Дополнительное музыкальное образование дети могут получить в кружках и секциях домов творчества или дворцов культуры, специализированных студиях, частных досуговых центрах, но основные организации, занимающиеся подготовкой будущих профессионалов и просто художественно-эстетическим развитием подрастающего поколения, – это детские музыкальные школы (ДМШ) и школы искусств (ДШИ). Эти учреждения могут работать как самостоятельные единицы или входить в структуру вузов – консерваторий и институтов культуры.
Содержание
Принципы обучения
Система дополнительного музыкального образования выполняет две главные задачи:
- выявление одаренных детей, подготовка их к дальнейшему профессиональному образованию;
- обучение детей, не планирующих в будущем профессионально заниматься вокалом или исполнительством, пению или игре на различных инструментах, развитие их компетенции и общей музыкальной культуры.
В соответствии с этими двумя задачами обучение музыке по дополнительным программам делится на предпрофессиональное и общеразвивающее.
Предпрофессиональное
Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам ориентировано на подготовку будущих квалифицированных творческих и педагогических работников сферы искусств и ведется в ДМШ или ДШИ. Учеба построена по принципу непрерывности и преемственности (фактически это своего рода ранний предуниверсарий для тех, кто собирается поступать в музыкальные вузы) и состоит из взаимосвязанных последовательных этапов профессионального становления личности.
Все программы дополнительного предпрофессионального музыкального образования ДМШ и ДШИ разрабатывают с учетом ФГТ (федеральных государственных требований), утвержденных Минкультуры РФ. Учиться можно только очно на бюджетном или платном отделении. Количество бесплатных мест зависит от квот на прием, выделенных по распоряжению муниципальных управлений культуры.
Профили
Перечень возможных предпрофессиональных музыкальных программ:
- «Фортепиано»;
- «Хоровое пение»;
- «Музыкальный фольклор»;
- «Инструменты эстрадного оркестра»;
- «Струнные инструменты» — виолончель, скрипка, арфа, альт, контрабас и др.;
- «Народные инструменты» — баян, гитара, аккордеон, домра, балалайка, гусли, национальные инструменты народов России;
- «Духовые и ударные инструменты» — труба, фагот, кларнет, флейта, валторна, гобой, саксофон, туба, тромбон, ударные инструменты;
Учебные предметы по предпрофессиональным программам должны вести специалисты со средним или высшим образованием по соответствующему профилю.
Аккредитацию ДМШ и ДШИ не проходят (для ведения дополнительной образовательной деятельности им достаточно лицензии), поэтому детям, освоившим предпрофессиональные программы, вручают свидетельства не государственного, а установленного музыкальными школами образца.
Общеразвивающее (любительское)
Работа по общеразвивающим программам нацелена на эстетическое воспитание детей, не стремящихся сделать музыку своей профессией. ФГТ на этот вид программ не распространяются – школы, центры искусств, кружки и студии разрабатывают их самостоятельно с учетом возрастных категорий и запросов желающих получить дополнительное общеразвивающее музыкальное образование разных профилей. Ориентиром, на который при составлении собственных программ опираются учебные заведения, служат рекомендации Министерства культуры, изложенные в Письме N 191-01-39/06-ГИ от 21.11.2013.
Программы
Обучение на любительском уровне может проходить по тем же предметам, что и на предпрофессиональном. Ориентировочный перечень общеразвивающих программ:
- «Фортепиано»;
- «Клавишный синтезатор»;
- «Академическое пение»;
- «Струнные инструменты»;
- «Орган»;
- «Народное сольное пение»;
- «Духовые и ударные инструменты»;
- «Народные инструменты»;
- «Эстрадное сольное пение»;
- «Электромузыкальные инструменты»;
- «Ритмика»;
- «Музыкальная грамота»;
- «Раннее эстетическое развитие» и др.
Классы раннего эстетического развития детей и подготовительные группы ДМШ организуют в основном для тех, кто хочет поступить в музыкальную школу. Продолжительность обучения в таких классах – 1 год.
