование навыка группового взаимодействия. Начинается все с установления контакта между участниками, затем члены группы рассказывают о себе подробнее. Упражнение «Возьми и передай» рассчитано на развитие воображения и невербальной коммуникации. Также тренер предлагает релаксационные техники, задания с пожеланиями и подарками друг для друга. В конце тренинга обязательно проводят рефлексию и узнают, насколько занятие было интересно и полезно для его участников. В результате группа должна стать сплоченнее, а эмоциональный фон ее членов повыситься. Бесплатно
Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива»(Москва) Очно Организация проводит тренинги для работодателей и соискателей работы по пониманию инвалидности, начиная с 1998 года. Это уникальная авторская разработка коллектива «Перспективы», направленная на разрушение стереотипов касательно людей с инвалидностью и возможности их трудоустройства. Программа включает в себя такие темы относительно инвалидов, как этикет и терминология, юридические аспекты трудоустройства и создание необходимых условий труда, нюансы проведения интервью с соискателями-инвалидами. Занятия проходят в интерактивной форме, используются мозговые штурмы, ролевые игры, просмотр видеоматериалов. Стоимость необходимо уточнять у организаторов
Академия развития науки и образования (Санкт-Петербург) Очно Академия реализует большую многоэтапную программу по оказанию информационно-просветительских услуг для инвалидов и их семей «Большая жизнь». В нее входят тренинги для родителей детей-инвалидов, арт-терапевтические занятия с инвалидами, мероприятия по профессиональной ориентации, развитию навыков по работе с компьютером, а также курсы по управлению стрессом и развитию уверенности в себе. Также есть тренинги «Жизнь с диабетом» для людей с 2-3 типом данного заболевания и родителей детей, больных диабетом. Такая социально-психологическая поддержка способствует адаптировать инвалидов к современной жизни и раскрыть резервы их возможностей. Бесплатно
Нижегородский областной центр реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» Очно Ограничения по зрению часто становятся для людей серьезным препятствием для полноценной активной жизни. Центр «Камерата» проводит тренинги для слабовидящих и незрячих по пользованию белой тростью и средствами реабилитации, выполнению бытовых задач без зрительного контроля. К проведению занятий привлекают тифлопедагогов, психологов, тренеров по цифровой грамотности, инструкторов по мобильности и ориентированию. За несколько дней участники получают необходимые навыки, которые затем закрепляют. Особое внимание уделяют людям, потерявшим зрение в позднем возрасте, поскольку им гораздо труднее адаптироваться к новым условиям жизни. Бесплатно
Центр «Моя карьера» (Москва) Очно, онлайн Специалисты центра помогают инвалидам адаптироваться в социуме и на рабочем месте. Аудитории организации оборудованы для маломобильных групп населения, а карьерные консультанты владеют жестовым языком. Наиболее полезные курсы специально адаптированы для соискателей с инвалидностью. Например, тренинг «Саморазвитие» можно пройти дистанционно. При помощи видеоуроков слушатели научатся правильно выстраивать коммуникацию с работодателем, презентовать себя, поддерживать свою мотивацию к активной деятельности, противостоять стрессу. Кроме того, есть уроки по управлению личными финансами, получению дополнительного дохода, концентрации на приоритетах и продуктивном взаимодействии с людьми. Бесплатно
Комплексный центр социального обслуживания Еврейской автономной области (Биробиджан) Очно В центре периодически проводят для молодых инвалидов тренинг на тему: «Повышение стрессоустойчивости» с привлечением опытных педагогов-психологов организации «Центр Мост». В группе из 10 человек участники принимают участие в интерактивных играх, рассказывают о себе и своих достижениях. Также они знакомятся со своими психологическими проблемами, причинами их возникновения и ищут возможные пути решения. В процессе тренинга психолог помогает найти каждому молодому человеку с инвалидностью внутренний потенциал стрессоустойчивости и убедить его, что он способен сам изменить свою жизнь в лучшую сторону. Бесплатно
Центр социально-трудовой адаптации для людей с инвалидностью «МастерОК» (Санкт-Петербург) Очно, онлайн Психологи центра проводят для людей с инвалидностью разнообразные тренинги, индивидуальные и групповые занятия, консультации. Работа в группах направлена на развитие коммуникации, понимание других людей, выражение своих эмоций и взаимодействие с окружающими. Большое внимание уделяют адаптации человека в обществе и трудовом коллективе. Все занятия проводятся в непринужденной и дружеской атмосфере, что повышает эмоциональный фон участников. В связи с пандемией коронавируса Covid-19 многие тренинги перевели в онлайн-формат. Группы встречаются в режиме реального времени на платформах Zoom, WhatsApp и Skype. Бесплатно
Портал «Агрегатор добрых дел» Онлайн Учитывая режим самоизоляции в связи с пандемией коронавируса COVID-19, на портале организована онлайн-поддержка и сопровождение семей с детьми с инвалидностью. Родителям ежедневно организовывают уроки и мастер-классы с участием специалистов по работе с детьми и экспертов из некоммерческих организаций. Занятия проводят через Zoom или при помощи других платформ. Для примера назовем некоторые из них: «Использование различных видов театра в коррекционной практике», «Проектные и групповые формы занятий для подростков – мультстудия, рок-группа, литературная студия, репортаж, театр, цирк», «Особенности коммуникации и общения с подростками, имеющими PAC и другие ментальные нарушения». Бесплатно

Особое внимание уделяют поддержке и развитию детей-инвалидов. Основными причинами инвалидности на сегодняшний день являются высокий травматизм, низкая культура здорового образа жизни, плохая экологическая обстановка, сложные условия труда женщин, вредные привычки и заболевания родителей. Таким образом, в проблемах детей виноваты взрослые, и именно им необходимо приложить максимум усилий для того чтобы дети с инвалидностью не чувствовали себя чужими в жизни.

Автор: Сергей Пастернак

Автор статьи:

Отзывы и обсуждения