Синергия: над шапкой

Болонская система образования в России

Содержание

Болонским называется единое учебное пространство для ведущих европейских стран. Основана данная система в 1998 году, а инициаторами ее стали немецкий, итальянский, французский и британский министры образования. Их поддержали чиновники из других государств, и в результате в 1999 году в систему европейского ВО вошли 29 государств, подписавшихся под Болонской декларацией. К такому образовательному процессу стали присоединяться другие страны, поскольку доступ был открыт для всех. Сегодня Болонский процесс объединил уже студентов из 45 стран, и присоединение продолжается.

Благодаря единому учебному пространству, все национальные педагогические программы получили возможность брать лучшее и прогрессивное, что накопили партнеры:

  • Студенческую мобильность;
  • Профессорскую, преподавательскую и чиновничье-управленческую подвижность;
  • Укрепление сотрудничества и студенческих связей меж европейскими вузами.

Это способствует тому, что единая Европа становится более привлекательной на мировом рынке образования.

Суть и факторыСтудент на фоне карты

Что такое Болонская система образования и в чем ее суть, можно узнать, выяснив цели, факторы и причины появления изменений в педагогической составляющей европейских вузов. Цель Болонского образовательного процесса:

  • В построении европейской образовательной зоны как основного направления непрерывного развития гражданской мобильности с реальной возможностью дальнейшего трудоустройства по окончании вуза;
  • В совершенствовании и стабилизации интеллектуального, научного и всех видов общественно-культурных потенциалов;
  • В повышении престижной составляющей европейской вузовской системы на земном шаре;
  • В обеспечении конкуренции университетов и институтов из Европы в других системах образования в спорах за влияние, деньги и студентов;
  • В стремлении к совместимости и универсальности национальных систем ВО;
  • В повышении качественной составляющей образования;
  • В росте роли «вышек» в развитии общих культурных ценностей, среди которых университеты выступают как носители континентального сознания.

Необходимость построения европейского учебного пространства продиктована такими факторами:

  • Настоятельной необходимостью переформатировать образование в застоявшейся Европе для организации противовеса к образовательным школам США, Канады, Австралии, стран Юго-Восточной Азии, ведь туда сегодня наметился существенный отток студентов из Восточной Европы и стран третьего мира;
  • Глобальным разворачиванием планетарной экономики, требующей менять принципиальные подходы к образовательной науке.

Болонская система образования стала необходимой по следующим причинам:

  • Профессиональный труд стал все больше зависеть от информационной и/или творческой составляющей;
  • Из труда постепенно вытесняется его материальная составляющая, на смену которой приходит интеллект;
  • На первый план выходят гибкие непродолжительные проекты, для разрешения задач в которых предпочтительнее выглядят группы и коллективы с временным статусом, чем постоянный штат;
  • Понятие постепенного карьерного роста совсем исчезает – все меньше встречается профессионалов, засиживающихся на одном кресле на предприятия или в организации;
  • Персонализация профессиональных задач вытесняет однотипность условий и взаимозаменяемость сотрудников;
  • Рабсила становится нестандартизированной;
  • Традиционные формы труда утрачивают идентификацию;
  • Замкнутость трудовых каст разрушается, что приводит к формированию плавающих параметров специальностей;
  • Динамика профессиональной составляющей растет;
  • Утрачивается профобразование, направленное на приобретение одной специальности.

Иными словами, постепенная кардинальная смена подходов к оцениванию профессионализма трудящихся привела к необходимости внедрения образования по Болонской системе, призванной перенаправить акценты с форм и содержания учебного процесса на его результаты.

РФ в системе Болонского образованияРоссийские студенты вуза обучаются по Болонской системе

Болонская система образования в России стала возможной благодаря присоединению страны к международному учебному движению в 2003 году. На саммите руководителей образования в Берлине Россия пообещала европейским коллегам направить усилия на реформирование постсоветской учебы в вузах, после чего она сможет стать полноценным партнером Болонского процесса. Обновление «высшей» педагогики предусматривает разработку новых планов и методик образования, совместимых с аналогичными рекомендациями в других странах. Для осуществления этих задумок необходима кардинальная трансформация институтских и университетских структур, документальной и нормативной баз, а также преподавательской деятельности.

Через год после визирования министром образования РФ Болонской декларации, был разработан и позднее одобрен Кабмином документ о приоритетных векторах развития СО в стране. Была задекларирована необходимость реализации главных положений Болонского процесса, а именно:

  • Составление перечня преподавательских программ;
  • Создание Национальной квалификационной рамки;
  • Соответствие программ и рамочных планов, принятых в европейских «вышках»;
  • Законодательное внедрение двухуровневой степенной системы (первая ступень – бакалавр, вторая – магистр);
  • Построение обучающих программ по кредитно-модульному принципу.

И работа закипела. В ходе написания и утверждения госпрограмм на федеральном уровне для стандартизованной подготовки высококлассных бакалавров и магистров, были определены требования к оформлению и структуре самых главных образовательных планов, разработаны условия их реализации и предусмотрены результаты освоения. Новшества российских образовательных программ, созданных на базе болонских, стали ориентированы на результаты учебы, выраженные в виде компетенций, и учитывающими трудозатраты в зачетных баллах. Обязательной составляющей Болонской системы образования в России выступила необходимость участия крупных работодателей в организации подготовки будущих кадров.

Как проходит Болонский процесс в РоссииПедагоги вузов Росси на конференции по обсуждению Болонского процесса

Набольшим новшеством, которое стало возможным благодаря применению Болонской образовательной системы в России, выступило введение «рамочного» стандарта учебного процесса. За годы Советской власти в стране выработался и устоялся целый сонм так называемых типовых учебных планов и программ по дисциплинам. Они были едины для всего СССР. Различия в вузовских педагогических планах практически не существовало.

После преобразования Союза в российской образовательной системе некоторые изменения все же произошли, но не столь кардинальные, как в бывших странах социалистического содружества. В РФ был введен обязательный минимум, содержащий жесткий список дисциплин и методик отчетности, нарушать который вузам строжайше запрещалось. В стандартах контролировался объем и содержание всех предметов. Но некоторая толика самостоятельности в образовательных ученических программах постепенно увеличивалась в основном за счет «вышек» в регионах.

Новая череда стандартов предусматривает планомерное расширение вузовской свободы. Теперь ФГОС определяет для базовых, то есть обязательных, только половину дисциплин при обучении на бакалавра и до 30% в учебной программе магистра. Болонская система образования определяет минимальную составляющую подобных регуляций в социально-экономических и гуманитарных дисциплинах, что нынче отражено и в российской образовательной программе. Наполнение вариативной части учебного плана теперь прерогатива вуза. Для ориентирования преподавателей издаются пособия с примерами основных образовательных программ по конкретным предметам и направлениям. 

Понравилось? Поделись: