15 золотых правил работы на тренинге

Тренинги бывают самыми разными – индивидуальными и групповыми, профессиональными и социально-психологическими, рассчитанными на несколько часов или дней (марафонами). Независимо от специфики занятий, проходить они должны по определенному регламенту, который устанавливают заранее оговоренные правила тренинга. Выполнять их необходимо для того, чтобы обучение стало эффективным.

Правила работы на тренинге

В тренинге участвуют как минимум двое (коуч и его подопечный), но обычно на занятии присутствует несколько человек, и каждый из них должен придерживаться правил тренинга.

Общие

  1. Пунктуальность. «Правило 00» не нуждается в особых комментариях: приходить на тренинг вовремя – не просто хороший тон, а условие, которое обеспечит следующий пункт.
  2. Полное погружение. И тренер, и участники должны говорить на занятии о том, чему оно посвящено, о том, что происходит в группе и что волнует в настоящий момент. Из этого правила вытекает следующее.
  3. «Мобильная тишина». Чтобы внешние «раздражители» не мешали работать по принципу «здесь и сейчас», благодаря которому и достигается полное погружение, надо отключить телефоны.
  4. Уважение к говорящему. Проявляется в том, чтобы не перебивать и внимательно слушать того, кто высказывается (неважно, тренер это или участник группы). Обсуждать или критиковать чужое мнение или поступок нужно максимально корректно, чтобы сохранить спокойную, рабочую атмосферу.
  5. «Психологическое равенство». Чтобы добиться раскрепощения и атмосферы доверия, на время тренинга упраздняются все должности и социальные статусы. На занятии не должно быть «начальников» и «подчиненных», «менторов» и «учеников». Поведение в духе любого из этих амплуа может вызвать напряжение у участников тренинга. Быстрее сбросить привычные в повседневной жизни роли помогает обращение друг к другу на «ты».
  6. Абсолютная конфиденциальность. Все, что высказано на тренинге, не должно больше нигде обсуждаться и разглашаться – своего рода «тайна исповеди». Только при полной уверенности в «информационной безопасности» можно доверять друг другу самое сокровенное.
  7. Нет переходу на личности. Обсуждать следует не конкретного человека и его недостатки, а только поступок.

По умолчанию коуч прекрасно помнит и неукоснительно соблюдает правила тренинга – для участников в картинках они могут размещаться на доске (магнитно-маркерном вайтборде) как памятка.

Пример размещения правил проведения тренинга на доске на магнитно-маркерном вайтборде

Или в таком варианте – как письменная информация на флипчарте (мольберте с перекидными или отрывными листами).

Правила проведения тренинга указаны на флипчарте

Для тренера

  1. Соблюдение регламента. В обязанности тренера помимо обучения участников входит и контроль за таймингом. Важно следить, чтобы на задания и выступления уделялось ровно то количество времени, которое указано в регламенте.
  2. Право на ошибку – важнейшее правило работы на тренинге. Для наибольшей эффективности надо создать атмосферу, в которой участники не боятся пробовать и предполагать. Нужно дать людям почувствовать, что именно на разборе тяжелых промахов или незначительных оплошностей и строится обучение.
  3. Учет эмоционального состояния. Очень важны партнерские отношения между тренером и участниками занятия. Бережное отношение к эмоциям и переживаниям каждого из обучаемых позволит создать дружелюбную и открытую атмосферу, которая поможет ученикам раскрепоститься.

Для участников

  1. Открытость к принятию нового опыта – главное правило поведения для участников тренинга. Древняя мудрость гласит, что невозможно наполнить чашу, если она уже полна. Это значит, что на время занятия важно отстраниться от всего опыта, даже по субъективным оценкам положительного, и позволить себе с детской непосредственностью получать новые знания.
  2. Активность и работа в полную силу. Каждый участник обязан выполнять в максимальном объеме все упражнения и задания, которые предлагает тренер.
  3. Я-высказывания. Все участники группы на время проведения тренинга должны отказаться от общих формулировок вроде «обычно практикуется…» или «зачастую говорят…» и характеризовать только свои мысли и действия – то есть начинать фразу со слов «я думаю…», «я поступаю…» и т. п.
  4. Обратная связь. Каждый участник, особенно в незнакомой группе, должен дать понять остальным, как он к ним относится. Это правило поможет создать здоровый психологический климат на занятии.
  5. Своевременное поведение итогов. Участники не должны давать оценку эффективности занятия раньше, чем оно завершится. Неправильный настрой может значительно повлиять на результативность тренинга.

Правил групповой работы в тренинге может быть сколько угодно, но чем их меньше и чем они интуитивно понятнее каждому участнику, тем лучше. Обычно перед началом долгосрочной работы оговаривается, что их количество может изменяться или могут вводиться ситуативные нормы поведения, например на одно занятие, как условия игры. В любом случае на тренинге не может быть ни одного правила, без которого можно обойтись.

Отзывы и обсуждения