Упражнения для тренинга – виды и примеры

Тренинг сочетает в себе учебную и игровую деятельность, в нем много практики, что создает благоприятную среду для развития самых разнообразных способностей и навыков. Но для того чтобы участники научились справляться с определенными заданиями, ведущему необходимо подобрать подходящие упражнения и так «встроить» их в программу, чтобы они не просто зацепили группу, а заставили делать выводы еще много дней после окончания тренинга. Только такое обучение будет продуктивным.

Однако сделать обоснованный выбор отнюдь не просто – количество упражнений велико, а общепризнанного подхода к их классификации нет. Попробуем обозначить наиболее важные критерии, по которым их можно систематизировать.

Какие бывают упражнения

Команда выполняет упражнение тренинга "Дом"

Большинство упражнений для тренинга сочетают в себе коммуникативную игру и ее обсуждение, выстроенные вокруг какого-то конкретного действия, направленного на решение общих задач. Отдельные упражнения отличаются между собой:

  • по форме организации – выполняются индивидуально, парами, тройками, в микрогруппах, одновременно всеми участниками;
  • по преобладающей разновидности деятельности участников – те в процессе выполнения могут разговаривать, общаться с помощью невербальных средств, проявлять физическую активность, писать, работать с различными предметами;
  • наличием возрастных ограничений. Для проведения некоторых упражнений требуются определенный уровень развития познавательных процессов, поведенческих установок, социальный опыт. Поэтому иногда они имеют нижнюю границу возрастной пригодности. Например, ролевая игра «Собеседование при приеме на работу» вряд ли заинтересует ребят младшего школьного возраста. А вот «потолка» по возрасту обычно нет. Есть тренинги, где взрослые люди увлеченно играют в обзывалки, дерутся подушками и шьют тряпичных кукол;
  • по решаемым задачам – упражнения на знакомство, представление, сплочение участников, повышение их активности и вовлечение в работу; на развитие навыков и умений, получение опыта и т.д.;

Это лишь малая часть параметров, которые следует учитывать при подборе упражнений. За основный ориентир следует брать цели, которые они помогают достигать на разных этапах обучения. В зависимости от целей, можно выделить такие виды упражнений, наиболее уместных в той или иной стадии тренинга или отдельного занятия.

Разогревающие

Представляют собой преимущественно активные игры с небольшой продолжительностью (10-15 минут) и элементами юмора, которые помогают раскрепостить участников, вызвать и подогреть их интерес к происходящему, а в результате – «включиться» в учебу. Упражнения на разогрев (обычно их называют просто – разминки) не тренируют конкретных навыков и умений, а потому относятся к вспомогательным. Разные их формы используют на протяжении всего учебного процесса:

  • ледоколы – дополняют игры на знакомство в самом начале программы; помогают - участникам сблизиться и расслабиться, снять настороженность, тренеру - создать творческую обстановку для всех присутствующих;
  • разогревы – проводятся для создания или усиления групповой динамики в начале занятия, когда участников нужно подвести к новой теме и вовлечь в учебный процесс, и в перерывах между тренинговыми блоками - перед подачей материала, и после его изучения;
  • энерджайзеры – полезны для групповой «встряски» по завершении обширного теоретического блока, и после обеденного перерыва, когда нужно привести группу от состояния приятной лени к готовности воспринимать новое.

После разминки обязательно следует проанализировать результат – чтобы участники поняли, насколько это упражнение отражает их ситуацию, и что они для себя получили.

Проблематизирующие

Их другое название – вызовы. Это непростые, но интересные и запоминающиеся упражнения. С их помощью тренер приводит участников к осознанию, что пока они действуют не эффективно, им есть, куда расти, и так мотивирует группу к восприятию новой информации.

Логично подавать упражнение-вызов сразу в начале или первой половине тренинга, перед мини-лекцией. Чтобы показать участникам, что они делают что-то не так, у них не получается совсем или получается плохо, им дают кейс, где надо что-то сделать, и провоцируют на ошибку (например, «зажимают» по времени). У группы формируются вопросы – «А как правильно? Как надо? Что сделать, чтобы это давалось проще?» В ответ на зарождающийся интерес тренер подает теорию, а после нее - упражнение по теме. Такая последовательность приводит группу к пониманию, что есть иные методы, и они действительно работают, - следовательно, их нужно применять. И активно тренируют умения.

