Специфика общеобразовательной школы предполагает работу учителя с коллективом и нацеленность в первую очередь на усвоение детьми необходимого объема знаний. У преподавателя физики, русского языка или физкультуры, да и у классного руководителя практически нет времени на индивидуальную работу с учеником. Восполнить этот пробел призвана педагогика дополнительного образования.
Содержание
Дети сами выбирают кружок, секцию или клуб, где попадают в комфортную среду развития. Участие в разнообразных конкурсах и соревнованиях дает ребенку уверенность в своих силах, вызывает дух соперничества и стремление к лидерству. Эти качества очень необходимы в современной жизни. Родители могут лучше узнать своих детей, выявить их таланты и предпочтения.
Разнообразие форм дополнительного образования позволяет выбрать программу обучения в той сфере, которая больше соответствует интересам ребенка. Это может быть спортивно-оздоровительная секция, кружок творческого развития, клуб познавательного или научно-исследовательского плана.
Педагог дополнительного образования - это специалист, который проводит занятия по различным предметам, не включенным в обязательную программу обучения. Его основная задача - раскрыть способности ребенка, творчески и духовно развить их.
В обязанности преподавателя входит:
- комплектация групп дополнительного образования (кружков, студий, секций, клубов);
- определение методов работы в этих группах;
- составление программ обучения, планирование занятий;
- организация различных мероприятий и привлечение к участию в них своих воспитанников;
- развитие навыков и талантов ребят, системная поддержка одаренных воспитанников;
- консультативная помощь родителям;
- методическая работа.
Педагог дополнительного образования должен:
- хорошо знать законодательную базу и обеспечивать ее соблюдение в отношении прав и свобод учащихся;
- отвечать за безопасность своих воспитанников согласно правилам ТБ и противопожарной защиты;
- постоянно повышать свою квалификацию.
Составление рабочих программ
Рабочая программа педагога дополнительного образования - необходимый инструмент, который обеспечивает эффективное ведение учебно-воспитательной работы. Программы ДО должны:
- дополнять и развивать общеобразовательные;
- соответствовать интересам учащихся;
- способствовать развитию их талантов;
- воспитывать навыки самообразования.
Их подготовка открывает широкое поле деятельности для создания авторских и экспериментальных методик. Рабочую программу педагог адаптирует под определенную группу детей, поэтому она должна быть максимально гибкой, учитывать местные культурные и социальные особенности.
Дополнительная образовательная программа разрабатывается в виде нормативного документа, который включает:
- основные направления деятельности;
- тематическое почасовое планирование;
- краткое изложение тем.
Рабочее время при этом можно условно разделить на две части. Первая - для учебных и тренировочных занятий, которые проводит педагог дополнительного образования; норма часов за ставку - 18 в неделю. Другая часть рабочего времени регулируется планами работ и включает подготовку занятий, участие в педсоветах и т. д. Ставка преподавателя зависит от квалификационной категории, которая присваивается по результатам аттестации.
Прохождение аттестации
Обязательная аттестация педагога дополнительного образования для подтверждения соответствия занимаемой должности проходит один раз в пять лет. Ее проводят специальные комиссии, которые формируются самими образовательными учреждениями.
Основной задачей аттестации является стимулирование профессионального роста и повышения качества учебно-воспитательной работы. Педагогам дополнительного образования устанавливается три квалификационные категории: I, II и высшая.
На аттестационную комиссию педагогу необходимо предоставить ряд материалов:
- перечень программ, по которым ведется работа;
- документы, подтверждающие количество воспитанников;
- перечень электронных ресурсов, применяемых в обучении, их скриншоты и распечатки занятий с использованием современных образовательных технологий;
- результаты работы с родителями (планы и сценарии, анализ анкетирования, фотоотчеты);
- копии грамот и дипломов за участие и призовые места в конкурсах, фестивалях, соревнованиях, которые получили воспитанники, а также сам педагог за успехи в учебно-воспитательной деятельности.
Дополнительно подаются документы, подтверждающие:
- наставничество;
- ученую степень;
- публикации статей, методических пособий, монографий и учебников;
- выступления на конференциях и семинарах, проведение мастер-классов и открытых уроков.
По итогам аттестации члены государственной комиссии формируют экспертное заключение педагога дополнительного образования. В нем делается вывод о соответствии работника квалификационной категории, на которую он претендует.
Использование современных технологий
В квалификационной аттестации большую роль играют современные технологии. В частности, высоко ценится собственный сайт педагога дополнительного образования или блог, а также публикации на интернет-ресурсах. Другим примером современных технологий является проект. Его разработка с успешным внедрением - одно из наиболее востребованных профессиональных умений преподавателя.
Педагогический проект педагога дополнительного образования разрабатывается в виде системных действий, направленных на решение конкретных проблем. На первом этапе определяются цели проекта, обосновывается необходимость его реализации. Сделать это помогает глубокий и всесторонний анализ ситуации. В результате должны быть грамотно сформулированы задачи и выбраны методы работы, т. е. описаны необходимые мероприятия.
Следующий шаг в создании проекта - план его реализации. Здесь проявляются промежуточные и окончательные результаты, оценки их эффективности, а также факторы риска и методы его минимизации. На завершающем этапе должен быть предложен успешный механизм продвижения.
Участие в профессиональных конкурсах
Призовые места в профессиональных конкурсах - отличная заявка на высокую оценку в квалификационной аттестации. Среди заданий на соревнованиях сегодня в приоритете мастер-классы, открытые занятия и круглые столы. Наиболее популярными заданиями в профессиональном конкурсе являются эссе, кредо и обобщение опыта.
Эссе педагога дополнительного образования - это небольшой очерк на заданную тему со свободной композицией. Формат произведения не ограничивается. Допускается стиль дневника, философских размышлений, лирических воспоминаний, полемики с другими авторами и т. д. Главная особенность этого жанра - использование аналогий и ассоциаций, символичность образов, индивидуальная манера и ярко выраженная позиция автора. Цель написания эссе - демонстрация способностей участника к общению в письменной форме.
Своеобразной визитной карточкой является педагогическое кредо педагога дополнительного образования. В нем в краткой форме должно быть выражено отношение конкурсанта к профессии и детям, обозначены идеи, жизненные приоритеты, используемые в повседневной практике.
Обобщение опыта педагога дополнительного образования - это краткое описание оригинальных приемов, методов и средств обучения, которые преподаватель использует в работе. К нему прилагаются планы занятий, дидактические материалы, контрольные задания и т. п. Главное - показать новаторскую идею, дать ее практическую и теоретическую интерпретацию.
Педагогическая работа - один из наиболее сложных и важных видов человеческой деятельности. Правительство Российской Федерации ценит труд учителей. Поэтому законодательством РФ предусмотрена льготная пенсия педагогам дополнительного образования, продолжительный летний отпуск, сокращенное рабочее время, компенсации, доплаты к ставке.