Содержание
Удачно выбранная специальность – это ключ к сказочной карьере. Не верите? Давайте рассмотрим образ будущего. Взглянем на проекцию современных проблем в свете их решения. Предположим, что социум не загнется под их тяжестью, а справится с задачами наилучшим образом. Почему так?
- Во-первых, «неплохих вариантов» развития общества может оказаться больше одного, что уже затрудняет рассмотрение вопроса. А нам в будущее только бы одним глазком пока заглянуть.
- Во-вторых, не нужно поддаваться влиянию уже целой, можно сказать, индустрии мрачных прогнозов и апокалиптических сценариев (т. е. сценариев конца света). Уж лучше неапокалиптическая футурология: она ориентирована на конструктивную работу.
Итак, предположим, Россия реализовала вот такую систему социального устройства:
- каждый человек (вы тоже) участвует в социальном строительстве непосредственно и постоянно, он полностью реализует свой потенциал;
- существует информационно коммуникационная инфраструктура – люди (вы в их числе) коллективно мыслят, выявляя общественные потребности, формулируя их, ища решения, выбирая лучшее из альтернативных. И реализуют именно его.
Как это отразится на отдельных областях знания и видах профессиональной деятельности?
Информатика
Многие всё еще воспринимают информатику как прикладную науку. Но уже сейчас требуется осмысление информации как философской категории и общественного феномена. В этой сфере предвидится бескрайний объем работы, тем более что пока наше отношение к информации сильно напоминает отношение к гигиене в средние века, когда жители выливали ночные горшки из окон на улицу и вымирали целыми городами от инфекционных болезней.
Школьные занятия по информатике перестанут в будущем напоминать рекламные мероприятия компании Microsoft, продукция которой имеет закрытые коды, мешающие ее усовершенствовать.
Страховое дело
Сфера страхового бизнеса расширится. Многие виды деятельности перейдут в нее из государственной сферы. В этом числе – сертификационные органы, а также надзоры, которые связаны с исчисляемыми рисками – надзор за состоянием транспортных средств, промышленного оборудования и т. д., надзор за ведением строительства, надзор за ведением лечения и т. п.
В страховой бизнес войдет то, что традиционно считалось задачей государства: аварийно-спасательная служба, пожарная безопасность и обеспечение правопорядка.
Отрасль изменится. Стандартные страховые пакеты будут доступны с мобильных телефонов по смешным ценам, а основную долю страхового бизнеса будут занимать индивидуальные пакеты. От страхового агента потребуется социальная компетенция, позволяющая спрогнозировать все риски, которые могут возникнуть у клиента в связи с его профессиональной деятельностью, стилем жизни и т. д. Агенты будут кровно, а точнее, финансово заинтересованы в том, чтобы минимизировать эти риски и ущерб при наступлении страховых случаев.
Юриспруденция
Звездное небо надо мной и моральный закон во мне», о которых говорил Кант, в принципе неисчерпаемы. А носителям морального закона приходится ходить по бренной земле, переходить улицу на зелёный свет, соблюдать массу других правил и условностей. И эти правила должны быть уместны под этим звёздным небом. Как минимум.
Но кто знает, может быть, уже в XXI веке зайдет речь и об их гармонии с моральным законом! Так что когда абитуриентом юрфака движет не конъюнктурное соображение, а подлинный интерес, занятость ему обеспечена.
А если он еще и по информатике честные пятерки получал, то вообще станет нарасхват. Нормативные базы в информационном обществе будут хранится не в виде текста, а в виде базы данных, а для этого нужно выделить сущности, присвоить им атрибуты… Этого не сможет сделать ни просто юрист, ни просто программист.
Это могут делать только высокооплачиваемые специалисты. Они должны успевать удовлетворять спрос как в сфере электронного общения (вырабатывая его нормы), так и в сфере корпоративного бизнеса. Ведь основная часть стоимости корпорации – это ее интеллектуальный капитал. Прежде всего – уникальная, сложившаяся именно в этой корпорации культура бизнес-процессов. А без корпоративной нормативной базы кристаллизация этой культуры невозможна. Как невозможно ее полноценное сохранение и каждодневное обращение к ней.
Философия
Носители прогрессивных концепций не просто так требуют к себе внимания и доказывают свою правоту. Как биологический закон заставляет особей бороться за выживание, так и передовые концепции не дают покоя своим авторам. Социуму это выгодно. Ведь чем больше мнений и чем жестче конкуренция между ними, тем больше шансов возникнуть оптимальному решению.
В безжалостном информационном обществе авторитеты и идеологии вымрут как виды, а жизнь мнений будет заканчиваться сразу, как только их носители замешкаются с добычей новой порции концептуальной пищи или не заметят коварной гносеологической опасности. А перспективной станет концепция, формирующаяся постоянно и при непосредственном участии своего носителя.
Уцелеть в этих джунглях без философской подготовки (хотя бы поверхностной) – утопия.
Филология
Некоторые наши современники демонстративно коснеют во всех видах языкового невежества: орфографическом, пунктуационном и т. д. Но потребности глобализации скоро всё расставят по своим местам. Отнюдь не за косноязычными «оффтоперами», «флудерами» и «флеймерами» будут охотиться хедхантеры. С другой стороны, интернациональная коммуникация породит новые вакансии, от кандидатов на которые будет требоваться не только врожденное языковое чутье, но и лингвистическое образование, приобретенное на полноценных языковых факультетах.
Традиционные лингвистические исследования далеки от завершения. Взять, например, возникновение смысла: когда из фонем складывается слово – из слов складывается фраза – сверхфразовое единство формирует образ – образы в литературной практике видоизменяются – и возникает смысл следующего уровня…
Так какие смыслы и образы отражают окружающую действительность наиболее адекватно: те, что появились в результате литературной практики, или те, которые разложены на сущности, атрибутированы и препарированы согласно новейшим разработкам корифеев информатики? Вопрос не праздный и даже не теоретический. Ведь электронная обработка информации начинает многое предопределять в человеческой жизни.
Налоговый учет
Решения будут приниматься по-прежнему централизованно. Однако рутинную уплату налогов признáют суррогатной и неполноценной формой реализации социальной ответственности. Надеемся, налогоплательщики смогут непосредственно участвовать в социальных проектах и адресно их финансировать. Каждый человек столкнется с необходимостью выделить среди социальных проблем приоритетные, выбрать для финансирования по каждой проблеме оптимального проекта из ряда альтернативных и контролировать реализацию таких проектов.
Работа налоговых служащих будет мало отличаться от работы фандрайзеров (англ. fundraising – привлечение ресурсов), но требования к их способностям будут немного иными: ведь изначально эти специалисты работают с клиентами на принципах добровольности. А «налоговым фандрайзерам» придется мотивировать налогоплательщиков.
Политология и партийное строительство
В информационном обществе приоритетным станет непосредственное участие каждого человека в общественной жизни. Нет и не будет двух людей, у которых совпадают точки зрения по всем вопросам (вот почему объединения, ориентированные не на реализацию конкретного проекта, а на реализацию некой комплексной доктрины, имеют низкий КПД). Любое действие, в т. ч. объединение, сопряжено с затратами – времени, денег, нервов. Так что сфера применения политтехнологий ограничится. Хотя конечно, останется потребность в осмыслении происходящих социальных процессов.
Военное дело
Конечно, в обществе будущего военные приготовления перестанут быть злободневной темой.
Они актуальны до тех пор, пока потребность принимать решения вопреки центру выливается в национальную или конфессиональную обособленность, а то и принимает вид агрессивного изоляционизма – что, как правило, и порождает локальные конфликты.
Но не все конфликты мотивированы страданиями соплеменников или единоверцев. Есть еще психические отклонения, алчность… Пожалуй, одного только творческого и методологического наследия авторов голливудских блокбастеров хватит на то, чтобы вдохновлять не одно поколение вояк.
Так что военные не уйдут в отставку. Кого же попросят остаться на защите социального прогресса и процветания? Что общество будет ожидать в обмен на благословение убивать и умирать?
Военнослужащий должен сознавать свою социальную миссию и повышенную ответственность. А статус такого профессионала должен предполагать систему протоколирования его действий, которая защищала бы его от необоснованных обвинений. Ведь военные подразделения всё реже и реже представляют собой многотысячные малоподвижные скопления людей, которые дислоцируются в течение длительного времени на ограниченном пространстве и уязвимы для оружия массового поражения. Это, скорее, малочисленные мобильные группы, члены которых собираются вместе только для проведения совместных операций.
Боевые действия в современных условиях всё больше приобретают характер полицейских операций, а широкомасштабные столкновения уходят в прошлое. Применение широкого спектра вооружений становится просто опасным, т. к. вызывает большое количество разрушений и жертв среди мирного населения, чем создает и воспроизводит социальную базу терроризма. Его место в арсеналах занимает высокоточное оружие, оружие с биометрическими способностями, а также так называемое гуманное оружие, обездвиживающее противника, не нанося ущерба его здоровью.
Биометрия
Принцип патриархальной общины – когда все друг у друга на виду, когда каждое действие должно соответствовать общественной пользе, – будет возрожден в «электронной» общине. «Быть на виду» – это совсем не обязательно, чтобы за тобой всегда следили видеокамеры, а микрофоны записывали твою речь. В большинстве случаев необходимо экономно и достоверно персонифицировать социально значимые действия. Поможет в этом биометрия – комплекс методов и технических средств идентификации человека, основанных на выявлении его уникальных физических особенностей или уникального комплекса таких особенностей. Биометрия уже сейчас всё активнее применяется для организации доступа, и в будущем эта сфера будет только расширяться. Требования к биометрическим решениям будут определяться в том числе соображениями информационной гигиены и экономичности.
***
Может показаться, что всё это настолько отдаленное будущее, что даже и не стоит связывать с этими перспективами свои личные планы. Раз уж до сих пор не решен вопрос о том, насколько точно описывают наше прошлое и настоящее информационные символьные комплексы и живые языки, было бы ошибкой относиться без иронии к любым описаниям будущего. Тогда зачем вообще заниматься прогнозами, рисовать радужные картинки, если окружающая действительность представляет собой чуть ли не полную противоположность таким описаниям? Смысл в этом есть, и вот какой.
Говорят, что пробить кулаком доску может практически каждый. Но не каждый может сделать то, что для этого необходимо, а именно увидеть цель удара – позади этой доски. Если правильно рассчитать расстояние до этой точки – не дальше, но и не ближе, чем нужно, – то доска, находящаяся на пути кулака к воображаемой цели, пробивается легко.
Конечно, не замечать всего комплекса актуальных проблем – это неправильно. Той же проблеме антагонизма власти и общества тысячи лет, и маловероятно, что она рассосется сама собой только лишь благодаря появлению информационно-коммуникационных технологий. И пока эта проблема является центральной проблемой социума, она блокирует наши возможности не то что решать, но даже выявлять другие проблемы.
Но во всём нужен баланс. Не в том ли ошибка одних наших предшественников, что они не сумели разглядеть за социально политическими проблемами своей личной цели (из-за этого их кулак так на этой доске и остановился, не проломив ее)? Не в том ли ошибка других, что они, набрав кредиты без оглядки на будущее и не поинтересовавшись при этом процентами, решили только собственные проблемы (предоставив потомкам расплачиваться за свои долги и оплачивать проценты)?
Тут главное – чувство меры. И очень важно не поддаваться агитации любого рода – например, агитации в пользу какой либо профессии. Никто не сможет увидеть за самого человека его личную цель, почувствовать тот потенциал, который человеку необходимо реализовать.
Основное отличие информационного общества от предыдущих социальных формаций как раз в том и состоит, что оно позволяет реализовать потенциал каждого. Но за словом «позволяет» кроется не 100%-ная гарантия, а научно-технический и организационный потенциал общества. Он так и останется нереализованной возможностью, упущенным шансом (и вместе с ним будет похоронен личный шанс каждого из нас), если для его реализации не будут приложены необходимые усилия.
Школьной программе хорошо бы, конечно, измениться. Каждый школьник – будущий поставщик социально важных решений. Обществу следует ожидать от него большего, чем просто функциональных навыков – умения производить вычисления, грамотно писать, связно излагать «мысли» по заданной теме и т. п. Функциональными способностями уже сейчас обладает компьютер, и в будущем человеку станет важно уметь не только производить вычисления, но и их планировать, программировать, видеть математическую сущность наблюдаемых физических, социальных и иных процессов – чтобы, например, правильно применить для их описания и протоколирования подходящую статистическую функцию. А это уже больше, чем функциональные, – это творческие способности.
С чего же начать? Как всегда, с себя. Надо делать то, что интересно. Делать то, что нравится делать. Изучать то, что нравится изучать. И не идти в программисты, раз всю жизнь хотелось лечить кошек и собак. Даже если в футурологических статьях авторы называют следующую социальную формацию не ветеринарной, а информационной.