Содержание
Общие цели
Устанавливаются автором тренинга и обычно обозначаются в названии. Чаще всего в результате работы с группой тренеры стремятся достичь одну из трех общих целей:
- Приобретение новых умений или совершенствование уже имеющихся.
- Развитие коммуникативных навыков и социальной перцепции.
- Изменение стереотипов поведения или выработка новых черт характера личности.
В ходе тренинга первоначальные общие цели могут как расширяться, так и конкретизироваться.
Частные цели
Независимо от вида тренинга, его цель должна отражать конкретный результат и звучать в положительных формулировках (без употребления частицы «не»), быть реалистичной, а ее достижение должно быть абсолютно проверяемо.
Психологические тренинги
Цель тренингов, которые проводят психологи, чаще всего заключается в развитии коммуникативных навыков. Для достижения этого результата выполняются конкретные задачи:
- Приобретение знаний, умений, навыков межличностного общения.
- Развитие установок, определяющих поведение в социуме.
- Совершенствование перцептивных способностей.
- Коррекция системы межличностных отношений отдельного человека.
- Формирование умения видеть и анализировать вербальные и невербальные проявления характера.
Навыковый тренинг
Цель любого занятия такого рода – приобретение его участниками новых знаний и, главное, практических умений. Само по себе общение с человеком, который обладает каким-либо навыком и умеет применять его в деле, – уже очень полезный во всех отношениях опыт, а при правильном выборе упражнений участники тренинга смогут сэкономить большое количество времени и средств на приобретение определенного навыка.
Наиболее популярны три направления навыковых тренингов:
- физические;
- по продажам;
- коммуникативные.
Тренинги первого из перечисленных направлений – физического – чаще называют тренировками. Их цель – изучение и регулярное повторение определенных упражнений, которые направлены на развитие двигательных навыков или укрепление мышц.
Развитие и личностный рост в сфере торговли предполагает посещение тренингов по продажам. Именно те сотрудники фирм, которые постоянно развиваются и оттачивают свои умения, показывают наилучшие результаты и имеют большой доход. Такие тренинги стремительно набирают популярность: психологией потреблений и законами рынка сейчас интересуются не только работники различных фирм, но и организаторы сетевого бизнеса.
Общение – одно из основных средств коммуникации. От умения расположить к себе собеседника часто зависит личная жизнь и карьера человека, поэтому тренинги, цель которых заключается в повышении грамотности речи, расширении словарного запаса или выработке уверенности в себе, пользуются большим спросом.
Экстремальные тренинги
Похожи на обычные психологические, но рассчитаны на подготовленную аудиторию и, в отличие от экстремальных видов спорта, которые тоже востребованы определенной категорией людей, не несут в себе опасности для жизни. Но если в ходе обычного занятия формируются навыки и поведенческие особенности, то цель этих тренингов состоит в раскрытии потенциала человека, в создании импульса к глубинным изменениям личности. Помимо этого, погружение в необычную психологическую обстановку может способствовать качественному моральному отдыху, дает возможность на время отрешиться от повседневных проблем.
В любом случае каждый из тренингов направлен не только на решение актуальных, существующих здесь и сейчас, проблем участников, но и на профилактику их «рецидивов» в будущем, в том числе и за счет того, что предоставляется возможность научиться решать проблемы. Если эта основополагающая цель тренинга недостаточно осознана специалистом, который его проводит, то не стоит и начинать работу.