Педагоги дополнительного образования - это работники детских садов, школ и других образовательных учреждений, проводящие занятия по предметам, не включенным в обязательную программу обучения. Педагог планирует и организовывает деятельность, направленную на всестороннее развитие воспитанников. Учитель ДО обязан иметь среднее специальное или высшее образование. Квалификацию подтверждают и сертификаты о прохождении соответствующих курсов педагогического профиля.
Содержание
Функции педагога дополнительного образования
Педагог дополнительного образования обязан:
- Обеспечивать работу по развитию и воспитанию обучающихся.
- Формировать составы спортивных секций, театральных и художественных студий, кружков и клубных сообществ, поддерживать их и сохранять на протяжении всего срока работы.
- Подбирать методы и средства обучения, которые будут улучшать психофизическое состояние подопечных.
- Учитывать социально-экономическую целесообразность проводимой деятельности, разумно соотносить ее с возможностями и объемом материальной базы учреждения образования.
- Соблюдать свободы и права учеников.
- Принимать активное участие в процессе разработки, а также реализовывать программы и нести ответственность за их качественное выполнение.
- Уметь выявлять потенциал и творческие способности своих воспитанников.
- Организовывать участие детей в культурных, спортивных и прочих массовых мероприятиях.
- Консультировать родителей или опекунов учеников в вопросах, связанных с их обучением.
- Во время занятий поддерживать строгое соблюдение и выполнение предписанных правил по охране труда и всех санитарно-гигиенических норм.
Чтобы добросовестно выполнять все должностные обязанности, педагогу дополнительного образования необходимо постоянно повышать квалификацию, следить за изменениями в профессиональной сфере с помощью специализированной литературы и периодических изданий.
Порядок составления инструкции
Должностная инструкция педагога дополнительного образования составляется от имени директора школы, детского сада или другого учреждения с четким указанием наименования организации и фамилии должностного лица, уполномоченного утверждать документ. В нем указывается информация о принимаемом на работу сотруднике:
- его имя, фамилия;
- образование;
- стаж работы по педагогическому профилю;
- квалификационная категория (если имеется).
Далее в должностной инструкции педагога дополнительного образования излагаются его обязанности, права и определяется сфера ответственности принимаемого на работу сотрудника. Завершается документ датой вручения и подписями начальника юридического департамента или отдела кадров организации и самого работника.
Ответственность
Согласно положениям Трудового кодекса Российской Федерации преподаватель несет ответственность за невыполнение или нарушение должностных обязанностей.
Если правонарушение совершено специалистом дополнительного образования в ходе профессиональной деятельности, он может понести как административную, так и уголовную ответственность. Размер и тяжесть наказания будут зависеть от последствий недобросовестного выполнения работы и вынесенного обвинения по Гражданскому кодексу России.
В случае причинения материального ущерба учреждению образования работник должен компенсировать непредвиденные затраты, например, посредством вычета из заработной платы. Иначе создаются условия для применения наказаний, предусмотренных не только Трудовым и Гражданским кодексами РФ, но и Уголовным.
Внедрение профессионального стандарта в ДО
Введение в 2015 году профессионального стандарта преподавателя дополнительного образования предоставило специалистам возможность проявлять большую инициативу и одновременно наложило на них серьезную ответственность. Местные органы самоуправления получили полномочия разрабатывать дополнения, нацеленные на совершенствование педагогической деятельности. Учреждения образования имеют право формировать внутренние стандарты, регламентирующие уровень квалификации педагогов дополнительного обучения детей.
В своей работе учителя, проводящие ДОД, руководствуются следующими нормативными актами:
- Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
- Профессиональный стандарт.
- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям дополнительного образования детей.