Отличие повышения квалификации от профессиональной переподготовки

Каждый специалист, независимо от отрасли, в которой он трудится, постоянно должен развивать и совершенствовать свои профессиональные навыки. Побуждающими мотивами к последипломному обучению служат повышение зарплаты, перспектива карьерного роста, получение руководящей должности, а также стремление к новизне и саморазвитию. В этой статье рассказывается о двух основных видах такого образования и о том, чем повышение квалификации отличается от профессиональной переподготовки.

Цели и задачи

Особенности обоих типов обучения определены на законодательном уровне Приказом Минобрнауки РФ № 499 от 01.07.13 г.

Основной целью повышения квалификации является расширение и углубление знаний и умений в рамках той профессии, которой человек уже владеет. Например, предметом изучения может стать новая технология или более совершенное оборудование, оптимизирующее рабочий процесс. Сюда же относится повышение разряда, класса, категории.

Профессиональная переподготовка предназначена для освоения новой специальности, направления деятельности или получения дополнительной квалификации. Так, например, медицинская сестра может приобрести профессию «массажист», а воспитатель детского сада стать педагогом дополнительного образования.

Общим для обоих видов последипломного обучения является то, что оно может осуществляться только в организациях, обладающих лицензией на образовательную деятельность. К ним относятся:

  • организации дополнительного профессионального образования (институты, центры, курсы и так далее);
  • ССУЗы;
  • ВУЗы.

Это положение закреплено в статье 23 Закона №273-ФЗ.

Все учебные программы разрабатываются на основе федеральных стандартов и требований непосредственно в образовательных учреждениях, перечисленных выше. При этом должны учитываться конкретные потребности заказчика, то есть организации, заинтересованной в ДПО своих сотрудников.

Категории слушателей

Повышение квалификации могут проходить не только люди с высшим или средним профессиональным образованием. Этот вид обучения доступен также студентам ВУЗов и ССУЗов.

В соответствии с ч. 3 ст. 76 ФЗ «Об образовании» такие же категории слушателей принимают и на профпереподготовку.

Однако есть некоторые нюансы, касающиеся зачисления студентов на любой курс ДПО. В большинстве случаев на повышение квалификации и переподготовку принимают только старшекурсников. Это связано с тем, что документ о получении дополнительного профессионального образования выдается только при наличии диплома высшего или среднего профессионального учебного заведения.

Если студента отчисляют из института, колледжа или техникума, то он автоматически лишается возможности получить документ о прохождении программы ДПО.

Другая особенность заключается в том, что на ряд курсов дополнительного профессионального образования принимают только специалистов смежного базового профиля. Например, пройти переподготовку по клинической психологии или психотерапии может лишь человек с высшим медицинским образованием, а получить квалификацию воспитателя – дипломированный педагог. Подробнее о требованиях к профилю и уровню базового образования можно узнать здесь.

Как правило, повышение квалификации осуществляется раз в пять лет. Такая периодичность установлена Трудовым кодексом и профессиональными стандартами для большинства видов деятельности. Однако некоторые категории работников должны посещать соответствующие курсы чаще. Так, преподаватели СПО, бухгалтеры, госслужащие проходят повышение квалификации каждые три года.

Для профпереподготовки никакой регламентации сроков нет, она осуществляется по мере необходимости. Например, для получения новой должности, требующей компетенций в узкой сфере.

Аттестация и документы

Обучение по программам дополнительного профессионального образования завершается итоговой аттестацией, которая может осуществляться в разных формах:

  • зачет;
  • экзамен;
  • защита итоговой работы (реферата, проекта, методики и других);
  • тестирование;
  • круглый стол;
  • собеседование и так далее.

Каждая образовательная организация самостоятельно определяет порядок и форму проведения аттестации, утверждая их локальными нормативными актами.

После успешной сдачи итогового экзамена или другой установленной проверки, подтверждающей уровень полученных знаний, слушатели получают документ о ДПО согласно п. 15 ст. 76 ФЗ № 273.

Повышение квалификации завершается выдачей удостоверения, дающего право на осуществление определенной трудовой деятельности или выполнение конкретного вида и уровня работ. Например, слесарь или токарь может быть допущен к некоторым видам высокопрофессиональных заданий только при наличии 5-6 разрядов.

Срок действия самого документа законодательно никак не контролируется и в нем не указывается. Однако, как было сказано выше, практически любая деятельность и должность регулируется ТК РФ и профстандартами, предписывающими проходить повышение квалификации с определенной периодичностью. В среднем она составляет 5 лет, а для ряда специалистов – 1-3 года.

По окончании профессиональной переподготовки слушатели получают диплом, в котором указывается новая специальность или присвоенная квалификация. Документ значительно расширяет поле трудовой деятельности, во многих случаях заменяя второй диплом ВУЗа или ССУЗа.

Так, если человек с музыкальным или художественным образованием пройдет педагогическую переподготовку, перед ним открывается широкая перспектива преподавательской деятельности в своей сфере: ведение кружков, творческих студий для детей и взрослых, работа в ДМШ и ДХШ и так далее.

Однако если специалист с гуманитарным образованием решит стать программистом, у него могут возникнуть сложности при поиске работы. Получить на законных основаниях соответствующий диплом о профпереподготовке не составит труда, но серьезные IT-компании вероятнее всего предпочтут специалиста с профильным образованием.

Переобучение не является обязательным мероприятием и осуществляется только по инициативе самого сотрудника, решившего приобрести новые профессиональные и карьерные возможности. Направить человека на курсы может и работодатель, если в этом есть практическая необходимость.

Действие диплома о переобучении не ограничено по сроку.

Сумма отличий

Ниже приведена таблица, наглядно отображающая сходства и различия профессиональной переподготовки и повышения квалификации по основным критериям.

Критерии сравнения Повышение квалификации Профпереподготовка
Цель обучения Усовершенствование в своей профессии Освоение новой профессии
Объем курсов (ак. часов) Не менее 16-ти часов Не менее 250-ти часов
Периодичность Один раз в 5 лет По мере необходимости
Требования к поступающим Наличие ВПО или СПО / обучение в ВУЗе или ССУЗе Наличие ВПО или СПО / обучение в ВУЗе или ССУЗе
Итоговая аттестация По решению учреждения ДПО По решению учреждения ДПО
Выдаваемые документы Удостоверение Диплом
Кто оплачивает обучение Работодатель Работодатель / сотрудник

Принципиальная разница между повышением квалификации и профессиональной переподготовкой состоит в цели обучения и виде получаемого документа об образовании. Прочие критерии носят вариативный характер и во многом зависят от конкретных обстоятельств: организации, требований работодателя, образовательного учреждения, личных планов самого работника и других нюансов.

Автор статьи:

Материал обновлен: 16.08.2020 г.

Отзывы и обсуждения