Одним из условий успешной педагогической деятельности в эпоху информационного общества является непрерывное обновление и обогащение профессионального потенциала вне зависимости от того, работает преподаватель в системе основного или дополнительного образования.
Содержание
Перманентное самообразование педагога дополнительного образования - необходимое условие успешной преподавательской деятельности. Умение работать с информацией, проводить правильный поиск, отбор и систематизацию актуальных знаний - одно из основных качеств, обеспечивающих профессиональные достижения.
Педагогу необходимо определить тему, по которой он намерен осуществлять саморазвитие, поставить перед собой основные цели и задачи. От этих параметров зависит содержание плана самообразования и то время, которое нужно будет затратить на его выполнение. Как правило, в качестве основной цели освоения темы выступает постоянная и непрерывная работа педагогов над повышением профессионального уровня.
Среди основных задач самообразования можно назвать:
- Освоение новых форм работы с детским коллективом.
- Поиск эффективных методов и приемов учебного и воспитательного процесса.
- Отслеживание передовых тенденций в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике.
Выбор темы
Выбор тематики напрямую зависит от интересов педагога, уровня его профессиональной подготовки, личного опыта и должен быть нацелен на достижение определенного результата.
Темы самообразования педагога ДО обязательно включаются в комплексную программу и имеют логическую взаимосвязь. Разрабатывать план саморазвития целесообразно в начале учебного года. Он может быть рассчитан на несколько лет, после его выполнения педагог составляет новый проект, наполняя его наиболее актуальными темами, требующими внимания.
Что собой представляет план
Когда тема для изучения выбрана, педагог приступает к разработке плана самообразования. Эту работу нужно проводить не для галочки, а для того, чтобы наглядно структурировать этапы изучения предмета. В итоге это позитивно скажется на качестве освоения материала. Подходить к составлению «дорожной карты» надо творчески, оценив собственные возможности и проблемы.
Примерная структура плана самообразования педагога дополнительного образования:
- Формулировка выбранной темы.
- Цели и задачи ее изучения.
- Ожидаемый результат.
- Основные этапы работы.
- Сроки выполнения каждого отрезка.
- Перечень мероприятий, проводимых в рамках изучения темы.
- Демонстрация полученных результатов и итоговый отчет.
Предварительно необходимо составить подробный список литературы по основной и смежной проблематике, предусмотреть возможность знакомства с передовым опытом коллег и т. д. Целесообразно также запланировать посещение лекций и занятий по изучаемой теме.
После выполнения плана составляется подробный аналитический отчет, в котором должны присутствовать выводы и рекомендации. Уместно также подготовить выступления для семинаров и конференций с целью распространения профессионального опыта в педагогической среде.
Что может выступить в качестве источников
Сегодняшнее общество знаний изобилует источниками информации, среди которых:
- Интернет;
- телевидение;
- профессиональная и методическая литература;
- аудио- и видеоматериалы;
- курсы повышения квалификации, семинары, конференции, мастер-классы;
- онлайн-обучение различных форм;
- периодическая печатная пресса (газеты, журналы).
Использование Интернета в качестве источника сведений требует взвешенного критичного подхода. Не секрет, что в Сеть попадает информация различного качества, порой абсолютно не достоверная и не отвечающая профессиональным требованиям. Главное в поиске нужных данных - правильная навигация и грамотный отбор. Внимание следует концентрировать на авторитетных электронных библиотеках, которые содержат обширный контент по различным отраслям знаний. Крупные порталы щедро выкладывают в общий доступ полные тексты методической и научной литературы, в том числе и педагогической.
Основные этапы выполнения плана и его результат
Первый: постановка задачи и формулирование темы.
Второй: подробный план способов достижения цели - сроки, действия, последовательность.
Третий: работа по освоению выбранной тематики.
Четвертый: анализ собранного материала, выводы и рекомендации.
Пятый: планирование перспективных задач самообразования.
Результат самообразования должен носить характер конкретного продукта:
- статьи, доклада, реферата, методических пособий, сценариев и т. д.;
- повышения эффективности и качества занятий с детским коллективом;
- внедрения новых форм и методов преподавания;
- разработки авторских наглядных пособий, открытых уроков, раздаточного материала;
- публикации в традиционных источниках или в Интернете.
Программа саморазвития педагога дополнительного образования должна реализовываться непрерывно. Детская аудитория быстро теряет интерес к преподавателю, который из года в год использует застывшие формы и методы обучения. Чтобы заслужить авторитет у современного подрастающего поколения, учителю необходимо постоянно совершенствовать свои профессиональные знания и навыки. Недаром мудрый Булат Шалвович Окуджава писал: «Умный любит учиться, а дурак - учить»...