Взрослые обучаемые усваивают знания иначе, чем подростки и дети. Их нельзя заставить учиться – они желают видеть соответствие предлагаемых знаний рабочим задачам или личным потребностям, и часто привносят в обучение собственный опыт и свои жизненные цели.
А потому традиционная схема детского обучения «теория – практика – теория - практика», ориентированная на простую передачу набора знаний от преподавателя к ученику, взрослым не всегда интересна и редко эффективна. Длительные однообразные лекции, неспособность применить полученные знания, несоответствие темы обучения ожиданиям вызывают у них раздражение и сопротивление.
Начиная с 70-х гг. XX века психологи и андрагоги стали уделять больше внимания усовершенствованию процесса обучения взрослых. Появилось немало моделей, учитывающих особенности усвоения ими новой информации. И одна из них – цикл Колба - часто применяется при составлении тренингов.
Содержание
Что это такое
Полвека назад американский специалист по андрогогике Дэвид А. Колб опытным путем установил, что для достижения результатов обучения взрослый должен пройти 4 этапа.
Этап I – Получение конкретного опыта. Обучаемый «набивает шишки» - что-то переживает, делает так, как умеет сейчас (симулирует действие) и получает результат действия. Например, не зная азов велоезды, запрыгивает на велосипед, пытается крутить педали и, естественно, падает. Понимая, что вышло не совсем хорошо, осознает потребность в дальнейшем обучении, и для разъяснения нюансов обращается к тому, кто умеет это делать.
Этап II – Наблюдение и размышление над опытом. Предполагает анализ плюсов и минусов сделанного и его результата. Если не осмыслить действия и не понять, где была допущена ошибка, приведшая к падению с велосипеда, и что нужно сделать, чтобы избежать его в дальнейшем, прийти к положительному результату не удастся. Для этого, вероятно, придется понаблюдать - как другие ездят на велосипеде, и сравнить со своими действиями.
Этап III – Формирование абстрактных понятий и обобщений. Обучаемый извлекает урок из 2 предыдущих этапов:
- находит взаимосвязи между полученным опытом и проанализированной информацией;
- получает целостное представление о том, как все работает;
- решает, что все это означает для него;
- генерирует идеи о том, как использовать новые данные в схожих ситуациях.
В продолжение примера с неумелым ездоком. Осознав значение происшедшего, тот планирует изменения и вырабатывает принципы относительно того, что поможет ему обучиться велоезде.
Этап IV – Активное экспериментирование. Обучаемый рассматривает способы и пробует методы и стратегии, основанные на выводах предыдущих этапов цикла. Поняв теорию и принципы езды на велосипеде, новичок вновь садится на него и едет - в результате появляется новый непосредственный опыт (удачный или не совсем). Далее круг замыкается - начинается новый виток цикла.
Таким образом, учебный процесс в представлении Колба - это цикл, включающий накопление собственного опыта, последующее размышление над проблемой, ее обдумывание, и в итоге – действие, связанное с проверкой усвоенной теории на практике.
Данная модель обучения приемлема для всех, но наиболее приближена к реалиям жизни взрослых учащихся. Только они достигают с ней максимальных результатов. В отличие от детей, взрослые имеют жизненный опыт (возможно, в той сфере, в которой хотят пройти обучение), и обучаются, исходя из своих потребностей, ради достижения цели, то есть - осознанно.
Однако Колб заметил, что разные люди склонны познавать новое только одним из способов: 1) непосредственным получением опыта, 2) рефлективным наблюдением, 3) абстрактной концептуализацией (обобщением) или 4) активным экспериментированием. И, исходя из этого подразделил всех участников обучения на:
- активистов - пытаются решать задачи сразу, без погружения в теорию;
- мыслителей - углубляются в информацию и много над ней размышляют, но практиковать применение новых знаний не спешат;
- теоретиков - любят «глубоко копать», систематизировать информацию, строить модели и концепции, но практическим их применением интересуются мало;
- прагматиков - изучают ровно столько, сколько нужно для решения практических задач, и сразу приступают к выполнению заданий
Естественно, «в чистом виде» они встречаются редко. Каждый проходящий обучение в разной степени преодолевает все этапы представленного выше цикла. Однако предпочитает определенную связку способов получения и обработки информации и больше склоняется к практическим действиям или теоретизации.
- Активиста (связка личный опыт - практика) бесполезно заставлять читать книги. Он предпочитает простые объяснения, которые сразу можно применить на практике. Проще дать ему пошаговую инструкцию.
- Мыслитель (связка личный опыт - размышление) спешку не любит, и старается разобраться во всех деталях: задает уточняющие вопросы, анализирует увиденное и пройденное. Однако практиковать применение новых знаний он скорее уговорит Вас.
- Теоретик (связка теория - размышление) мыслит логически. Он много читает и анализирует. Логически обоснованная теория для него важнее практического применения.
- Прагматик (связка теория-практика) – это типичный «технарь». Он реализует свой потенциал при решении практических задач. Принимает решение путем поиска ответов на конкретные вопросы, но не прочь и поэкспериментировать.
Но нельзя научиться чему-либо, только изучив теорию по интересующему вопросу (простое чтение обучающих статей не поможет освоить принципы движения на велосипеде). Неэффективно и бездумное выполнение действий без последующего анализа и подведения итогов. Езда на велосипеде без отслеживания конкретных действий (постановка ног на педали, удерживание руля, контроль осанки и пр.), размышлений над ними и проверки заключений на практике приведет к новому падению.
Следовательно, для успешного обучения нужно быть то наблюдателем, то участником, переходить от прямого участия к объективной оценке. То есть пройти все этапы цикла, и обязательно по кругу, не пропуская и не выделяя какой-то из них. Лишь такое обучение будет эффективным.
Заключения Колба и его четырехступенчатый цикл обучения широко применяются при составлении тренингов – преимущественно корпоративных. Их богатая методология позволяет создавать такие условия, в которых учащиеся вовлекаются во все этапы учебного процесса не зависимо от предпочтительного способа получения знаний.
Построение схемы тренинга по модели Колба
Цикл Колба предполагает путь от практического опыта к теории. Ниже приведен пример - как пройти его так, чтобы каждый участник тренинга имел возможность получить то, что лучше всего подходит под присущий ему стиль обучения, но при этом преодолел все этапы цикла Колба.
Отправной точкой должен стать конкретный личный опыт в контексте тематики тренинга (1-й этап). Каким образом участники его получат - не важно, но желательно, чтобы он был негативным. У участников что-то не получается, и они безо всякого назидания понимают – пробелы в образовании есть, не все навыки развиты. Недостаток знаний мотивирует к их приобретению.
Тренер может актуализировать существующий опыт, вызвав воспоминания о каких-то событиях из реальной практической деятельности. Но лучше всего смоделировать его получение - при помощи провокаций, ролевых игр и упражнений. Они должны содержать широкий набор примеров поведения в различных ситуациях (участники обязательно допустят в них серию ошибок) и вызывать мысли о необходимости дальнейшего обучения.
Пример провокации на тренинге.
После нее непременно последуют выводы о недостатке знаний по данной теме.
Так, в тренинге продаж можно попросить одного участника продать что-то другому (или даже реальному клиенту – по телефону). Рекомендуется при этом сделать видеозапись. Даже если на первый взгляд обучающиеся справились с заданием безукоризненно, при просмотре видео и обратной связи найдется то, что можно улучшить, поправить, отшлифовать.
Разложение опыта на элементарные составляющие и анализ того, что сделано правильно, а что можно сделать еще лучше переведет участников тренинга во 2-й этап цикла Колба. Процедурно ему можно придать форму обсуждения (общего или в малых группах), презентации участников. Чтобы запустить процесс обмена идеями, тренер призывает участников поделиться наблюдениями касательно:
- того, что понравилось /не понравилось, удивило в действиях (словах, поведении) игроков;
- эмоций, вызванных этими действиями (поведением, словами);
- того, что помогло / помешало достижению цели;
- согласия / несогласия с действиями (словами, поведением) игроков;
- схожести происходящего с ситуациями в реальной жизни;
- желания что-то добавить.
