Синергия: над шапкой

Программа дополнительного образования детей

Актуальность сферы дополнительного образования обусловливается несомненной социальной востребованностью вспомогательного обучения, поскольку оно способствует лучшей адаптации учащихся в современном обществе и развитию их творческих, интеллектуальных, коммуникативных и многих других способностей.

Программы дополнительного образования детей (ПДО) могут с одинаковым успехом и эффективностью разрабатываться и реализовываться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в самостоятельных организациях или центрах дополнительного обучения. Единственное различие состоит в том, что в первом случае ПДО не считаются основными.

Что такое образовательная программа

На сегодняшний день в педагогической науке и практике разработано и используется множество определений обучающей (образовательной) программы, но в каждомМальчики и девочки в учреждении дополнительного образования из них отображаются основные функции этого интеллектуального продукта, которые заключаются в следующем:

  • раскрытие основной концепции и схемы осуществления педагогического процесса определенной направленности;
  • отражение используемого в процессе обучения материального, ресурсного и интеллектуального обеспечения;
  • обозначение планируемого результата обучения и фиксирование технологий его достижения.

Программа дополнительного образования детей - это не просто продукт творческой деятельности, а внутренний нормативный документ, регламентирующий ход и направление педагогического процесса, и, для того чтобы она обрела нужный статус, ее необходимо провести через определенные процедуры, а именно:

  • анализ и обсуждение ПДО на методическом совете (так называемая «внутренняя экспертиза») на соответствие основной деятельности учреждения, его локальным актам и требованиям к содержанию данного вида обучения;
  • внешняя оценка и рецензирование ПДО специалистами другого учреждения;
  • защита проекта на педагогическом совете;
  • утверждение документа директором, выпускающим соответствующий приказ.

Основные направления педагогической работы в условиях ДО

Рассмотрим основные направления педагогической работы, для которых разрабатываются обучающие программы дополнительного образования детей:Девочки в спортивном учреждении дополнительного образования

  • эстетическое или художественное;
  • патриотическое (с компонентами воинского воспитания);
  • правовое;
  • спортивное;
  • биологическое с экологической направленностью;
  • экономическое;
  • краеведческое с элементами туризма;
  • культурологическое;
  • социальное с компонентами педагогики;
  • естественно-научное;
  • научно-техническое.

Любая школа или центр могут использовать и разрабатывать образовательные программы ДО нескольких направлений, если это не противоречит уставу, заявленным в нем целям и задачам педагогического коллектива.

Разнообразные программы дополнительного образования детей охватывают обширные темы и предоставляют преподавателям уникальную возможность проявить свой педагогический, творческий и личностный потенциал.

Основные разновидности

Программы развития дополнительного образования детей можно разделить на следующие разновидности:

  • Типовая программа дополнительного образования детей, которая служит своего рода эталоном и нормативом в определенном направлении обучения, поскольку официально утверждена Министерством образования.
  • Адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования детей, то есть модифицированная с учетом специфики конкретного учреждения.
  • Авторские программы дополнительного образования детей – творческий и интеллектуальный продукт педагогического коллектива или отдельного преподавателя. Часто такие ПДО являются экспериментальными и отличаются новыми подходами и особой актуальностью.

Требования, предъявляемые к обучающим программным продуктам

Чтобы действительно стать эффективным и работающим на практике инструментом, ПДО должна соответствовать трем требованиям:

  • актуальность и соотнесенность с жизненными реалиями;
  • контролируемость и прогнозируемость ее реализации;
  • ориентированность на максимальное раскрытие возможностей учеников.

Для закрепления и внедрения всех этих критериев и была разработана структура программы дополнительного образования детей, позволяющая отобразить новизну и актуальность конкретного продукта, обосновать планируемые методы, приемы педагогического и воспитательного воздействия и спрогнозировать ожидаемый результат.

Разработка и внедрение образовательных программ в сфере ДО - это обширное поле деятельности для педагогов-энтузиастов и профессионалов своего дела, поскольку инициативностью и совместными усилиями можно устранить существующие сегодня пробелы в методическом обеспечении дополнительного обучения.