Профилактика буллинга в школе – обзор тренингов

Профилактика буллинга в школе – обзор тренингов

Еще совсем недавно слова «буллинг» не было в русском лексиконе, хотя само явление известно давно и все еще остается серьезной проблемой российских школ. Это травля, унижение, психологический и физический террор, направленный на запугивание человека и его подчинение. Такая ситуация делает образовательную среду некомфортной для многих детей, травмирует их и отбивает желание учиться. Для профилактики буллинга в школе разрабатываются специальные тренинги.

Специфика

Буллинг среди школьников

Проведенные исследования показали, что каждый второй ребенок в возрасте от 12 до 18 лет подвергался травле. Самыми распространенными видами издевательств дети назвали словесные оскорбления, физические запугивания и травля в сети. Чаще всего это негативное явление происходит в средней школе, причем, чем старше ученик, тем меньше вероятность того, что он сообщит о буллинге взрослым.

При травле основными действующими лицами становятся агрессор и жертва, а причинение страданий всегда производится умышленно, что отличает ее от обычных регулярно возникающих школьных конфликтов. Но есть еще и третья сторона действа – свидетели, и от их позиции зависит многое. По данным опросов, если другие ученики выступают на стороне жертвы, в половине случаев издевательства прекращаются. Если же одноклассники просто наблюдают за происходящим, а учителя делают вид, что ничего не происходит, то травля никогда не прекратится и может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Специалисты выделяют два основных вида буллинга:

  • Скрытый не так просто заметить учителю. Это бойкот или игнорирование учащегося, распускание о нем негативных слухов, исключение его из отношений и т.д.
  • Прямой буллинг – это, в первую очередь, физическая агрессия: удары, умышленные толчки, регулярные побои, нанесение телесных повреждений. Другая сторона медали – психологическое насилие, включающее в себя оскорбления, угрозы, запугивание, преследование и другие действия, способные вызвать у жертвы эмоциональные страдания.

Отдельно следует отметить кибербуллинг, т.е. травлю при помощи интернета и мобильной связи. Здесь угрозы или оскорбления дети получают в социальных сетях, через мессенджеры и электронную почту. Это один из самых разрушительных видов травли, и для его пресечения нужно использовать технические средства защиты, такие как блокировка учетных записей обидчиков, жалобы провайдерам услуг и надежные пароли на мобильных устройствах.

Примеры содержания

Тренинги по профилактике буллинга проводят в очной форме в составе устойчивого коллектива, где складываются определенные социальные отношения. Это может быть школьный класс, спортивная команда, танцевальный или хоровой коллектив и т.д. Наполнение варьируется в зависимости от возраста участников и целей, поставленных организатором. Но большинство мероприятий включает в себя такие темы:

  • что такое буллинг и каковы его признаки;
  • типы травли;
  • распределение ролей в детском коллективе при травле;
  • реакция детей и взрослых на травлю и методы ее предотвращения;
  • развитие эмпатии, сочувствия и сопереживания;
  • навыки конструктивной коммуникации;
  • укрепление активной позиции учащихся в классе;
  • навыки эмоциональной поддержки;
  • многообразие как ресурс класса.

Для достижения должного эффекта и более полного понимания проблемы в ходе занятия гармонично сочетаются теоретическая и практическая часть. Мини-лекции и презентации подкрепляют ролевыми играми и разбором конкретных ситуаций.

Топ тренингов

По большей части вопросы профилактики травли в школах возлагают на классных руководителей и психологов. Чтобы они могли проводить соответствующую работу на должном уровне, им необходим качественный методический материал. Его можно найти на различных педагогических сайтах или у организаций, занимающихся детской и подростковой проблематикой. В табличке приведены сведения о некоторых из них.

