Разминки (энергизаторы, энерджайзеры, разогревающие упражнения, игры на разогрев) – это короткие, не сложные, часто подвижные, забавные и веселые игры и игровые упражнения, используемые на протяжении всего тренинга. В них нет глубокого учебного содержания, но они помогают в решении ряда задач, связанных с управлением групповой динамикой.
Содержание
Когда и для чего они нужны
У многих тренеров (особенно по бизнес обучению) подвижные игровые виды деятельности никак не ассоциируются и не сочетаются с серьезными темами. Между тем, эти «минутки развлечения» несут большую пользу серьезному делу.
Любая деятельность начинается с разминки или разогрева. Спортсмены разминают и разогревают мышцы, певцы оперы играют голосом - распеваются. Так и в тренинге – чтобы плавно включить группу в учебный процесс, нужно провести разминку – выполнить некоторые упражнения на разогрев перед предстоящей серьезной работой.
Их задача в самом начале – выровнять эмоциональное и функциональное состояние только что собравшихся участников: кого-то расшевелить, другим поубавить пыл, ввести их в учебную атмосферу, помочь «притереться» друг к другу, поднять общий тонус группы и каждого ее члена в отдельности.
Покидая учебный зал и отправляясь на кофебрейк, одни участники расслабляются, другие наоборот, энергично «наверстывают упущенное» по телефону, третьи все еще дискутируют по поводу ключевого упражнения в предыдущем блоке. Для приведения группы в состояние оптимальной мобилизации, в момент возвращения в аудиторию стоит выполнить небольшую пятиминутную разминку - не вызывающую сильных впечатлений, но повышающую концентрацию внимания. Она также поможет заполнить «неловкую паузу» в случае, если кто-то опаздывает.
К середине тренинга энергия и заинтересованность снижается, что сопровождается сонливостью, скукой, слабым пониманием материала, обучаемые становятся беспокойными, отвлекаются, создают суматоху в зале - в группе заканчивается топливо, и чтобы доехать в точку назначения, придется потратить пару минут на заправку - провести упражнение-энергизатор. Короткий активный отдых поможет «вдохнуть энергию» в группу, снимет усталость после длительной сидячей работы, избавит от негативного воздействия продолжительных нагрузок, активизирует внимание, повысит способность к более эффективному восприятию материала, да и просто улучшит общий эмоциональный настрой.
По завершению тренинга (или отдельно взятого занятия) важно подвести итоги – что сделано, что получено, что пройдено, и вместе с тем дать участникам ощущение удовлетворения от проделанной ими работы. Получить обратную связь и обменяться впечатлениями в конце тренинга также можно в процессе разминки.
Разминка не только создает хорошее настроение в начале и конце тренинга и служит «водоразделом» между его блоками или днями. С ее помощью можно выполнить ввод в определенную тему. Она также позволяет предупредить (а при необходимости – преодолеть) возможное сопротивление.
Часто участники приходят на тренинг не по доброй воле, иногда – целыми отделами. И задача тренера – создать увлекающую атмосферу для тех, кто предпочел бы не участвовать, мотивировать их к обучению. Когда нарастает сопротивление или агрессия, веселые, увлекательные разминочные упражнения естественным образом расслабляют сопротивляющихся, возникают позитивные установки - тренинг проходит на ура.
Проводить разминку стоит всякий раз, когда нужно сменить ритм или задать тему занятия:
- перед началом тренинга – чтобы выполнить первичную настройку группы;
- после недолгого перерыва между блоками - чтобы повысить концентрацию внимания и групповую сплоченность;
- перед подачей теоретической информации – чтобы получить материал для обсуждения и проложить «мостик» к теме;
- в середине дня, после обеда или продолжительного теоретического блока - чтобы мобилизовать внимание, перевести участников из пассивного состояния в собранное рабочее;
- после длительной аналитической работы - для релаксации и снятия напряжения;
- перед большим основным упражнением – для усиления группового процесса.
- после яркой, бурной игры или напряженного обсуждения – чтобы утихомирить страсти;
- при нарастании противодействия или групповой агрессии;
- для выделения подгрупп или воссоединения группы;
- в конце дня и по окончании тренинга.
Это классическая схема, от которой можно, а если того требует состояние участников или рабочая ситуация, нужно отступать.
Как подобрать подходящую
Используемые для разминки игры и упражнения обычно не имеют образовательной, связанной с содержанием тренинга, функции. Они скорее создают настроение и синхронизируют внимание группы, способствуют нормальному рабочему настрою. В зависимости от характера энергии и настроения, которые нужно установить в группе, разминка может быть очень веселой, активной и динамичной, или же медленной, расслабляющей и даже успокаивающей.
Хотя сама по себе разминка не несет особой информативной пользы, ей можно дать такую трактовку, так расставить акценты, чтобы она что-то иллюстрировала или тренировала в обсуждаемой теме (например, память, внимание), и логично связать с изучаемым материалом.
Например, упражнение «Блудный заяц» обычно проводят в дополнение к играм на знакомство – чтобы участники узнали дополнительную информацию друг о друге. Суть ее в следующем – убирается один стул и водящий, стараясь занять свободное место, предлагает пересесть тем, у кого есть кошка, кто носит кольцо, любит груши, любит рисование, рыбалку и т.д. Т.е. называет общий признак, объединяющий нескольких участников тренинга, и те, у кого он есть, меняются друг с другом местами.
Но если расставить акценты иначе, такую разминку легко можно подвести к серьезной теме бизнес тренинга. Например, чтобы связать ее с материалом, который будет изучаться, к примеру, на тренинге переговоров, следует объяснить: «Это упражнение требует внимательности, быстроты реакции. При ведении переговоров также надо быть внимательным к собеседнику, и быстро реагировать на его действия».
Без вполне очевидной привязки к теме тренинга участники не смогут понять - для чего они выполняли ЭТИ действия. Возникнет ощущение несерьезности происходящего. Но, благодаря озвученной информации, она вполне гармонично вписывается в русло тренинга, и тренеру, скорее всего, простят «несерьезное упражнение». Между тем, группа немного встряхнулась, оживилась, получила материал для продвижения вперед по содержанию. Со спокойной душой он может переходить к новой теме.
Таким образом, при выборе разминки важно учесть содержательный аспект тренинга, - найти в ней смысл и донести его до участников, проложить мостик в бизнес тему. Но, помимо этого, отобранные для разминки игры и упражнения должны соответствовать главной функции «разогрева» участников и максимально разряжать атмосферу.
Нельзя использовать упражнения, которые затрагивают сферу личных склонностей и интересов, или делают предметом всеобщего веселья, понижают социальный статус. Особенно важно это в группах, где есть лица с физическими или эмоциональными ограничениями (например, не любят находиться близко или касаться друг друга) и при работе со статусной аудиторией (для них шутливые разминки можно заменить логическими и интеллектуальными задачами).
- Быть легкими для объяснения, понимания и участия. Не комфортные упражнения - которые не нравятся, а также в случае, когда не ясно, чего с их помощью можно добиться (привлечь внимание к излагаемому материалу, снять напряжение, утомление, повысить сплоченность группы; размять мышцы, память, пробудить творческую активность и т.д.), брать не стоит.
- Вовлекать всех участников – ведь процесс нужен во всей группе. Игры, где участники выбывают, следует исключить.
- Быть динамичными (за счет умственной или двигательной активности участников), интересной (участие в ней должно приносить удовлетворение), позитивными, не ущемлять ни кого из участников.
- Соответствовать времени дня и этапу тренинга.
Разминка в самом начале тренинга должна вовлекать группу в процесс, мотивировать к работе, пробуждать желание быть активным. В коротких перерывах на чай-кофе желательно подключить тело – чтобы встряхнуть группу, повысить внимание.
Наиболее энергичные, подвижные игры и упражнения – энергизаторы (энерджайзеры) используют после перерыва на обед (в начале нового тренинг-блока). Они помогают переключить энергию от желудка к голове, и выводят подуставших участников из послеобеденной дремы. Во второй половине тренинг-дня также полезны мыслительные (интеллектуальные) разминки, которые активируют внимание и способствуют более эффективному восприятию материала.
