Актуальность сферы дополнительного образования обусловливается несомненной социальной востребованностью вспомогательного обучения, поскольку оно способствует лучшей адаптации учащихся в современном обществе и развитию их творческих, интеллектуальных, коммуникативных и многих других способностей.
Программы дополнительного образования детей (ПДО) могут с одинаковым успехом и эффективностью разрабатываться и реализовываться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в самостоятельных организациях или центрах дополнительного обучения. Единственное различие состоит в том, что в первом случае ПДО не считаются основными.
На сегодняшний день в педагогической науке и практике разработано и используется множество определений обучающей (образовательной) программы, но в каждом из них отображаются основные функции этого интеллектуального продукта, которые заключаются в следующем:
Программа дополнительного образования детей - это не просто продукт творческой деятельности, а внутренний нормативный документ, регламентирующий ход и направление педагогического процесса, и, для того чтобы она обрела нужный статус, ее необходимо провести через определенные процедуры, а именно:
Рассмотрим основные направления педагогической работы, для которых разрабатываются обучающие программы дополнительного образования детей:
Любая школа или центр могут использовать и разрабатывать образовательные программы ДО нескольких направлений, если это не противоречит уставу, заявленным в нем целям и задачам педагогического коллектива.
Разнообразные программы дополнительного образования детей охватывают обширные темы и предоставляют преподавателям уникальную возможность проявить свой педагогический, творческий и личностный потенциал.
Программы развития дополнительного образования детей можно разделить на следующие разновидности:
Чтобы действительно стать эффективным и работающим на практике инструментом, ПДО должна соответствовать трем требованиям:
Для закрепления и внедрения всех этих критериев и была разработана структура программы дополнительного образования детей, позволяющая отобразить новизну и актуальность конкретного продукта, обосновать планируемые методы, приемы педагогического и воспитательного воздействия и спрогнозировать ожидаемый результат.
Разработка и внедрение образовательных программ в сфере ДО - это обширное поле деятельности для педагогов-энтузиастов и профессионалов своего дела, поскольку инициативностью и совместными усилиями можно устранить существующие сегодня пробелы в методическом обеспечении дополнительного обучения.