Подростковый тренинг – эффективный инструмент, который уже не первый год успешно используется в психологии и педагогике. С его помощью можно решить целый комплекс задач, начиная с профориентации и заканчивая налаживанием межличностных коммуникаций и личностным развитием. Существует огромное количество обучающих программ этого направления. О том, как не запутаться и выбрать хороший тренинг для подростков, пойдет речь далее.
Зачем нужны тренинги для подростков?
Главная задача, которую должны решать тренинги для подростков, – помочь ребенку пройти через процесс становления личности. В силу своего возраста он уже не может всецело зависеть от своей семьи, но еще не в состоянии грамотно выстаивать взаимоотношения с окружающим миром и определять свое место в нем. В отличие от классических обучающих программ психологические тренинги для подростков не пытаются «впихнуть» в ребенка новые знания. Их цель – разгрузить, помочь преодолеть непростой жизненный этап взросления.
Глобальные задачи, которые помогает решить социально-психологический тренинг для подростков:
- осознать себя как личность с собственными потребностями и взглядами;
- понять, какими преимуществами и недостатками он обладает;
- разобраться во взаимоотношениях с обществом, развить социальный интеллект;
- понять, как вести себя в рамках своего пола;
- повысить личную психологическую культуру;
- научиться предотвращать появление проблемных ситуаций.
Обычно всем необходимым навыкам подростки учатся на основе поведения окружающих их людей. Однако оно далеко не всегда оказывается в состоянии обеспечить адекватную «модель копирования». Общество может оказаться агрессивно настроено или прививать ребенку несвойственные ему потребности и ценности.
Виды и темы подростковых тренингов
Существует сложная градация подростковых тренингов. В ее основе лежат различные признаки – сфера влияния, стиль поведения, количества участников и др. параметры. Классификация программ приведена в таблице.
Признак | Вид тренинга | Описание |
---|---|---|
Сфера влияния | Поведенческий | Учат, как применять полученные знания в реальной жизни |
Личностный | Развивают у учеников навыки мышления, учат вырабатывать собственную систему ценностей | |
Стиль ведения | Активнообучающий | В ходе тренинга через активизацию мыслительных процессов ученик сам приходит к новым знаниям, приемам |
Навыковый | Тренировка поведенческих навыков | |
Тренировочный | Отработка обоснованных моделей поведения для конкретных ситуаций | |
Самораскрывающий | Изменение поведения участника через отношение к проблеме | |
Количество участников | Индивидуальный | Занятие с элемента тренинга для подростков проводятся на основе составленной после консультации с психологом программы. На встрече присутствует только ведущий и ученик |
Групповой | Проводятся на основе готовых шаблонов для нескольких учеников, имеющих схожие проблемы или задачи | |
Цели | Тренинги конкретных умений | Происходит выработка поведенческих изменений |
Тренинги личностного роста | Задача – спровоцировать внутриличностные изменения, на фоне которых происходит корректировка поведения | |
Тренинг общения | Стимулирует социальное развитие участников на основе выработки навыков конструктивного общения | |
Прорабатываемая система отношений | Личностный | Ориентированы на внутриличностную работу участников, отношения к себе, выработку рефлексивных навыков |
Коммуникативный | На занятиях происходит отработка интересующих участников умений и навыков | |
Социальный тренинг для подростков | Специфика этого вида – работа с конкретной группой для сплочения команды или адаптации в коллективе | |
Профориентационный | Предназначены для помощи в профессиональном самоопределении |
Подростковые тренинги могут различаться по применяемым психологическим техникам и парадигмам. Однако эта градация более интересна для специалистов и тренеров.
Существует огромное количество программ, разработанных специально для этой аудитории слушателей. Примерные темы тренингов для подростков:
- Свобода общения.
- Управление временем.
- Развитие памяти.
- Психологическая подготовка к экзаменам.
- Развитие экономического мышления.
- Выстраивание взаимоотношений с родителями, сверстниками, противоположным полом.
- Как вести себя в обществе девушки или молодого человека (тренинг для девочек-подростков и мальчиков в этом случае проходит раздельно).
- Как побороть лень.
- Куда пойти учиться (профориентационный тренинг).
- Как завоевать лидерство в классе.
- Как пережить расставание.
- Как научиться красиво говорить и уверенно вести себя и др.
Примечательно, что один и тот же тренинг подростки могут воспринимать по-разному. Например, по статистике мальчикам больше интересны направления, помогающие повысить успеваемость в школе. Для девочек приоритетом пользуются программы, развивающие самооценку и уверенность в себе.