Тематические

Тематические, или основные упражнения непосредственно тренируют те умения и навыки, за которыми пришли участники тренинга. Подавать их следует после мини-лекции, когда уже имеется некая схема, которую и надо отработать.

Упражнения по теме достаточно длительные – в целом могут занять до 70% общего времени занятий. Чтобы слушатели не заскучали, их выполняют в мини - группах или парами-тройками. Так все обучаемые успевают отработать умения и навыки, а продолжительность упражнения сокращается до 30 минут - 1,5 часов.

В тренинговую программу обычно включают упражнения, предусматривающие:

  • активное изучение теоретического материала;
  • формирование и отработку конкретных навыков.

В первом случае неплохо работает метод ажурной пилы (каждому участнику выдается фрагмент материала к изучению и тот обучает «своей» информации остальных). Подойдут и упражнения на визуализацию (например, основные выводы и тезисы теоретической части тренинга группа переводит в формат визуальной заметки).

Во втором более приемлемы «варианты из жизни»:

  • деловые и ролевые игры – тренер ставит группу перед теми или иными испытаниями, а те пытаются их преодолеть, и с честью выполнить свою задачу;
  • кейсы – участники работают с ситуацией, близкой к реальной, обсуждают проблему, анализируют вопросы и дают рекомендации, - учатся принимать решения.

Обязательный компонент тематических упражнений – обратная связь внутри подгрупп.

На самоанализ

Помогают участникам понять себя - осмыслить (переосмыслить) свои действия, эмоциональные реакции, оценить свою личную ситуацию; сделать из всего этого выводы и поставить задачи на будущее. Часто при этом им предлагают проставить себе некие баллы, пункты. Выполняются индивидуально или парами.

Иногда такие упражнения проводят в форме медитации, например, при отработке способов снятия психического и физического напряжения в тренингах управления стрессом.

Завершающие

На протяжении тренинга группа получает много сконцентрированной информации. Но, чтобы в будущем участники смогли использовать ее на рабочем месте, тренер должен помочь правильно разложить по полочкам все изученные приемы, методы и идеи.

В финальной стадии тренинга необходимо предложить простые, но яркие, запоминающиеся упражнения, которые приведут к формированию «сухого остатка» - всего того полезного, что участники получили во время обучения. Вспомнить все пройденное и логично структурировать полученные знания можно при помощи общих рисунков, коллажей, командных презентаций. Эти техники также позволят поставить эмоциональную точку и сформировать у команды впечатление о тренинге как о полезно проведенном времени.

Подобная классификация имеет практическую направленность и позволяет подбирать упражнения с учетом задач, стоящих на каждом этапе обучения. Но стоит помнить - большинство упражнений в той или иной степени ориентированы на решение нескольких задач одновременно и совмещают в себе сразу 2 типа упражнений. Бывает, например, сразу и разогрев, и вызов. Где именно будет сделан акцент – зависит от незначительных нюансов проведения или обсуждения. Зато можно и всегда дефицитное время сэкономить, и «двух зайцев поймать».

Примеры

И вот возникает естественный вопрос - где же взять интересные упражнения, игры или кейсы для тренинга? В учебных и методических пособиях, на сайтах профессиональных тренеров, да и просто в открытом доступе сети есть огромное количество упражнений, собранных в готовые наборы или «россыпью». Многие из них имеют по несколько целей, и после небольшой адаптации могут быть использованы для развития самых разных качеств, навыков и компетенций. Приведем те, которые лучше всего запоминаются и участникам, и тренерам, а также расскажем, как адаптировать то или иное упражнение под тему и цели конкретного тренинга.

«Вавилонская башня»

Полезное и увлекательное упражнение, направленное на отработку умений работать в группе, навыков невербальной коммуникации, творческих способностей, логики мышления. Носит соревновательный характер, подходит для формирования активной рабочей обстановки после разогрева.

Содержание. Команды участников строят самую высокую и устойчивую башню.

Правила. В процессе постройки нельзя разговаривать и вообще использовать голос. Время выполнения ограничено.

Основные материалы. Набор бумаги (А4); скотч, ножницы – каждой команде.

Процедура.

  1. Тренинговая группа объединяется в команды до 7 человек (желательно по принципу «с кем вы меньше всего взаимодействовали»).
  2. Тренер выдает всем командам по 100-150 листов (из них те будут строить башню), скотч, ножницы.
  3. В течение 20 минут команды планируют «стройработы» (обговаривают план действий, создают макеты бумажной конструкции).
  4. Перед началом «стройки» заготовки приводятся в первоначальное состояние - листы разворачиваются.
  5. Следующие 20 минут команды заново отстраивают свои башни в глубоком безмолвии.
  6. По сигналу тренера работы прекращаются.
  7. Готовые конструкции замеряют рулеткой, и подвергают испытанию временем. Та команда, чье сооружение сможет простоять 1 минуту, объявляется победителем.

После бурных оваций в честь лучших следует обсудить с командами:

  • общее впечатление от игры (было ли комфортно участникам, уверенно ли они себя чувствовали;
  • удовлетворенность результатом;
  • выбор строительной стратегии (удалось ли спланировать работу и распределить обязанности на подготовительном этапе);
  • удалось ли ее реализовать;
  • какие уровни планирования присутствовали, в чем проявлялись (в тренингах планирования в организации);
  • как распределились роли в команде;
  • кто из участников показал себя лидером;
  • что он делал для выдвижения;
  • допущенные ошибки:
  • что можно изменить в повторной игре.

Обязательно стоит обратить внимание на возможность перенесения полученных навыков на планирование работы своего отдела.

Упражнение «Вавилонская башня» - одно из центральных при отработке навыков командного взаимодействия в тренингах командообразования и планирования в организации. Но в условиях дефицита времени часто используется его модификация: команды не строят башню, а рисуют ее на ватмане. При этом каждый член команды получает листок с индивидуальным заданием, и отвечает за свой кусок работы. Например, первый участник обязан сделать так, чтобы башня имела 10 этажей, второй – чтобы у нее было 6 окон, третий – чтобы над ней развивался синий флаг и т.д. Листы с заданиями нельзя друг другу показывать. На все про все уходит не более 5-7 минут. Далее следует обсуждение - было ли трудно выполнять задание, что оказалось наиболее трудным, было ли успешным взаимодействие внутри команды и почему.

«Ассоциации»

Знакомая с детства, безобидная и веселая игра отлично подходит для разминки в тренинге, помогает определить уровень знаний по теме (задается тренером) и выявить интересные (а порой - неожиданные) взгляды на определенные вопросы.

Содержание. Участники высказывают приходящие на ум ассоциации к заданным словам.

Основные материалы. Ручки, бумага участникам.

Процедура.

  1. Тренер предлагает слова - в таком порядке, чтобы они вызывали различные нестандартные ассоциации (например, детство, наркомания, зависимость).
  2. Все представители тренинговой группы записывают к ним поочередно по 1-2 слова свободных ассоциаций.
  3. Каждый участник зачитывает свои заметки.
  4. Обсуждаются причины возникновения подобных ассоциаций.

Таким образом, упражнение «Ассоциации» создает основу для последующей глубокой проработки материала или дискуссии по теме тренинга. Так, после приведенных в примере ассоциаций вполне логично будет развеять мифы о наркомании в подростковой среде.

Иногда упражнение проходит по другому сценарию - ассоциации придумывают для участников тренинга. Одному из них тренер дает мягкую игрушку, и предлагает передать второму, придумав по ходу ассоциацию для него, и так по кругу. Темой игры в этом случае зачастую становится поведение представителей тренинговой команды. Бывает так, что некоторые из них получают в свой адрес изрядную порцию негатива. Для тренера это сигнал о необходимости разобраться в причинах и скорректировать поведение некоторых участников.

«Светофор»

Простое, но познавательное упражнение «Светофор» проходит в форме обсуждения, помогает сформировать базовое понятие о качествах, необходимых продавцу, поэтому давно стало неотъемлемой составляющей большинства тренингов по продажам.

Содержание. Участники создают образ идеального менеджера по продажам.

Основные материалы. Стикеры зеленого, желтого, красного цвета.

Процедура.

  1. Тренер просит группу озвучить качества, обязательные для продавца. Записывает каждое предложение на отдельном зеленом листочке, закрепляет на доске.
  2. По аналогии собирает мнения о негативных качествах (записывает их на желтых стикерах), и о том, чего менеджер по продажам не должен делать никогда (красные карточки).
  3. Предлагает группе разместить стикеры:
    • зеленые – от наиболее важного к наименее принципиальному качеству;
    • желтые и красные – от худшего к лучшему.

Весь процесс займет порядка 20-25 минут.

«Титаник»

Сильное, нестандартное, сложное, не однозначное, интересное упражнение, – одним словом вызов. Участникам тренинга – матросам и пассажирам великолепного парохода, «плывущего» навстречу зловещему ледяному айсбергу. Тренеру, который пытается помочь справиться со всеми препятствиями и дать шанс «выжить» экипажу и пассажирам терпящего «крушение» исполинского судна.

Но, увы, как и в одноименном оскароносном фильме, спастись удастся не всем. На шлюпочной палубе – смятение. Члены экипажа, невзирая на немалые полномочия и наличие оружия, участвуют в общей давке. Минимум трети пассажиров не хватает места в шлюпках. Капитана и его помощников, которые, собственно, должны руководить «процессом спасения», - не видно и не слышно. Под истошный вой аварийной сирены и «плывущие» слайды с кадрами из фильма «Титаник» пассажиры прыгают в холодные воды Северной Атлантики…

Финал этой драмы может быть и счастливым. После разбора и подробного анализа причин неудачи тренер, возможно, предоставит команде вторую попытку. Снова оказавшись в условиях, максимально приближенных к экстремальным, участники мобилизуют все свои личностные качества, и, демонстрируя небывалую самоорганизацию, решат эту сложнейшую задачу. Но это будет уже совсем другая история.

«Титаник» - не просто отличное упражнение в тренингах командообразования и личностного роста, это квест, требующий тотальной вовлеченности всей группы. Вряд ли его герои станут отвлекаться на свои дела или выходить, чтобы ответить на телефонные звонки коллег или партнеров. Ведь это реальное испытание способности участников тренинга договориться между собой.

«Комплимент»

В завершение тренинга было бы неплохо поблагодарить друг друга за интересно проведенное время, и обменяться комплиментами, добрыми пожеланиями и похвалами. Упражнение рассчитано на неограниченное количество участников.

Содержание. Члены тренинговой группы говорят комплименты и добрые пожелания.

Оформление. Рекомендуется включить лирическую музыку.

Процедура.

  1. Участники становятся в 2 круга – внешний и внутренний, лицом друг к другу.
  2. Каждый стоящий во внешнем круге говорит добрые слова стоящему напротив участнику из внутреннего круга.
  3. Спустя минуту-вторую очередь раздавать комплименты переходит внутреннему кругу.
  4. Внешний круг сдвигается на одного человека вправо – задание повторяется, но уже с новым партнером. И так до тех пор, пока первые пары не совпадут.

В психологических тренингах используется продвинутый вариант упражнения - участники раздают комплименты прохожим с улицы, избавляясь таким способом от страха общения с незнакомыми людьми. По окончании следует обязательно обсудить – удалось ли участникам опробовать какой-нибудь новый способ поведения, все ли у них получилось, что давалось легче/сложнее – делать или получать комплименты.

«Подарок»

Отличное «предисловие» к теме общей технологии ведения переговоров, особенно телефонных.

Содержание. Получать подарки любят все, особенно когда дарят что-то нужное и желанное. И вот, один из участников тренинга желает сделать подарок ко Дню Рождения своему товарищу. Используя разные приемы выявления нужд, он пытается выяснить, что же действительно хочет получить его собеседник. Упражнение выполняется в парах.

Процедура.

  1. Двое добровольцев садятся в центр общего круга (спинами друг к другу). Остальные участники занимают места наблюдателей.
  2. Тренер распределяет роли - кто из двоих будет дарящим, а кто – одариваемым.
  3. Дарящий игрок выясняет потребность «именинника» - при помощи наводящих фраз, открытых, закрытых и альтернативных вопросов. Спрашивать напрямую «Что тебе подарить на День рождения?» нельзя.
  4. По окончании обсуждается:
    • с игроками:
      • удалось ли дарящему понять пожелания своего товарища;
      • какие приемы он использовал для этого;
    • с наблюдателями:
      • проделана ли качественная работа по выявлению потребности;
      • можно ли было затратить меньше времени на получение нужной информации;
      • возникали ли сложности в ведении переговоров;
      • дружелюбно ли был настроен одариваемый? Если нет, то какие ошибки опрашивающего игрока вызвали его раздражение?

