Содержание
Болонским называется единое учебное пространство ведущих европейских стран, формирующееся с 1998 года по инициативе министров образования Германии, Италии, Франции и Англии. Начинание поддержали чиновники других государств, и в 1999 году целесообразность создания единой системы европейского высшего образования признали 29 государств, подписавшихся под Болонской декларацией. К договору об унификации образовательного процесса постепенно присоединяются другие страны, поскольку доступ открыт для всех. Сегодня Болонский процесс объединил уже 48 стран, но инкорпорация новых участников продолжается.
Благодаря единому учебному пространству национальные программы получили возможность брать лучшее и прогрессивное из накопленного партнерами опыта, а высшее образование приобрело:
- студенческую мобильность;
- профессорскую, преподавательскую и чиновничье-управленческую маневренность;
- скоординированность функционирования европейских вузов.
Все это способствует тому, что Европа становится более привлекательной на мировом рынке образования.
Содержание и причины введения
Что такое Болонская система образования и в чем ее суть, можно узнать, выяснив цели и причины изменений в работе европейских вузов.
Цель Болонского образовательного процесса:
- Построение европейской образовательной зоны как основного направления непрерывного развития гражданской мобильности с реальной возможностью дальнейшего трудоустройства по окончании вуза.
- Совершенствование и стабилизация интеллектуального, научного, общественно-культурного потенциала.
- Поднятие престижа европейской вузовской системы.
- Обеспечение конкурентоспособности университетов и институтов Европы во всемирном соревновании за влияние, деньги и студентов.
- Достижение совместимости и универсальности национальных систем ВО.
- Повышение качества образования.
- Увеличение роли высших учебных заведения в развитии общих культурных ценностей, придание университетам статуса носителей континентального сознания.
Необходимость построения общего европейского учебного пространства продиктована:
- насущной потребностью переформатировать европейское образование для организации противовеса образовательным школам США, Канады, Австралии, стран Юго-Восточной Азии, притягивающим существенный поток студентов из Восточной Европы и стран третьего мира;
- глобализацией экономики, требующей менять принципиальные подходы к подготовке высококвалифицированных специалистов.
Болонская система образования стала необходимой по следующим причинам:
- Усиливается влияние на эффективность профессионального труда его информационной, интеллектуальной, творческой составляющих.
- На первый план выходят гибкие непродолжительные производственные проекты, которые временные группы и коллективы реализуют более плодотворно, чем постоянный штат.
- Исчезает понятие постепенного карьерного роста: все меньше встречается специалистов, засиживающихся на одном предприятии.
- Персонализация профессиональных задач вытесняет однотипность условий и взаимозаменяемость сотрудников.
- Рабочая сила становится нестандартизированной.
- Традиционные формы труда утрачивают идентификацию.
- Замкнутость профессиональных каст разрушается, что приводит к формированию плавающих параметров специальностей.
- Уходит в прошлое профобразование, направленное на приобретение одной квалификации.
Постепенная кардинальная смена подходов к оцениванию профессионализма сотрудника привела к необходимости внедрения образования по Болонской системе, призванной перенаправить акценты с форм и содержания учебного процесса на его результаты.
РФ в системе Болонского образования
Внедрение Болонской системы образования в России стало возможным благодаря присоединению страны к международному учебному движению в 2003 году. На саммите министров образования в Берлине Россия пообещала европейским коллегам направить усилия на реформирование постсоветской учебы в вузах с целью приобщения к Болонскому процессу.
Обновление «высшей» педагогики предусматривало разработку новых планов и методик образования, совместимых с принятыми в других странах. Для осуществления этих задумок была необходима кардинальная трансформация институтских и университетских структур, документальной и нормативной баз, а также преподавательской деятельности.
Через год после подписания министром образования РФ Болонской декларации Кабмин одобрил документ о приоритетных векторах развития высшего образования в стране, который задекларировал необходимость реализации главных положений Болонского процесса. Для перехода на общеевропейские стандарты потребовалось:
- составление перечня преподавательских программ;
- создание национальной квалификационной рамки;
- приведение программ и планов в соответствие нормам европейских вузов;
- законодательное внедрение двухуровневой системы (первая ступень – бакалавр, вторая – магистр);
- построение обучающих программ по кредитно-модульному принципу.
И работа закипела. В ходе написания и утверждения федеральных госпрограмм для стандартизованной подготовки высококлассных бакалавров и магистров были определены требования к оформлению и структуре образовательных планов, разработаны условия их реализации и предусмотрены результаты освоения.
Нововведением в российских образовательных программах, созданных на базе болонских, стали ориентиры на результаты учебы, выраженные в виде компетенций, и учет трудозатрат в зачетных баллах. В соответствии с Болонской системой образования в России к подготовке будущих кадров стали привлекать крупных работодателей.
Как проходит Болонский процесс в России
Набольшим новшеством, обусловленным применением Болонской образовательной системы в России, стало введение «рамочного» стандарта учебного процесса. В СССР типовые программы по дисциплинам были едины для всех заведений страны, различий в вузовских образовательных планах практически не существовало.
После распада Советского Союза в российской образовательной системе некоторые изменения все же произошли, но не столь кардинальные, как в бывших союзных республиках. В РФ был введен обязательный минимум, содержащий жесткий список дисциплин и методик отчетности, нарушать который вузам строжайше запрещалось. В стандартах контролировался объем и содержание всех предметов. Некоторая толика самостоятельности в образовательных программах постепенно увеличивалась в основном за счет региональных высших учебных заведений.
Новый набор стандартов предусматривает планомерное расширение вузовской свободы. Теперь ФГОС в программах подготовки бакалавров устанавливает только половину обязательных дисциплин, в планах обучения магистров - до 30% предметов, что согласуется с установками Болонской системы образования. Наполнение вариативной части учебного плана - прерогатива вуза. Для ориентирования преподавателей издаются пособия с примерами основных образовательных программ по конкретным предметам и направлениям.