Содержание
Общие сведения
Научный руководитель помогает аспиранту выбрать направление для исследований, рекомендует источники, из которых можно почерпнуть необходимые сведения, оценивает методику работы и ее качество в целом. Этот человек становится движущей силой, которая помогает молодому ученому не заблудиться в море информации, не сбиться с курса и получить нужный результат. При этом, по идее, он не должен выполнять работу за подопечного: его обязанность – лишь направлять новичка в мире науки, помогать ему выбирать верные пути и принимать правильные решения.
В большинстве случаев научным руководителем аспиранта выступает доктор наук, хотя иногда выполнять функцию научрука может и обладатель кандидатской степени. Бывает и так, что формально руководителем числится доктор, а кандидат выступает в роли консультанта (такая форма работы тоже законна), причем на деле первый нередко играет исключительно формальную роль и реальной помощи аспиранту не оказывает. По идее, руководитель и консультант требуются тогда, когда тема диссертации широка и выходит за рамки узкой специализации.
Две крайности
В идеале научный руководитель должен всячески поддерживать аспиранта в его работе, но не писать диссертацию вместо него. На практике же молодые ученые нередко сталкиваются с одним из двух типов руководителей, представляющих собой две крайности:
- «Фанатик». Такой педагог берет на себя в рамках научной работы аспиранта чуть ли не родительские функции и строго контролирует все действия подопечного, не давая ему и шагу ступить самостоятельно. Бывает, что такой руководитель не просто консультирует, а буквально пишет за аспиранта диссертацию, опасаясь возможного провала на защите, который ударит в том числе и по его репутации. Преимущества такого отношения очевидны, но не стоит забывать и о недостатках: из-за чрезмерной опеки молодой исследователь не научится самостоятельно мыслить, анализировать и претворять в жизнь свои замыслы, что навредит его дальнейшей карьере в сфере науки. Поэтому, если вам попался такой руководитель, старайтесь сдерживать чрезмерное рвение своего наставника и не позволяйте ему выполнять всю работу за вас. Если, конечно, ваша цель – научиться, а не получить степень «для галочки».
- «Равнодушный». Такой руководитель действует сугубо формально, не проявляет интереса к подопечному и на контакт с ним идет неохотно. В этом случае аспирату стоит без стеснения обращаться за помощью самостоятельно, когда возникнет такая необходимость. Помните, что за каждого аспиранта научный руководитель получает деньги, поэтому не воспринимайте его помощь как одолжение, даже если он сам пытается подобное впечатление создать. Если, несмотря на ваши старания, человек не помогает вам должным образом, стоит обратиться к руководству факультета и в крайнем случае – настаивать на замене руководителя.
Зачастую научным руководителем становится преподаватель, который аспиранта давно знает и изначально готов с ним работать – в таких случаях проблемы маловероятны. Если же вы переехали в другой город или просто перешли в новый для себя вуз и с научруком вам не повезло, не отчаивайтесь. Помните, что окруждающие всегда относятся к нам так, как мы сами им позволяем.