После такой практической подводки будет уместен рассказ о навыках результативных переговоров и повторное выполнение упражнения, но уже всеми участниками группы (в парах). В завершении стоит выяснить – удалось ли парам избежать ошибок, допущенных в первом диалоге. Таким образом, упражнение «Подарок» способствует улучшению навыков сбора информации и наиболее уместно в тренингах переговоров.

«Снежный ком»

Неплохой способ знакомства в небольшой группе. Помогает «разрядить» обстановку перед началом программы.

Процедура.

  1. Тренер и группа садятся кругом.
  2. 2. Первый участник называет свое имя с прилагательным, которое характеризует его самую сильную сторону и начинается на одну букву с именем. Например, Ольга Обаятельная, Марина Мудрая, Сергей Скромный.
  3. Следующий по кругу повторяет имя и эпитет предыдущего участника, и только потом называет себя.
  4. Третий участник повторяет уже 2 имени с прилагательным, и так далее. Последнему выступающему придется назвать всех присутствующих.

В большой группе упражнение стоит выполнять не по принципу «Снежный ком», а способом «Стежок назад иголку» - так, чтобы каждый следующий игрок повторял только сказанное предыдущим. При этом тренер может спрашивать: «А это кто?», – и вся группа называет человека. Таким образом, каждое имя по разу повторяется хором, что способствует лучшему его запоминанию.

«Испорченный телефон»

Его цель – показать, как искажается информация при передаче, и подвести группу к теме эффективного общения. При выполнении рекомендуется вести видеозапись

Содержание.Участники команд (7-10 человек) поочередно передают информацию друг другу.

Основные материалы. Карточки с текстами сообщений.

Процедура.

  1. С каждой команды остается один человек, остальные выходят за дверь.
  2. Оставшемуся участнику тренер передает устное сообщение.
  3. Прослушав его, тот приглашает в аудиторию одного из вышедших, и пересказывает ему информацию.
  4. Новый участник передает то, что запомнил, следующему, и т.д.
  5. Сведения, которые получил последний участник, сравниваются с исходным текстом.
  6. Выигрывает команда, наименее исказившая информацию.

В тексты сообщений следует включать предложения, противоречащие друг другу по восприятию. Например, «Марфуша была примерной девочкой, работала на заводе». В понимании взрослых, примерной девочкой может быть школьница младших классов, а здесь она работает на заводе. Несоответствия запутывают участников, - они могут что-то упускать из виду, заменять необычные слова на более привычные, менять блоки текста местами, рассказывать по-другому.

Кто и что, а главное – почему истолковал по-своему, обсуждается по итогам видеозаписи. Следует также проанализировать - слышали / не слышали (понимали / не понимали) друг друга собеседники; пытался ли слушавший остановить говорящего, переспросить, уточнить. Так упражнение «Испорченный телефон» показывает участникам тренинга – насколько важно активно слушать и иногда задавать уточняющие вопросы

«Апельсины»

Интересное и эффективное упражнение-вызов для тренингов переговоров. Его сюжет напоминает настоящий экономический детектив.

Легенда.

Мир находится на грани катастрофы. Дж. Джоунстон, научный сотрудник фармкомпании, исследует формы защиты на случай атак химического оружия. Новое средство почти изобретено, в него лишь нужно добавить эликсир, приготовленный из кожицы 3 000 апельсинов очень редкого сорта, называемого солнечным. Они должны быть отличного качества.

К сожалению, этот год выдался неурожайным. Но Дж. Джоунстон узнал из надежного источника, что у некого Ед. Фернандеса, экспортера фруктов из Южной Америки, есть 4 000 таких апельсинов. Если бы г-н Дж. Джоунстон их получил, он смог бы создать химический антигаз, который нейтрализовал бы нервнопаралитический газ в том случае, если его впрыснуть в бомбу до утечки содержимого. Но его финансовые средства на покупку ограничены.

Но информация об апельсинах Ед. Фернандеса известна и конкуренту Дж. Джоунстона, микробиологу П.В. Смитте. Тому совсем недавно удалось разработать субстанцию, которая лечит новую, серьезную болезнь, вызванную малоизученным вирусом. Для завершения работы д-ру Смитте крайне необходим сок мякоти 3 000 апельсинов этого же сорта. Тогда он сможет произвести лекарство с нужным составом, вылечить тех, кто уже заболел, и остановить распространение болезни. Но у него есть финансовые ограничения на покупку.

В сфере фармакологии весьма развит промышленный шпионаж. Г-н Дж. Джоунстон и д-р Смитте знают планы друг друга. В придачу Ед. Фернандес объявил, что продаст апельсины тому, кто предложит лучшую цену. До встречи с ним конкуренты решают провести переговоры в офисе д-ра Смите по его инициативе.

Процедура.

  1. Группа разбивается на команды господина Дж. Джоунстона и доктора П.В. Смите.
  2. На протяжении 20 минут команды разбирают кейсы, планируют стратегию переговоров.
  3. По окончании времени каждая команда выдвигает одного человека на переговоры. Остальные занимают места наблюдателей, и записывают моменты, которые полезно будет обсудить по окончании переговоров, а также отмечают то, что мешает или способствует договоренности
  4. Переговоры проходят в 3 раунда. Первый - 20 минут. Если стороны не договорились, тренер дает тайм-аут 5 минут для повторного обсуждения переговорной стратегии. Время второго и третьего раунда сокращается до 15 и 10 минут. При необходимости можно заменить парламентера.

Обсуждение строится по достигнутым результатам. Зачастую даже опытные переговорщики редко договариваются во втором раунде, и почти никогда – в первом. Команды начинают с уверенной, красивой аргументации - им апельсины нужнее. А ведь «соль» задания в том, чтобы осознать – на самом-то деле нужны разные части апельсинов, и стоило начать с подробных вопросов к другой команде! Все потому, что партнеры не имеют навыков выяснять интересы второй стороны. Но после такой дележки апельсинов участники тренинга навсегда запомнят – чтобы договориться, следует внимательно выяснить, что нужно партнеру.

«Дом»

Это упражнение обучает слаженной работе в команде и тренирует лидерские качества участников тренинга.

Содержание. Команды строят удобный, просторный, полноценный и функциональный дом с:

  • фундаментом;
  • стенами;
  • крышей;
  • дверью;
  • окнами;
  • внутренним пространством (комнаты, мебель, интерьер);
  • небольшим садиком во дворе.

Основные материалы. Все, что есть в зале (стулья, столы, вешалки и пр.). Также в постройке можно использовать самих себя – кто-то изображает стену, дверь, предметы мебели, цветы и т.д.

Процедура. Группа объединяется в 2 команды. В каждой необходимо распределить обязанности – кто и что строит (задействуются все участники), выбрать прораба. После согласования команды возводят свои «дома». На все про все – 15-20 минут.

Участвуя в упражнении «Дом», члены команд, с одной стороны, задумываются о своей функции в коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», - это способствует сплочению. А с другой - исследуют свой стиль лидерства. Ведь кто-то сам определил свою роль в доме, а кого-то назначили. Эти моменты следует проанализировать после окончания упражнения.

Важно

Даже самые веселые и интересные задания или игры сами по себе ничему не учат. Ведь они так мало напоминают то, что происходит в реальной жизни.

Поэтому вслед за каждым упражнением (включая разминку) должен следовать коллективный анализ. Во время него обязательно стоит спросить - насколько это задание было похоже на то, что происходит, например, на реальных переговорах или продажах. Также следует затронуть тему сложностей, с которыми группа обязательно сталкивалась при выполнении заданий, и обсудить достижения – групповые и индивидуальные.

Все упражнения и вопросы к ним должны так или иначе отражать тему тренинга и соответствовать его задачам. Наиболее сложные упражнения следует ставить ближе к середине тренинговой программы. В конце они упрощаются - дабы у участников остались силы, и не закралась мысль «скорее бы попасть домой».

Чтобы тренинг прошел успешно, надо совсем немного упражнений, но обязательно разнообразных, интересных и продуманных. Они могут подразумевать физическую активность, или вовсе не требуют внешних проявлений какой-либо активности, - как, например, медитативные упражнения, во время которых работа происходит «внутри». Большинство их подходят для разных тренингов. Важно лишь верно расставить акценты.

Отзывы и обсуждения