Преподаватель дополнительного образования

Содержание

Специфика общеобразовательной школы предполагает работу учителя с коллективом и нацеленность, в первую очередь, на усвоение детьми необходимого объема знаний. У преподавателя физики, русского языка или физкультуры, да и у классного руководителя практически нет времени на индивидуальную работу с учеником. Восполнить этот пробел должна педагогика дополнительного образования.

Дети сами выбирают кружок, секцию или клуб. Там они попадают в комфортную среду развития, в круг общения, который им интересен. Участие в разнообразных конкурсах и соревнованиях дает ребенку уверенность в своих силах, вызывает дух соперничества и стремление к лидерству. Эти качества очень необходимы в современной жизни. В то же время родители могут лучше узнать своих детей, выявить их таланты и предпочтения.

Разнообразие форм дополнительного образования позволяет выбрать программу обучения в той сфере, которая больше соответствует интересам ребенка. Это может быть спортивно-оздоровительная секция, кружок творческого развития, клуб познавательного или научно-исследовательского плана.Рабочая программа педагога дополнительного образования в действии

Педагог дополнительного образования – это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную программу обучения. Его основная задача – раскрыть способности ребенка, творчески и духовно развить их.

В обязанности преподавателя входит:

  • Комплектация групп дополнительного образования (кружков, студий, секций, клубов);
  • Определение методов работы в этих группах;
  • Составление программ обучения, планирование занятий;
  • Организация различных мероприятий и привлечение к участию в них своих воспитанников;
  • Развитие навыков и талантов ребят, системная поддержка одаренных воспитанников;
  • Консультативная помощь родителям;
  • Методическая работа.

Как учитель, педагог дополнительного образования должен:

  • Хорошо знать законодательную базу и обеспечивать ее соблюдение в отношении прав и свобод учащихся;
  • Отвечать за безопасность своих воспитанников согласно правилам ТБ и противопожарной защиты;
  • Постоянно повышать свою квалификацию.

Разработка рабочих программ

Рабочая программа педагога дополнительного образования – необходимый инструмент, который обеспечивает эффективное ведение учебно-воспитательной работы. Программы дополнительного образования призваны дополнять и развивать общеобразовательные. В то же время они должны соответствовать интересам учащихся, способствовать развитию их талантов, воспитывать навыки самообразования.

Здесь широкое поле деятельности для разработки авторских и экспериментальных методик. Рабочую программу педагог адаптирует под определенную группу детей, поэтому она должна быть максимально гибкой, учитывать местные культурные и социальные особенности.

Дополнительная образовательная программа разрабатывается в виде нормативного документа, который включает основные направления деятельности, тематическое почасовое планирование и краткое изложение тем. Рабочее время при этом можно условно разделить на две части. Первая – для учебных и тренировочных занятий, которые проводит педагог дополнительного образования; норма часов за ставку – 18 в неделю. Другая часть рабочего времени регулируется планами работ и включает подготовку занятий, участие в педсоветах и т. д. Ставка преподавателя зависит от квалификационной категории, которая устанавливается по результатам аттестации.

Прохождение аттестацииПедагоги дополнительного образования проходят аттестацию

Обязательная аттестация педагога дополнительного образования для подтверждения соответствия занимаемой должности проходит один раз в пять лет. Ее проводят специальные комиссии, которые формируются самими образовательными учреждениями.

Основной задачей аттестации является стимулирование профессионального роста и повышения качества учебно-воспитательной работы. Педагогам дополнительного образования устанавливается три квалификационные категории: I, II и высшая.

На аттестационную комиссию педагогу необходимо предоставить ряд материалов:

  • Перечень программ, по которым ведется работа;
  • Документы, подтверждающие количество воспитанников;
  • Перечень электронных ресурсов, что применяются в обучении, их скриншоты и распечатки занятий с использованием современных образовательных технологий;
  • Результаты работы с родителями (планы и сценарии, анализ анкетирования, фотоотчеты);
  • Копии грамот и дипломов за участия и призовые места в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, которые получили воспитанники, а также сам педагог за успехи в учебно-воспитательной деятельности;

 Дополнительно подаются документы, подтверждающие:

  • Наставничество;
  • Ученую степень;
  • Публикации статей, методических пособий, монографий и учебников;
  • Выступления на конференциях и семинарах, проведение мастер-классов и открытых уроков.

По итогам аттестации эксперты государственной комиссии формируют экспертное заключение педагога дополнительного образования. В нем делается вывод о соответствии работника квалификационной категории, на которую он претендует.

Использование современных технологийСовременные технологии в дополнительном образовании - дети изучают компьютерные программы

В квалификационной аттестации большую роль играют современные технологии. В частности, высоко ценится собственный сайт педагога дополнительного образования или блог, а также публикации на интернет-ресурсах. Другим примером современных технологий является проект. Его разработка с успешным внедрением – одно из наиболее востребованных профессиональных умений преподавателя.

Педагогический проект педагога дополнительного образования разрабатывается в виде системных действий, направленных на решение конкретных проблем. На первом этапе определяются цели проекта, обосновывается необходимость его реализации. Сделать это помогает глубокий и всесторонний анализ ситуации. В результате должны быть грамотно сформулированы задачи и выбраны методы работы, т. е. описаны необходимые мероприятия.

Следующий этап создания проекта – план его реализации. Здесь проявляются промежуточные и окончательные результаты, оценки их эффективности, а также факторы риска и методы его минимизации. На завершающем этапе должен быть предложен успешный механизм продвижения проекта.

Участие в профессиональных конкурсах

Призовые места в профессиональных конкурсах – отличная заявка на высокую оценку в квалификационной аттестации. Среди конкурсных заданий сегодня в приоритетах мастер-классы, открытые занятия и круглые столы. Наиболее популярными заданиями в профессиональном конкурсе являются эссе, кредо и обобщение опыта.

Эссе педагога дополнительного образования – это небольшой очерк на заданную тему со свободной композицией. Для написания произведения в таком стиле нет жестких форм. Допускается эссе в виде дневника, философских размышлений, лирических воспоминаний, полемики с другими авторами и т. д. Главная особенность этого жанра – использование аналогий и ассоциаций, символичность образов, индивидуальный стиль и ярко выраженная позиция автора. Цель подобного задания – демонстрация способностей участника к общению в письменной форме.

Своеобразной визитной карточкой является педагогическое кредо педагога дополнительного образования. В нем в краткой форме должно быть выражено отношение конкурсанта к профессии и детям, обозначены идеи, жизненные приоритеты, используемые в педагогической практике.

Обобщение опыта педагога дополнительного образования – это краткое описание оригинальных приемов, методов и средств обучения, которые преподаватель использует в работе. К описанию прилагаются планы занятий, дидактические материалы, контрольные задания и т. п. Главное здесь – показать новаторскую идею, дать ее практическую и теоретическую интерпретацию.

Педагогическая работа – один из наиболее сложных и важных видов человеческой деятельности. Правительство Российской Федерации должным образом оценивает труд учителей. Поэтому законодательством РФ предусмотрена льготная пенсия педагогам дополнительного образования, продолжительный летний отпуск, сокращенное рабочее время, компенсации, доплаты к ставке.

Понравилось? Поделись: