Содержание
Какие существуют специальности (для второго высшего)
Особой популярностью пользуются следующие профили экономического направления:
- Экономика фирмы (магистратура).
- Бухучет и аудит (бакалавриат).
- Финансы и кредит (бакалавриат со знанием иностранных языков).
- Экономика и управление на предприятиях городского хозяйства (бакалавриат).
- Экономика и управление предприятий ЖКХ (бакалавриат).
- Мировая экономика (бакалавриат со знанием иностранных языков).
Содержание программ
Примеры наиболее популярных программ:
- Финансы и кредит (бакалавр). Изучаются: структура, механизмы кредитования и финансирования. Студенты приобретают навыки анализа и расчета основных показателей в изучаемой сфере. Также предметом рассмотрения на занятиях становятся методы воздействия государственной власти на экономическое развитие страны и структура денежно-кредитного обращения, разработки, анализа и выполнения финансовых планов.
- Бухучет и аудит (бакалавр). Студенты получают знания о формировании подробной систематизированной отчетности о любых финансовых результатах работы предприятий всех видов. Досконально изучаются организационно-управленческая, контрольно-ревизионная, учетно-аналитическая, консалтинговая, аудиторская деятельность, осваиваются практические навыки по ее ведению. В список изучаемых дисциплин входят: аудит, налогообложение, теория бухучета, антикризисный менеджмент, финансовая отчетность, комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерские информационные системы и др.
- Экономика фирмы (магистратура). Выпускники программы могут успешно выполнять обязанности специалистов или начальников отделов: ценообразования, труда и заработной платы, планирования и экономики – и имеют право занимать должности руководителей служб: логистической, экономической, товарного учета и формирования ассортимента. Дипломированный магистр будет обладать багажом знаний, необходимых для того, чтобы занимать должность коммерческого директора на любом предприятии.
Топ-5 вузов
- МГУ им. М. В. Ломоносова (университет).
- МГИМО МИД России (университет).
- СПбГУ (университет).
- НИУ ВШЭ (университет).
- ФУ при ПРФ (университет).
Альтернативы
- Курсы повышения квалификации. От 16 часов. По завершении выдается сертификат. Примеры направлений программ курсов: «Основы бухучета внешнеэкономической деятельности предприятия», «Уголовное право для работников экономических отраслей», «Администрирование, менеджмент и управление в сфере международного бизнеса».
- Программы переподготовки. Срок обучения, как правило, не менее одного года, в среднем – до полутора лет. Слушателям выдают дипломы о профессиональной переподготовке. Стоимость таких программ иногда в десятки раз выше, чем курсов повышения квалификации. Например, повышение квалификации в среднем обойдется в 10-15 тысяч рублей, а стоимость переподготовки по специальности «Экономика и управление» – от 120 000 дистанционно до 165 000 в вечерней форме. Но и престижность длительной программы подготовки значительно выше.
Формы обучения
Бакалавриат:
- Очная – 4 года. При наличии профильного СПО – 3 года.
- Очно-заочная (вечерняя) – 5 лет. При наличии профильного СПО – 4 года, ВПО – 2 года.
- Заочная (с выездом на сессию или дистанционно) – 5 лет. На базе профильного СПО – 4 года, ВПО – 2 года.
- Очная – 2 года.
- Вечерняя – 2,5 года.
- Заочная – 2,5 года.
- Дистанционная – 2,5 года.
Следует отметить, что если вы работаете, но хотите получить второе высшее образование (экономическое), заочное для вас – самый лучший выход. Наряду с этой формой отлично подойдут очно-заочная, и дистанционная. Последний вариант и вовсе идеален, если уверенны в своих силах и не сомневаетесь в надежности выбранного вуза.
Качество образования в России
Из научной статьи выпускницы специалитета Монацковой К. А. можно сделать выводы о том, что в экономической отрасли российской образовательной системы есть всего несколько проблем, устранение которых приведет к быстрому развитию этой сферы:
- Низкое качество знаний выпускников средних учебных заведений. Этот фактор приводит к тому, что подавляющее большинство выпускников школ не обладает базовыми знаниями, необходимыми для поступления в экономические вузы. Поскольку общий уровень подготовки абитуриентов, а также многих дипломантов, желающих получить второе высшее крайне низок, членам приемных комиссий предоставляется море возможностей использовать служебное положение в личных целях. Такая ситуация создает предпосылки к процветанию коррупции в образовательной системе, что не позволяет стимулировать рост количества специалистов, имеющих реальные знания в области управления и финансов.
- Недостатки действующего трудового кодекса. И коррупцию, и незаинтересованность студентов в получении знаний, и безразличие преподавателей к уровню профессиональной компетентности выпускников можно устранить при помощи правовых реформ. Изменение трудового законодательства и существенное повышение нижней границы заработных плат при устрожении требований к качеству знаний специалистов стали бы серьезным стимулом положительных перемен. Резко улучшили бы ситуацию и такие методы, как увеличение размера стипендий до уровня минимальных зарплат и обязательная гарантия трудоустройства дипломантов посредством заключения договоров между работодателями и вузами при существенном ужесточении контроля за расходованием бюджетных средств.
- Острая необходимость в создании конкурентных рынков. По словам Бориса Титова, председателя общероссийской организации «Деловая Россия», промышленность РФ находится в том состоянии, когда большое число высококвалифицированных специалистов в сфере экономики бесполезно. Причина в том, что общее технологическое развитие производства «застряло» в прошлом веке. Ведущие позиции занимают лишь отдельные предприятия и бизнес-структуры. В связи с этим новые методы и прогрессивные знания, которыми могли бы обладать молодые экономисты, было бы невозможно применять на практике в реалиях сегодняшней РФ. Между тем выход из кризиса можно найти и в стимулировании IT-бизнеса, где передовым знаниям найдется достойное применение.
Наиболее эффективным способом развития экономической отрасли образования , в том числе и второго высшего, в России может стать создание условий, при которых крупные компании, а также средние и малые предприятия будут заинтересованы в комплектовании штата высококвалифицированными кадрами и будут финансировать их обучение при условии обязательного контрактного сотрудничества выпускника с компанией после получения диплома.