Педагогическое второе высшее образование

Данные соцопросов свидетельствуют: более 90 % среднестатистических взрослых граждан любого государства признает учителей и профессоров умнее себя, прислушивается к их мнению и даже считает их моральными авторитетами. Поэтому второе высшее педагогическое образование – отличный вариант для развития.

Какие существуют специальности (для второго высшего)

Педагогическое образованиеНекоторые педагогические специальности:

  1. Преподаватель дошкольных учреждений.
  2. Преподаватель начальных классов.
  3. Преподаватель вузов и старших классов. Эта специализация разделяется на множество профилей по дисциплинам (математика, русский язык и литература, история, география и т. д.). Бывают и «сдвоенные» профили – биология и экология или химия.
  4. Педагогика и психология дошкольного образования.
  5. Педагогика и психология начального образования.
  6. Информатика и ИКТ в образовании.

Существуют отдельные направления, по которым готовят педагогов для работы в специальных учебных учреждениях:

  1. Дошкольная дефектология.
  2. Олигофренопедагогика.
  3. Сурдопедагогика.
  4. Логопедия.
  5. Специальная психология.
  6. Лечебная педагогика (магистратура).
  7. Проектная деятельность в логопедии (магистратура).
  8. Психолого-педагогическое сопровождение людей с особыми образовательными потребностями.

Содержание программ обучения

Программы магистратуры и бакалавриата для тех, кто желает получить второе высшее педагогическое образование, крайне разнообразны. Два примера:

Бакалавриат

Специальность «психолого-педагогическое образование». Студенты учатся:
  • ПедагогикаПроводить психологическое диагностирование, применяя передовые технологии.
  • Развивать в детях готовность эффективно действовать и успешно ориентироваться в ситуациях профессионального и жизненного самоопределения.
  • Определять факторы, которые препятствуют развитию личностей воспитанников или учащихся.
  • Помогать творчески одаренным воспитанникам и ученикам развиваться.
  • Проводить консультации с родителями или педагогическими коллективами, помогая разрешить психологические проблемы.
  • Определять нарушения поведения и социального развития детей, проводить психологическую коррекцию.
  • Оказывать ребенку полноценную психологическую помощь.
  • Проводить профилактическую работу, направленную на предупреждение и выявление социальной дезадаптации у детей.

Магистратура

Специальность «информатика и ИКТ в образовании»:

  • Студент готовится к ведению не только педагогической, но и исследовательской деятельности.
  • Магистрант осваивает фундаментальные знания об информационных системах, процессах и технологиях.
  • Формируются профессиональные, специальные и общекультурные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Образование педагогаПредоставляются знания, а также формируются практические навыки по таким дисциплинам:
    • издательские системы;
    • инновационные процессы в образовании;
    • коммуникации и сетевые технологии;
    • мировые информационные ресурсы;
    • психология общения;
    • современные методы организации специальных дисциплин и деятельности учащихся;
    • информационные системы.
  • Кроме того, в программу включены и другие общие, а также узкоспециализированные предметы.
  • Выполняются курсовые и выпускная квалификационная работа.

Топ-5 вузов в РФ

Решая, где лучше всего получить второе высшее педагогическое образование, обратите внимание на пятерку лидеров, которые неизменно входят во все крупные российские рейтинги масштаба «100 лучших вузов России»:
  1. МПГУ (университет, Москва).
  2. РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, университет).
  3. ЧГПУ (Челябинск, университет).
  4. МГПУ (Москва, университет).
  5. ТГПУ (Томск, университет).
Особой популярностью у желающих получить педагогическое образование, в том числе и второе высшее, в 2017 году пользовались 15 вузов:

Рейтинг педагогических вузов

Национальный топ педагогических вузов по версии агентства «Интерфакс» выглядит так (справедливости ради стоит отметить, что, судя по данным сайта информационной группы, он не обновлялся с 2010 года):

 Рейтинг педагогических вузов

Альтернативы

Для тех, у кого уже есть высшее образование, существует множество программ повышения квалификации или переподготовки, которые часто проводятся дистанционно. Чтобы их пройти, необходимо наличие высшего или среднего специального образования (не всегда обязательно в сфере педагогики). По окончании слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, а после курсов повышения квалификации – свидетельство.

Программы переподготовки, как правило, направлены на обучение новой, актуальной и востребованной специальности, а повышения квалификации – на обновление знаний работников образовательных учреждений и приведение их профессиональных компетенций в соответствие нормам, регламентированным ФГОС.

Формы обучения

  1. Заочная – пять лет.
  2. Дневная – четыре года.
  3. Дистанционная – от трех лет.
  4. Магистратура – от двух лет.
  5. Повышение квалификации – от 45 дней.
  6. Переподготовка – в среднем 250 часов (6 месяцев).

Получить второе высшее педагогическое образование на сегодняшний день можно лишь на платной основе.

Очное обучение всегда стоит намного дороже. Крупные государственные вузы предлагают учебу на дневных, вечерних и заочных отделениях. Последние часто переводятся в дистанционный формат, который особенно востребован для получения второго высшего образования. Оно актуально для сотрудников детских садов, развивающих подготовительных центров, так как их обязывают иметь диплом именно о дошкольном, а не о любом педагогическом образовании.

Качество образования в России

Из исследования проблем современной педагогической науки, проведенного Кадыровой Е. П., о качестве российского педобразования можно сделать следующие выводы:
  1. Получение образованияГОСТ, регулирующий деятельность педагогов, декларирует гуманистический подход к образованию, но не дает конкретных инструментов его реализации. Так, в новых стандартах есть идеи о формировании и развитии сверхпредметных и общенаучных знаний у учащихся. При этом нет описания механизмов достижения этих целей.
  2. Система устроена так, что личность педагога и его психологические установки имеют серьезное влияние на образовательный процесс. Проблема в том, что преподавателя и его учеников, как правило, разделяет как минимум одно поколение. И если внедрить актуальные знания и методы можно, то мировоззренческий фактор, личные взгляды, идущие вразрез с новыми реалиями и даже объективной действительностью, изменить нельзя. Остается найти способ построения образовательной системы так, чтобы этот фактор не влиял на процесс обучения.
  3. Недостаточное внимание уделяется нравственному развитию будущих педагогов, установке духовных приоритетов, их моральному здоровью, внутренней сбалансированности, пониманию важности соблюдения этических норм.
  4. Стремление органов власти к жесткому контролю над всеми государственными сферами могло бы существенно улучшить ситуацию с обучением педагогов, если бы ему сопутствовала реальная финансовая и административная поддержка. Пока что оно сопровождается идеологическим контролем или постоянным внедрением абстрактных идей и общих психологических установок, снижающих эффективность образовательного процесса и продуктивность труда во всех сферах. Следует отметить, что ресурсов, которые уходят на все это, вполне хватило бы на модернизацию всей образовательной системы РФ и ее вывод на лидирующие позиции в мире. Подготовка высококвалифицированных, молодых прогрессивных педагогов – первая ступень такого обновления.

В заключение стоит добавить, что каковы бы ни были трудности системы, второе высшее педагогическое образование дает возможность устроиться на высокооплачиваемую работу в частные лицеи, гимназии, школы, развивающие центры или даже присмотреть выгодную вакансию за рубежом.

Отзывы и обсуждения