И, наконец, разминки по завершении тренинга должны снимать усталость и способствовать воссозданию структуры полученных знаний, проходить на эмоциональном подъеме. Для этого подойдут «тихие игры» с элементами творчества.
- Занимать 3-5, максимум 10-15 минут. Закончить разминку нужно в момент, когда энергетика пошла вверх, но не ждать достижения пика, иначе участники утомятся от выполнения каких-то ее действий, и наступит эмоциональный спад.
Таким образом, чтобы избежать саботажа, при выборе той или иной разминки важно ориентироваться на следующие факторы:
- Какой эффект нужен сейчас.
- Состояние группы на данный момент.
- Возраст, пол, иерархия должностей, физические данные участников.
- Содержание предыдущей и последующей работы.
- Время дня и стадия тренинга.
Для успешного проведения разминки, тренер, помимо прочего, сам должен быть энергичным, и генерировать необходимую для группы энергию.
Примеры разминок
Ниже представлены описания упражнений и игр для разминки – они сгруппированы с учетом изменений в состоянии группы на разных стадиях тренинга.
Для первичной настройки
Перед началом тренинга разминка дополняет упражнения на знакомство и выполняет функцию первичной настройки группы.
«Возьми салфеток». Веселое упражнение, которое создает позитивную атмосферу и помогает выяснить некоторые личные моменты. Тренер приглашает присутствующих сесть в круг и со словами «На случай, если потребуется, возьмите сколько желаете», передает упаковку по кругу. Когда все разберут салфетки (обычно отбирают около десяти, редко - всего одну), обращается к группе «Представьтесь, пожалуйста, и расскажите столько фактов о себе, сколько салфеток вы взяли».
В бизнес тренинге факты могут иметь отношение к изучаемой теме (например, мои способы выполнить план продаж).
«Три цели». Участники по трое описывает свои цели на тренинг, из них отбирают 3 наиболее важных. Далее группы объединяются по принципу 3+3, отбирают 3 общие цели, и так по нарастающей, до тех пор, пока сложится одна общая группа. Она также составляет общий список из 3 целей. Один из участников затем его оглашает.
«Шеренга». Тренер предлагает группе построиться по восходящей в зависимости от заданной характеристики:
- по росту;
- цвету волос (от светлых к темным);
- высоте каблуков (в «женской» аудитории);
- числу дня рождения;
- продолжительности работы в организации (от «новичка» до «старожила»).
Двигательная активность неплохо снимает нервное напряжение. Можно подчеркнуть, что в зависимости от системы оценки (оцениваемого критерия) оказаться первым или последним может любой человек.
«Шифровка». Небольшая интеллектуальная задачка, которая поможет участникам сконцентрироваться. Тренер сообщает: «Сегодня утром мои агенты перехватили шифровку конкурентов. В ней имена всех ныне собравшихся. Единственное, что мы знаем, это то, что каждое имя – послание, а тема письма – сильные стороны нашей команды в лице наших сотрудников. Агенты смогли расшифровать подпись – БУЙВОЛ. Ваша задача - разгадать остальную шифровку».
Каждый участник расшифровывает своё имя так, чтобы получились предложение, описывающее его лучшие стороны. Это займет 5-7 минут. Тем, кто не справится с шифровкой самостоятельно, помогает вся группа.
Если нужно связать разминку с темой бизнес тренинга, можно упомянуть, что для того, чтобы обойти «ловушки» на пути развития своего дела, важно уметь читать «между строк».
На сплочение группы
И вот недавно познакомившиеся участники преодолели естественное напряжение и стеснительность, стали ярче выражать эмоции и разнообразными. Появились споры, бурные обсуждения, возможно, даже претензии. Наступает время формировать устойчивую команду и начинать работать. Соответственно, разминка на этой стадии групповой работы должна быть направлена на выработку навыка сплоченных действий и плавный переход к содержательной части тренинга.
«Пишущая машинка». Участники придумывают и записывают на доске цель на предстоящий модуль. Получившаяся фраза разбивается на буквы. Каждому члену команды назначают по одной букве - в порядке произношения (в небольшой группе за участниками закрепляют отдельные слова). Далее фразу «распечатывают» на машинке:
- первая «буква» хлопает в ладоши один раз, за ней вторая, третья и т.д.;
- пробел выбивают одним общим хлопком,
- знаки препинания – все хлопают в ладоши дважды.
Предложение напечатано, когда пишущая машинка «отхлопает» его в едином темпе, с соблюдением очередности букв и молча. С первого раза это не всегда удается.
Для мотивации и концентрации внимания
Перед началом нового блока необходимо повысить концентрацию внимания.
«До десяти». Эта разминка (и командная игра по совместительству) развивает скорость реакции и активизирует внимание всех присутствующих на тренинге.
Тренер не спеша поворачивается на месте в центре круга и вслух считает до 10. Остановившись, указывает на одного из группы и называет любое число до 10. Тот, кого назвали, быстро показывает его на пальцах, а его соседи справа цепочкой изображают остальные числа до 10 по восходящей. Тот, кто ошибется или промедлит, становится новым водящим.
«Охота на лис». Веселая, динамичная разминка – энерджайзер, которая поможет снять напряжение после изучения сложного материала, и переключить внимание с одной темы тренинга на другую.
Присутствующие изображают лисий хвост - заводят за спину руку и прижимают к пояснице ладонь (тыльной стороной). Тренер озвучивает байку: «Лучший способ поймать лису – насыпать соли ей на хвост», и командует «Лови!». По ней все свободно разбегаются по залу, стараясь прикоснуться свободной рукой к «хвосту» другой «лисы» и в то же время не быть пойманным. Участник, которому насыпали соли на хвост (дотронулись до ладони), останавливается, и продолжает «ловить лис», не сходя с места.
Тренер следит, чтобы не нарушали правил.
В стадии активной работы
Участники достигли максимальной работоспособности и достаточно доверяют друг другу. Они собраны - легко воспринимают наиболее важные, ключевые темы, и способны решать самые сложные и смелые задачи. Разминки в этой стадии тренинга тоже максимально смелые.
«Зверинец». Сидя в кругу. Тренер предлагает всем по очереди назвать какое-либо животное. Все прислушиваются, стараясь запомнить - кто кого назовет. Для лучшего запоминания каждый сначала повторяет сказанное предыдущими участниками, а затем называет свое животное (по принципу снежного кома).
Далее тренер задает ритм, в котором надо выполнять упражнение – 2 хлопка в ладоши и 2 удара ладоней по коленям.
Выглядит это так: первый участник дважды хлопает в ладоши, называет свое животное («лиса»), дважды ударяет по коленям и называет животное того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное было названо, подхватывает ритм: хлопая дважды в ладоши, называет свое животное («кошка»), ударяет дважды по коленям и называет еще чье-то животное, и т.д.
Темп выполнения постепенно увеличивается. Тот, кто ошибется, после хлопков в ладоши должен не назвать, а изобразить свое животное – издать его характерный звук. Остальные, передавая ход этому участнику, вместо названия животного воспроизводят этот звук.
Такое упражнение уместно только в хорошо разогретой группе с высокой степенью доверия.
После обеда
После обеда «кипение мозгов» сменяется легкой ленью. Чтобы вернуть участников в собранное состояние и продолжить работу, нужно а) встряхнуть их и б) помочь повысить концентрацию внимания. С первой задачей отлично справятся двигательные разминки - энерджайзеры и энергизаторы, а со второй – логические и интеллектуальные задания.
«А я еду…». Группа сидит в кругу, один стул не занят. Слева сидящий игрок быстро пересаживается на него и произносит: «А я еду!». На его место передвигается второй со словами «А я рядом!», за ним третий в цепочке: «А я зайцем!». Четвертый, занимая освободившийся стул, говорит: «А я с …», и называет любого из команды, тот садится на его место. В месте, где круг разрывается, цепочка начинается снова, участники пересаживаются все быстрей и быстрей, и так - до необходимого накала.
«Начерти, не отрывая карандаша». Знакомые с детства головоломки включают мозг в работу, помогают выйти за рамки обычной логики. Суть их проста – изобразить какую-то форму, не отрывая карандаша и не проводя по линии дважды.
