Программа дополнительного образования детей

Содержание

Актуальность сферы дополнительного образования обусловливается несомненной социальной востребованностью такого вида обучения, поскольку оно способствует лучшей адаптации учащихся в современном обществе и развитию их творческих, интеллектуальных, коммуникативных и многих других способностей.

Программы дополнительного образования детей(ПДО)могут с одинаковым успехом и эффективностью разрабатываться и реализовываться как в обычных общеобразовательных учреждениях, так и в самостоятельных учреждениях или центрах дополнительного обучения. Единственное различие будет лишь в том, что в первом случае такие программы не могут считаться основными.

Что такое образовательная программаМальчики и девочки в учреждении дополнительного образования

На сегодняшний день в педагогической науке и практике разработано и используется множество определений обучающей (образовательной) программы, но в каждом из них отображаются основные функции этого интеллектуального продукта, которые заключаются в следующем:

  • Раскрывает основную концепцию и схему осуществления педагогического процесса определенной направленности;
  • Отражает используемое в процессе обучения материальное, ресурсное и интеллектуальное обеспечение;
  • Закрепляет планируемый результат обучения и фиксирует технологии его достижения.

Поскольку программа дополнительного образования детей – это не просто продукт творческой деятельности, а внутренний нормативный документ, регламентирующий ход и направление педагогического процесса, то для того чтобы она обрела нужный статус, ее необходимо провести через определенные процедуры, а именно:

  • Анализ и обсуждение ПДО на методическом совете (так называемая «внутренняя экспертиза») на соответствие основной деятельности учреждения, его локальным актам и требованиям к содержанию данного вида обучения;
  • Внешняя оценка и рецензирование ПДО специалистами другого учреждения;
  • Защита проекта на педагогическом совете, поскольку этот коллегиальный орган имеет в числе своих полномочий утверждать образовательные программные продукты в отдельно взятом учреждении;
  • Утверждение документа директором, выпускающим соответствующий приказ.

Основные направления педагогической работы в условиях ДОДевочки в спортивном учреждении дополнительного образования

Рассмотрим основные направления педагогической работы, на которых базируются обучающие программы дополнительного образования детей:

  • Эстетическое или художественное;
  • Патриотическое (с компонентами воинского воспитания);
  • Правовое;
  • Спортивное;
  • Биологическое с экологической направленностью;
  • Экономическое;
  • Краеведческое с элементами туризма;
  • Культурологическое;
  • Социальное с компонентами педагогики;
  • Естественно-научное;
  • Научно-техническое.

Стоит отметить, что любая школа или центр могут использовать и разрабатывать образовательные программы дополнительного образования детей нескольких направлений, если это не противоречит уставу, заявленным в нем целям и задачам педагогического коллектива.

Разнообразиепрограмм дополнительного образования детей позволяет охватить настолько обширные темы, что предоставляемая для педагогов в этом смысле свобода является уникальной возможностью проявить свой педагогический, творческий и личностный потенциал.

Основные разновидности

Программы развития дополнительного образования детей можно разделить на следующие разновидности:

  • Типовая программа дополнительного образования детей, которая служит своего рода эталоном и нормативом в определенном направлении обучения, поскольку официально утверждена Министерством образования;
  • Адаптированная общеобразовательная программа дополнительного образования детей, то есть модифицированная с учетом специфики данного учреждения;
  • Авторские программы дополнительного образования детей – творческий и интеллектуальный продукт педагогического коллектива или отдельного педагога. Часто такие ПДО являются экспериментальными и отличаются новыми подходами и особой актуальностью.

Требования, предъявляемые к обучающим программным продуктам

Каким же требованиям должна соответствовать ПДО, чтобы действительно стать эффективным и работающим на практике инструментом?

Во-первых, она должна быть актуальной и перекликающейся с современной реальной жизнью. Во-вторых, ее реализация и результативность должны быть контролируемыми и легко прогнозируемыми педагогом (или коллективом учителей). И, самое главное, любой педагогический проект прежде всего должен ставить в центр событий ученика и делать упор на максимальное раскрытие его возможностей.

Именно для закрепления и внедрения всех этих целей и была разработана структура программы дополнительного образования детей, позволяющая отобразить новизну и актуальность конкретного продукта, обосновать планируемые методы, приемы педагогического и воспитательного воздействия и спрогнозировать ожидаемый результат.

Разработка и внедрение образовательных программ в сфере ДО – это обширное поле деятельности для педагогов-энтузиастов и просто профессионалов своего дела, поскольку только совместными усилиями и собственной инициативой можно устранить существующие сегодня пробелы в методическом обеспечении данной области обучения.

Понравилось? Поделись: