Компьютерная зависимость – диагноз, который психологи все чаще ставят подросткам. По тяжести протекания она сравнима с наркоманией. Ребенок теряет интерес к другим занятиям и общению, у него появляются резкие перепады настроения вплоть до вспышек агрессии при попытке отвлечь его от интернета. Пристрастие у детей развивается с разной скоростью. Поможет решить проблему подростковый тренинг по профилактике компьютерной зависимости.
Специфика подростковых тренингов по профилактике компьютерной зависимости
По официальным данным около 12% пользователей приобретают компьютерную зависимость. Более остальных ей подвержены подростки. Причина этого состоит в том, что они еще не обладают достаточным жизненным опытом и склонны примерять на себя роль персонажа. Это дает им возможность полностью компенсировать неудачи в реальной жизни. Цель тренинга профилактики и лечения компьютерной зависимости – помочь ребятам приобрести уверенность в собственных силах и влиться в социум.
В группу риска появления компьютерной аддикции входят подростки:
- не сумевшие вписаться в социум;
- не имеющие друзей;
- лишенные родительского внимания;
- не достигшие понимания с учителями;
- излишне азартные, склонные к монотонному, однообразному времяпрепровождению;
- неуверенные в себе, испытывающие сложности при общении со сверстниками;
- имеющие массу страхов, комплексов и фобий, замкнутые в собственном мире;
- с переизбытком свободного времени (плохо учатся, не ходят в кружки и секции);
- проводят с гаджетом более 2-3 часов в сутки, не прерываясь на уроки и домашние дела;
- теряющие чувство времени, находясь перед монитором;
- испытывающие дискомфорт при длительном отсутствии доступа к сети и др.
Именно с ними в первую очередь нужно проводить тренинг профилактики компьютерной зависимости. Он помогает не только избавить ребенка от нежелательного пристрастия, но и решает ряд других задач:
- выявить и проанализировать причины ухода подростка в виртуальный мир;
- дать толчок к личностному развитию подростка;
- выработать навыки зрелого поведения;
- создать условия для принятия себя и осознания своих сильных сторон;
- найти истинные цели в жизни;
- развить коммуникативные навыки;
- придать подростку уверенности в собственных силах;
- купировать склонность к виртуальной зависимости.
Проблема компьютерной зависимости у подростков приобретает массовый характер. Поэтому тренинги по ее профилактике часто проходят на базе средних образовательных школ. Дополнительно во многих городах РФ проводятся работы в муниципальных психолого-педагогических центрах. Как правило, такие тренинги бесплатные.
Примеры содержания профилактических тренингов
Фиксированного содержания у тренингов на профилактику компьютерной зависимости у подростков нет. Оно определяется индивидуальными особенностями ребенка и причинами, поспособствовавшими появлению проблемы.
Примерный набор тем:
- Поиск сильных и принятие слабых сторон личности.
- Командообразование.
- Механизмы психологической защиты.
- Разрешение и купирование конфликтных ситуаций.
- Эффективные коммуникации и навыки общения.
- Отношения в семье.
- Вред компьютерной зависимости.
Занятия обычно проходят в игровой форме. Через них специалист доносит до подростка информацию о вреде, которым чревато пристрастие, и решает другие задачи тренинга.
Топ тренингов на профилактику компьютерной зависимости у подростков
Работы по профилактике появления компьютерной и интернет-зависимости среди подростков проводятся во многих структурах. Прежде всего, это муниципальные образовательные учреждения. Для тех детей, кому не удается побороть пагубное пристрастие при помощи сеансов с психологами, предлагаются специальные программы коррекции поведения в частных клиниках.
Топ наиболее интересных тренингов компьютерной безопасности для подростков приведен в таблице.
Организатор | Форма обучения | Краткое описание | Стоимость |
---|---|---|---|
Платформа LP Consult | Очно, онлайн | Место проведения – Москва. Групповой подростковый тренинг профилактики компьютерной зависимости проходит в игровой форме. Ведущий – опытный психолог. Его задача – выявить в ходе занятий причины атипичного поведения ребенка. Полный курс состоит из 3 ступеней, каждая из которых включает 12 уроков (продолжительность 1 встречи – 1 часа). Периодичность уроков – 3 раза в неделю. Наполненность групп невысокая – 8-10 человек. Существуют возрастные ограничения участников – 14-17 лет. Перед посещением мероприятия обязательная предварительная семейная консультация. | Необходимо уточнять у администратора. |
Учебный центр «Альянс» | Очно, дистанционно | Место проведения – Москва. Тренинг «Профилактика компьютерной и интернет-зависимости» рассчитан не только на подростков, но и на взрослую аудиторию, столкнувшуюся с этой проблемой. В курс входят диагностические упражнения, уникальные игры, наглядно демонстрирующие опасность, приемы и методы, помогающие развить умение жить и наслаждаться реальным миром. Продолжительность стандартного занятия – 3 часа. Однако клиент может сократить его до 1,5 часов, что позволит вдвое снизить стоимость. | Индивидуально – от 6 000, вебинар – от 8 000 |
Центр детского и молодежного развития «Кот» | Очно, онлайн | Психологический тренинг корректирует зависимость от интернет-игр, соцсетей. Работу с подростками ведет опытный психолог. Перед началом коррекции обязательна предварительная консультация, на которой специалист определит наличие проблемы и даст рекомендации по дальнейшему лечению компьютерной зависимости. Для выхода из виртуальной реальности могут быть предложены групповые курсы для подростков «Мастер общения» и «Управление временем». | 3 500 консультация психолога, 23 200 курсы |
Платформа Coddy | Очно, онлайн | Групповой тренинг предназначен не столько на профилактику компьютерной зависимости, сколько на обучение кибербезопасности. Преподаватели – опытные программисты и эксперты It-сферы. Они научат, как правильно и безопасно вести себя в социальных сетях, использовать надежные пароли и другие средства защиты информации и платежных реквизитов. Аудитория слушателей – дети 11-14 лет. Завершается тренинг для подростков «Безопасность в интернете» получением именного сертификата. | От 750 до 1 980 в час |
Государственный психолого-педагогический центр | Очно | Место проведения – Тольятти. Программа тренинга рассчитана на подростков 16-18 лет. Общая продолжительность – 18 часов. Периодичность встреч – 1-2 раза в неделю по 2 часа. Занятия проходят в группах по 8-15 человек. Перед началом работы проводится первичная диагностика. Ее цель – выявить наличие интернет-зависимости у ребенка. Завершается программа подведением итогов и финальным контролем. Запись ведется по телефону. | бесплатно |
Платформа «Игра Стоп» | Очно, онлайн | Центр имеет представительства в Вологде, Геленджике, Екатеринбурге, Казани, Костроме, Саранске и Уфе. Их основная специализация –игромания. Анонимное лечение интернет-аддикции у подростков может продолжаться 21, 42 или 90 дней. Возможно проведение дистанционной терапии. В ходе коррекции с ребенком работают опытные психологи, психотерапевты, а также ежедневные занятия ЛФК и прочие оздоровительные мероприятия. При необходимости перед начатом лечения можно пройти бесплатную консультацию у специалиста центра. | От 40 000 до 140 000 |
Клиника психотерапии «Спасение» | Очно | Место расположения – Москва, Санкт-Петербург, Краснодар. Лечение в клинике происходит на анонимной основе. Перед обращением можно воспользоваться бесплатной консультацией с детским психологом. Возможен выезд специалиста на дом, хотя рекомендуется проводить терапию в стационаре. Схему лечения разрабатывает консилиум врачей с учетом всех особенностей клиента. На сайте клиники любой желающий может пройти тест на определение уровня интернет-зависимости. | От 3 000 за консультацию психолога, от 5 400 в сутки при амбулаторном лечении |
В зависимости от степени выраженности проблемы, для подростка может оказаться эффективнее групповой тренинг или индивидуальные занятия с психологом. При легких формах пристрастия к интернету показана коллективная работа со сверстниками. Это позволяет наработать недостающие коммуникативные навыки, завести новых друзей, осознать свои сильные стороны и выйти из виртуальной реальности в настоящий мир. Однако, если ребенок плохо идет на контакт, пребывание в группе может спровоцировать агрессивное поведение. Поэтому перед проведением терапии стоит проконсультироваться с детским психологом. Специалист поможет выработать правильную траекторию работы с подростком.
Автор: Оксана Киреева