В результате таких наблюдений должна родиться некая концепция (модель), которая с одной стороны, объясняла бы произошедшее, с другой – содержала рекомендации относительно действий в аналогичных ситуациях. Сформулировать ее без знания некоторых принципов и закономерностей довольно сложно. Следовательно, нужно помочь ее рождению, и рассказать слушателям теорию, которая объясняла бы происходящее. И дополнить ее идеями, пришедшими участникам в процессе обучения. Можно попросить их выступить с краткими докладами, презентациями выводов; визуализировать обсуждаемую на тренинге область навыков (например, нарисовать шарж идеального продавца) и т.д. Важно, чтобы обучающиеся смогли объединить полученный опыт с существующими исследованиями (концепциями, моделями) и поняли, как с их помощью улучшить процессы. Так участники тренинга извлекают уроки из своего опыта, и незаметно для себя преодолевают 3-й этап цикла Колба.
Теперь нужно связать полученные в тренинге результаты с реальной жизнью и «встроить» в практику те приемы, о которых шла речь в процессе обучения. Причем апробация модели должна пройти успешно. Откровенно негативный опыт на завершающем, 4-м этапе цикла Колба демотивирует и снижает самооценку учащихся, возникает недоверие к ведущему тренинга, а отсюда – сопротивление. Поэтому лучший выход –экспериментировать. Можно предложить группе составить план внедрения полученных знаний; продумать, как будет работать то, о чем говорилось, конкретно у них; решить кейс или выполнить упражнение по теме.
Таким образом, использование цикла Колба требует соблюдения определенной логики при составлении тренинга. Ее учитывают при временном распределении этапов занятия.
Этап цикла Колба | Его значение в тренинге | Задача тренера | Подходящие методы и инструменты | Рекомендуемая продолжительность(% от общего времени) |
---|---|---|---|---|
1 – Опыт | Проблематизация и мотивация участников | Привлечь внимание и вызвать интерес к теме, сформировать ощущение ее значимости. |
Провокации Ролевые игры Предложение вспомнить реальную прктическую деятельность Ситуационные задачи |
10 |
2 - Мыслительное наблюдение | Подготовка слушателя к обдумыванию и анализу существующих знаний и опыта | Сформировать логическую структуру навыков и методов | Обсуждение (групповое, в мини-группах) с презентацией результатов | 20 |
3 – Абстрактная концептуализация | Обучение новым методикам, знаниям, навыкам, необходимым для выполнения задач | Выстроить взаимосвязь между новой информацией и существующими навыками |
Мини-лекция Приведение примеров и фактов Объяснение моделей и алгоритмов поведения |
50 |
4 – Тестирование полученных знаний | Проверка усвоения нового материала | Дать оценку тому, насколько хорошо участники усвоили новые знания, навыки |
Практические упражнения по теме Кейсы Тесты Ролевые и деловые игры Планирование применения Создание алгоритмов |
20 |
В конце тренинга полезно провести опрос – что было полезно, эффективно, и собрать пожелания участников относительно дальнейшего изучения материала.
Важный момент
Для выявления предпочитаемых стилей и привычек обучения участников используются различные опросники (например, тест Хони и Мамфорда). Они помогают определить, какие элементы доминируют в процессе обучения, и, соответственно, как учащийся будет реагировать на методы и усилия ведущего тренинга.
Выделив представителей всех 4-х типов и опираясь на их реакции, можно облегчить взаимопонимание в группе. Для этого обучаемые разных типов должны стать «движущей силой» друг друга на соответствующих этапах тренинга. Пускай активисты своей неуемной энергией компенсируют нерасторопность мыслителей; склонные к экспериментированию прагматики придают практическую направленность заключениям теоретиков, а те подытоживают их работу.
Таким образом, цикл Колба – пример удобной и практичной модели, при использовании которой ни один участник тренинга не останется вне учебного процесса. Несложная к пониманию, она адаптирована к специфике восприятия именно взрослых обучаемых, отлично учитывает выработанные ими привычки обучения: активистам позволяет действовать, мыслителям – анализировать, теоретикам – строить концепции, а прагматикам – их внедрять.