Организатор Форма обучения Краткое описание Стоимость
Проект Frontier KIT Онлайн Проект призван объединить образовательные практики и игровой подход. Тренинг «Буллинг. Разведка и противодействие» предполагает 3 занятия на платформе Zoom, включающие в себя различные интерактивные инструменты и ролевые игры. Целевая аудитория – взрослые, работающие с детскими коллективами. Это могут быть учителя, вожатые, тьюторы, воспитатели. Участники получат необходимые знания, понимание своих реакций и приемы работы с буллингом. После завершения курса слушатели будут иметь доступ к методическим материалам. Ведущие Ирина Беляева, психолог, психотерапевт, и Екатерина Попова, тьютор, автор программ по развитию социального и эмоционального интеллекта. Стоимость тренинга необходимо уточнять у организаторов
Еврейский музей и центр толерантности (Москва) Очно Специалистами центра разработана программа профилактики агрессии и травли в школе «Каждый важен». Это серия из 7 интерактивных занятий по полтора часа каждое, рассчитанных для двух возрастных групп: 10-13 и 14-17 лет. Профилактические занятия адресованы в первую очередь свидетелям буллинга, а не жертвам или агрессорам. Программу проводят по запросу в Москве и регионах, записаться может класс в сопровождении учителя. Целевая аудитория – 5-11 классы. Занятия направлены на постановку проблемы, развитие эмпатии, активную позицию в школе, уверенное поведение в ответ на буллинг, уважение индивидуальности и многообразия. Цель – создание нетерпимости к насилию в детском коллективе. Бесплатно
Академия безопасности Ольги Бочковой (Москва, Санкт-Петербург) Онлайн Известный педагог, клинический психолог и игровой терапевт Ольга Бочкова записала вебинар «Школа без травли». Это даст эффективные инструменты родителям, поможет распознать первые тревожные сигналы и вмешаться в решение проблем взаимодействия ребенка с коллективом, а также сконтактироваться с родителями ребенка-агрессора. Также слушатели научат ребенка защищать себя от нападок и смогут требовать от школьных работников выполнения своих обязанностей. Также автором подготовлено пособие-практикум «Травля. Гид по самозащите», где на 60 страницах, ярко и стильно оформленных, представлена вся необходимая информация. 1990 рублей – запись вебинара, 990 рублей – пособие
Институт практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург) Онлайн Специалисты института предлагают принять участие в вебинаре «Буллинг в школе: использование элементов кинотерапии в профилактической, воспитательной и терапевтической работе». Занятия рассчитано на 5 академических часов и проводится на платформе Zoom. Целевая аудитория – учителя, социальные педагоги, практические психологи, а также интересующиеся данной темой родители. Формы работы: просмотр видеоматериалов, веб-презентации, мини-лекции, практические кейсы, сессии вопросов и ответов. Участники разберутся с причинами травли, ее составляющими, получат методические рекомендации, как бороться с этим явлением, если процесс уже запущен. 3500 рублей
Портал b17 Очно Психолог и игропрактик Галина Алиулова проводит в Москве и Подмосковье тренинг «СоУчастник», посвященный профилактике буллинга в подростковой среде. Тренинг может быть проведен в разных форматах: 2 урока за 2 дня или 4 занятия. Участники поймут, что такое буллинг, узнают формы травли, в т.ч. какие чаще используют девочки, а какие мальчики. Также слушатели разберутся, как отличить буллинг от обычного конфликта, проиграют учебные ситуации, определят эффектиные и неэффективные стратегии борьбы с этим явлением. Информационный материал сопровождается большим количеством слайдов, а также 5-минутным видеороликом. Даты проведения мероприятия зависят от набора группы. 17000 рублей с группы или 2000 рублей с человека
Электронная газета «Интерактивное образование» Онлайн В издании размещена программа брейнсторминга «В согласии с собой и другими», разработанная Татьяной Соколовой, педагогом-психологом новосибирского лицея № 200. Мероприятие посвящено интерактивным методам профилактики травли в школе. Целевая аудитория занятия – ученики 10-11 классов, а го длительность от 60 до 80 минут. Особенностью тренинга является то, что его организуют и проводят непосредственно подростки. Цель занятия – воспитание коммуникативной компетентности, доброжелательности в коллективе и профилактика буллинга в подростковой среде. При этом пользу получают не только участники брейнсторминга, но и учащиеся-организаторы, которые развивают свою социальную активность. Бесплатно

Эксперты отмечают, что бороться с буллингом в детском коллективе необходимо не тогда, когда ситуация стала критической, а при первых проявлениях. Если же ситуацию запустить, в классе образуется устойчивое буллинг-сообщество, которое не прекратит своей деструктивной деятельности даже после того, как объект издевательств покинет коллектив. Оно просто выберет себе новую жертву и продолжит травлю.

Автор: Сергей Пастернак

Автор статьи:

Отзывы и обсуждения