Самая популярная форма проведения занятий – это игровой тренинг для подростков. Именно такой способ взаимодействия помогает участникам быстро раскрепоститься, привыкнуть к другим ученикам (если встречи проходят в группе) и начать решать поставленные задачи.
Как проводятся подростковые тренинги?
Стандартный психологический тренинг для подростков обычно проводится в группе. В них обеспечивается максимально безопасная обстановка. Благодаря этому ученики начинают свободно высказывать свои мысли, получать конструктивную критику и похвалу.
Тренинги для детей и подростков проходят по определенным правилам. Они помогают научить ответственности. Участники соглашаются с ними еще перед началом подготовки. По ним обычно группа должна не только взаимодействовать на занятиях, но и переносить принятые установки в реальную жизнь.
Типовые правила подростковых тренингов:
- задача учеников – получить импульс к саморазвитию, а не приобрести какие-либо знания или умения;
- занятия проходят при высокой активности участников, в дружеской обстановке с обязательной обратной связью;
- пропуски встреч необходимо свести к минимуму;
- обсуждать вне занятий то, что происходит в группе, запрещено (это приводит к снижению эмоционального запала) и пр.
При необходимости правила тренинга для подростков могут изменяться в ходе коллективного обсуждения.
Интересный тренинг для подростков предполагает применение различных форм взаимодействия сверстников между собой. Это могут быть:
- сюжетно-ролевые игры;
- групповые дискуссии;
- выполнение упражнений;
- творческие задания и др.
Например, существуют специальные упражнения на знакомства в тренинге для подростков. Их цель – обеспечить непринужденный тон общения между участниками группы. К таким заданиям относят:
- «Снежный ком» – участники по очереди называют свое имя и слово на ту же букву, которым можно его охарактеризовать.
- «Ассоциации» – водящий должен угадать участника группы по ассоциативным вопросам.
- «Руки» – цель состоит в том, чтобы расставить участников по степени теплоты их рук (начиная с самых теплых) и др.
Для того, чтобы участники подросткового тренинга наиболее интенсивно взаимодействовали между собой, преподаватели используют специальные приемы – размещение в кругу, введение правил общения, регламентирование времени выполнения заданий и пр.
Насколько эффективной окажется программа тренинга для подростков, зависит от опыта и действий преподавателя. Ведущий должен быть внимательным, не допускать никаких высмеиваний или оскорблений участников. В этом случае ученики будут с удовольствием посещать занятия, и эффект от них повышается.
Как выбрать хороший тренинг для подростка?
Выбирая тренинги для подростков 13–16 лет и более старшего возраста, родители часто совершают классические ошибки. Главная из них – выбор интересного им, а не ребенку направления. По этой причине часто оказываются нежизнеспособными тренинги, обещающие помочь побороть интернет-зависимость и прочие попытки вызвать поведенческие изменения в подростке, к которым сам он не стремится.
Другой важный фактор состоит в том, чтобы сценарий тренинга для подростков позволял проработать проседающие у ребенка личные качества. Например, если у него мало друзей, стоит присмотреться к коммуникативным профилям. Тем, кто физически не успевает осваивать школьную программу, будет полезно направление тайм-менеджмента.
Изучая существующие игры-тренинги для подростков, необходимо учесть следующие моменты:
- Психологическая атмосфера на занятиях. Игры для тренинга с подростками должны раскрепощать участников, вселять в них чувство уверенности, обеспечивать эмоциональную поддержку. По этой причине ребенку противопоказаны «взрослые программы», большинство из которых построено на том, чтобы вывести ученика из зоны комфорта.
- Продолжительность подготовки. Интенсивы и 2-часовые экспресс-курсы способны лишь нацелить на общий курс развития. Они не учитывают возможности и проблемы конкретного ребенка. Однако для по-настоящему эффективной тренировки требуется на порядок больше времени.
- Компетентность ведущего. Минимальный набор требований к нему – наличие профильного (психологическое) высшего образования + опыт работы в преподаваемой области.
Игра-тренинг для подростков может не ограничиваться решением только текущих проблем. В него могут быть включены дополнительные блоки, помогающие обозначить привлекательный для ребенка круг профессий. Хорошо, если к этому вопросу подключается психолог, способный сопоставить сильные и слабые стороны ученика с выбранным им профилем будущей трудовой деятельности.
Интересные тренинги для подростков – гарантия того, что ребенок сможет найти свое место в обществе и научится эффективно взаимодействовать с окружающими. Такое обучение актуально именно в этот период. Оно помогает лучше определиться со своей будущей профессией, а также воспитать лидерские качества и другие полезные навыки, помогающие постоянно самосовершенствоваться.
Автор: Оксана Киреева