«Тридцать три». Отличная послеобеденная разминка - в одно время включает ум и тело, и прекрасно бодрит.
Стоя в круге или полукруге. Присутствующие должны по цепочке сосчитать до 33. Но есть несколько небольших «заковырок»:
- число, делящееся на «3», заменяется хлопком в ладоши;
- число, содержащее «3», заменяется приседанием;
- число, делящееся на «3» и содержащее «3» заменяется хлопком с приседанием.
Обычно группа безошибочно досчитывает до 9, и сбивается: одни не могут быстро вспомнить таблицу умножения, другие путают движения. Приходится начинать заново – с участника, который ошибся. Зато бодрость и хорошее настроение гарантированы!
Чтобы избавиться от напряжения
Участники получили много новой информации, отработали ее в созданных ситуациях. Но до окончания тренинга еще далеко, и чтобы «подпитать батарейки» всех присутствующих нужна небольшая разминка - для снятия напряжения и усталости.
«Зарядка». Стоя в кругу. Тренер приглашает: «Сейчас каждый вспомнит любое упражнение из своей утренней гимнастики, и мы дружно проведем зарядку». И сам демонстрирует первое упражнение, выполняет его с группой 3 раза, и передает ход по часовой стрелке по кругу. Новый физкультурник дает свое упражнение, также трижды повторяет с группой, и так по цепочке.
Быстрые, энергичные упражнения вызывают смех, расслабляющие - чувство удовлетворения. Зная это, можно командовать: «А сейчас – что-то бодрящее! А теперь – расслабляющее!», и управлять эмоциональным и энергетическим состоянием группы. Также полезно дополнить эту разминку веселой музыкой вроде «Вдох глубокий, руки шире»
А если перед ее началом упомянуть, для того, чтобы побудить окружающих к необходимой активности, важно взять на себя лидерство и показать личный пример – так, как это было сейчас, она может послужить мостиком в соответствующую бизнес тему.
«Миссис Мамбл». Еще одна веселая разминка для тренинга, которая отлично подходит для снятия напряжения, и создает хороший фон для продолжения работы.
Сидя в кругу. Первый игрок, строгим голосом и с максимально серьезным выражением лица, обращается к соседу справа: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Тот отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», и также серьезно задает первый вопрос своему товарищу с правой стороны, и так по кругу. Важное условие – участники должны задавать и отвечать на вопросы, глядя в глаза собеседника, и не обнажать зубы, т.е. не улыбаться. Выражение лица и голос при этом очень комичны. Упражнение засчитывается как выполненное тогда, когда диалог передан по цепочке без смеха и ошибок.
Для подведения итогов
На завершающем этапе участникам важно вспомнить все пройденное, ощутить ценность изученного, и, конечно, же, закрепить положительный настрой – чтобы испытать желание действовать.
«Групповой рисунок». Творческая и в то же время динамичная разминка, в которой команды всяким способом «изображают» свои мысли, выводы и размышления: рисуют, наклеивают стикеры, делают коллажи и командные презентации.
«Пожелания в лучиках солнца». Каждый член группы изображает на чистом листе бумаги солнышко с лучиками (по числу участников, кроме себя). В центр него вписывает собственное имя. Далее рисунок передается по кругу – все участники между лучиками оставляют свои комплименты и пожелания. Пройдя по всей цепочке, рисунок возвращается к своему владельцу.
Резюме
Разминки – те самые «соль и перец», которые отличают тренинг от скучной «систематизации и обобщения представлений о предмете», превращает его в интересное, увлекательное и запоминающееся мероприятие, где рождаются новые идеи и совсем не хочется спать. Она помогает интересно рассказывать о скучных вещах и запускает нужный процесс:
- способствует созданию безопасной, открытой атмосферы;
- объединяет участников;
- создает или активизирует фокус внимания группы;
- вовлекает в действие;
- повышает коммуникацию;
- увеличивает работоспособность;
- включает творческое или аналитическое мышление;
- снимает умственное и физическое напряжение;
- успокаивает или бодрит;
- помогает справиться с сопротивлением.
В конечном итоге разминка способствует более продуктивному усвоению учебного материала, тем самым - повышению эффективности тренинга.