Содержание
Требования к рецензии
По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.
Содержание и стиль
Рецензия на статью должна включать:
- Тезисный анализ ее содержания.
- Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
- Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
- Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
- Обоснованную критику недостатков статьи.
- Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.
В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.
В рецензии на статью недопустимы:
- Банальный пересказ текста.
- Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
- Отклонения от стандартов научного стиля речи.
- Высказывания от первого лица.
Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.
При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:
- в статье автора…;
- значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
- автор пишет о проблеме…;
- изучив статью…;
- в рецензируемой работе…;
- работа посвящена актуальной теме…;
- в статье подробно раскрыта проблема…;
- автор высказал неординарную точку зрения на…;
- в статье на первый план выдвинуто…;
- автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
- автор проявил умение анализировать…;
- работа проведена на высоком научном уровне…;
- точка зрения автора подкреплена…;
- статья – пример глубокой проработки темы…;
- написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
- в статье автор точно расставляет акценты на…
- безусловная заслуга автора состоит в…;
- автор изучил большой объем фактического материала…;
- статью отличает доказательность…;
- из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
- утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
- автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
- автор статьи углубляет наше представление о…;
- выводы работы убедительно подтверждаются…;
- к недостаткам статьи следует отнести…
Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью
В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.
Редакции солидных журналов не принимают электронные копии рецензий на научные статьи – рассматриваются только оригиналы, отправленные обычной почтой, курьером и т. д. или предоставленные лично.
План
В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:
- Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
- Актуальность темы.
- Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
- Оценка значимости проведенного исследования.
- Недостатки работы.
- Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.
Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.
Пример рецензии на статью
Для наглядности несколько примеров готовых рецензий на научные статьи:
- По военному делу и автоматизированным системам анализа данных (есть отрицательные рецензии).
- По психологии.
- По международным финансам – развернутая рецензия.
- По менеджменту знаний.
Рецензия – это не только пропуск для научной статьи к публикации, но и подтверждение профессиональной компетентности ее составителя. Даже если работа, по мнению, пишущего отзыв, недостойна внимания, суждения должны высказываться максимально корректно, без нападок и, конечно же, аргументированно, что продемонстрирует хорошее владение темой и умение рецензента вести научную дискуссию.