Экономика: второе высшее образование

Отрасль вузовской подготовки кадров для производства и хозяйствования в России не лишена некоторых проблем. Но значимость второго высшего экономического образования сложно переоценить. Главное, четко знать, зачем нужен еще один диплом и какое направление выбрать для изучения.

Какие существуют специальности (для второго высшего)

ЭкономикаОсобой популярностью пользуются следующие профили экономического направления:

  1. Экономика фирмы (магистратура).
  2. Бухучет и аудит (бакалавриат).
  3. Финансы и кредит (бакалавриат со знанием иностранных языков).
  4. Экономика и управление на предприятиях городского хозяйства (бакалавриат).
  5. Экономика и управление предприятий ЖКХ (бакалавриат).
  6. Мировая экономика (бакалавриат со знанием иностранных языков).

Содержание программ

Примеры наиболее популярных программ:

  1. Финансы и кредит (бакалавр). Изучаются: структура, механизмы кредитования и финансирования. Студенты приобретают навыки анализа и расчета основных показателей в изучаемой сфере. Также предметом рассмотрения на занятиях становятся методы воздействия государственной власти на экономическое развитие страны и структура денежно-кредитного обращения, разработки, анализа и выполнения финансовых планов.
  2. Бухучет и аудит (бакалавр). Студенты получают знания о формировании подробной систематизированной отчетности о любых финансовых результатах работы предприятий всех видов. Досконально изучаются организационно-управленческая, контрольно-ревизионная, учетно-аналитическая, консалтинговая, аудиторская деятельность, осваиваются практические навыки по ее ведению. В список изучаемых дисциплин входят: аудит, налогообложение, теория бухучета, антикризисный менеджмент, финансовая отчетность, комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерские информационные системы и др.
  3. Экономика фирмы (магистратура). Выпускники программы могут успешно выполнять обязанности специалистов или начальников отделов: ценообразования, труда и заработной платы, планирования и экономики – и имеют право занимать должности руководителей служб: логистической, экономической, товарного учета и формирования ассортимента. Дипломированный магистр будет обладать багажом знаний, необходимых для того, чтобы занимать должность коммерческого директора на любом предприятии.

Топ-5 вузов

  1. МГУ им. М. В. Ломоносова (университет).
  2. МГИМО МИД России (университет).
  3. СПбГУ (университет).
  4. НИУ ВШЭ (университет).
  5. ФУ при ПРФ (университет).

Альтернативы

  1. Экономическое образованиеКурсы повышения квалификации. От 16 часов. По завершении выдается сертификат. Примеры направлений программ курсов: «Основы бухучета внешнеэкономической деятельности предприятия», «Уголовное право для работников экономических отраслей», «Администрирование, менеджмент и управление в сфере международного бизнеса».
  2. Программы переподготовки. Срок обучения, как правило, не менее одного года, в среднем – до полутора лет. Слушателям выдают дипломы о профессиональной переподготовке. Стоимость таких программ иногда в десятки раз выше, чем курсов повышения квалификации. Например, повышение квалификации в среднем обойдется в 10-15 тысяч рублей, а стоимость переподготовки по специальности «Экономика и управление» – от 120 000 дистанционно до 165 000 в вечерней форме. Но и престижность длительной программы подготовки значительно выше.

Формы обучения

Бакалавриат:

  1. Очная – 4 года. При наличии профильного СПО – 3 года.
  2. Очно-заочная (вечерняя) – 5 лет. При наличии профильного СПО – 4 года, ВПО – 2 года.
  3. Заочная (с выездом на сессию или дистанционно) – 5 лет. На базе профильного СПО – 4 года, ВПО – 2 года.
Магистратура:
  1. Очная – 2 года.
  2. Вечерняя – 2,5 года.
  3. Заочная – 2,5 года.
  4. Дистанционная – 2,5 года.

Следует отметить, что если вы работаете, но хотите получить второе высшее образование (экономическое), заочное для вас – самый лучший выход. Наряду с этой формой отлично подойдут очно-заочная, и дистанционная. Последний вариант и вовсе идеален, если уверенны в своих силах и не сомневаетесь в надежности выбранного вуза.

Качество образования в России

Из научной статьи выпускницы специалитета Монацковой К. А. можно сделать выводы о том, что в экономической отрасли российской образовательной системы есть всего несколько проблем, устранение которых приведет к быстрому развитию этой сферы:

  1. Низкое качество знаний выпускников средних учебных заведений. Этот фактор приводит к тому, что подавляющее большинство выпускников школ не обладает базовыми знаниями, необходимыми для поступления в экономические вузы. Поскольку общий уровень подготовки абитуриентов, а также многих дипломантов, желающих получить второе высшее крайне низок, членам приемных комиссий предоставляется море возможностей использовать служебное положение в личных целях. Такая ситуация создает предпосылки к процветанию коррупции в образовательной системе, что не позволяет стимулировать рост количества специалистов, имеющих реальные знания в области управления и финансов.
  2. Экономическое образованиеНедостатки действующего трудового кодекса. И коррупцию, и незаинтересованность студентов в получении знаний, и безразличие преподавателей к уровню профессиональной компетентности выпускников можно устранить при помощи правовых реформ. Изменение трудового законодательства и существенное повышение нижней границы заработных плат при устрожении требований к качеству знаний специалистов стали бы серьезным стимулом положительных перемен. Резко улучшили бы ситуацию и такие методы, как увеличение размера стипендий до уровня минимальных зарплат и обязательная гарантия трудоустройства дипломантов посредством заключения договоров между работодателями и вузами при существенном ужесточении контроля за расходованием бюджетных средств.
  3. Острая необходимость в создании конкурентных рынков. По словам Бориса Титова, председателя общероссийской организации «Деловая Россия», промышленность РФ находится в том состоянии, когда большое число высококвалифицированных специалистов в сфере экономики бесполезно. Причина в том, что общее технологическое развитие производства «застряло» в прошлом веке. Ведущие позиции занимают лишь отдельные предприятия и бизнес-структуры. В связи с этим новые методы и прогрессивные знания, которыми могли бы обладать молодые экономисты, было бы невозможно применять на практике в реалиях сегодняшней РФ. Между тем выход из кризиса можно найти и в стимулировании IT-бизнеса, где передовым знаниям найдется достойное применение.

Наиболее эффективным способом развития экономической отрасли образования , в том числе и второго высшего, в России может стать создание условий, при которых крупные компании, а также средние и малые предприятия будут заинтересованы в комплектовании штата высококвалифицированными кадрами и будут финансировать их обучение при условии обязательного контрактного сотрудничества выпускника с компанией после получения диплома.

Автор статьи:

Материал обновлен: 20.03.2020 г.

Отзывы и обсуждения