Условия поступления и сроки обучения
Прием заявлений на поступление в музыкальную школу для обучения по предпрофессиональным программам проводится с 15.04 по 15.06. Если необходим дополнительный набор, его объявляют с 15.08 по 30.08. Возраст детей, которых принимают на бюджетное отделение, рассчитывают таким образом, чтобы к моменту окончания учебы выпускнику еще не исполнилось 18 лет.
Нормативные сроки обучения по уровням:
- стартовый – 3 года;
- базовый – 5–6 лет;
- углубленный – 7 лет;
- предпрофессиональный – 8–9 лет.
Последний, шестой (или девятый), год предусмотрен для особо одаренных детей, которые в дальнейшем хотят работать в области культуры и искусства, а потому готовятся к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Программы/ Отделение | Возраст (лет) | Срок обучения (лет) |
---|---|---|
Предпрофессиональные | 6,5 | 8 (9) |
8–10 | 5(6) | |
Общеразвивающие | 6–17 | 1–5 |
18–25 | ||
Подготовительное | 3–6 | 1 |
Платное | 3,5–25+ | Зависит от специальности |
В соответствии с законом об образовании прием поступающих на все отделения происходит по результатам вступительных испытаний для выявления музыкальных способностей.
На отделение предпрофессионального образования детей принимают согласно регламенту, установленному приказом Министерства культуры РФ № 1145. Вступительные испытания для поступления на общеразвивающие и предпрофессиональные программы могут различаться. Школы самостоятельно устанавливают их формы.
Программы | Критерии |
---|---|
Общеразвивающие | Слух |
Ритм | |
Память | |
Предпрофессиональные | Слух — звуковысотная ориентация (воспроизведение) |
Ритмическое восприятие | |
Ассоциативное восприятие | |
Зрительная, словесная память | |
Мышление | |
Воображение |
Методы проверки способностей зависят от выбранной специальности. При поступлении на хоровое отделение попросят справку от фониатра, на струнное – проверят пластичность рук, а для игры на духовых инструментах важен правильный прикус. Отбор производит комиссия в составе не менее трех человек. В нее должны входить представители каждого отделения. Решение о зачислении принимает педагогический совет.
ДМШ и ДШИ дают дополнительное музыкальное образование высокого уровня. Получить его имеют право все, кто прошел вступительное прослушивание. Большинство выпускников в дальнейшем не станет профессиональными вокалистами или инструменталистами, но зато они будут настоящими любителями и искушенными ценителями музыкальных произведений разных жанров – и это очень важно, ведь для развития и вообще существования искусства нужны не только творцы, но и те, кто сможет по достоинству оценить их творения.
Часто задаваемые вопросы (ЧаВо)
В каком возрасте лучше начать музыкальное образование ребёнка?
Многие эксперты считают, что оптимальный возраст для начала музыкального образования — от 5 до 7 лет. Однако некоторые дети могут начать занятия раньше или позже, в зависимости от их индивидуального развития и интереса к музыке.
Необходимо ли иметь музыкальный слух или талант?
Хотя наличие музыкального слуха или предрасположенности может помочь, главное — это интерес ребёнка к музыке и желание учиться.
Какую длительность имеет курс дополнительного музыкального образования?
В большинстве случаев курсы длительностью 4-7 лет, в зависимости от программы и интенсивности обучения.
Сколько времени нужно уделять домашней практике?
Рекомендуемое время зависит от уровня и возраста, но рекомендуют начинать с 15-30 минут в день для младших классов и постепенно увеличивать продолжительность практики.
Как выбрать музыкальный инструмент?
Выбор инструмента часто зависит от интересов ребёнка, возможностей и советов преподавателей. Некоторые дети начинают с популярных инструментов, таких как фортепиано или гитара, другие могут выбрать скрипку, флейту или другие инструменты.
Может ли музыкальное образование помочь в дальнейшем обучении или карьере?
Да, оно может улучшить память, концентрацию, социальные навыки и многие другие аспекты развития. Также это может быть плюсом при поступлении в некоторые учебные заведения или при выборе карьеры в сфере искусства.