Универсальные учебные действия в дополнительном образовании

Дополнительное образование детей - совершенно особая сфера, главными компонентами которой являются творчество и свобода выбора. Тем не менее педагоги даже в этой области деятельности не освобождены от строгих нормативных требований к процессу обучения.

Одно из главных требований к учебному процессу - соответствие Федеральному государственному стандарту (ФГОС), в котором немалое внимание уделено роли ДО в формировании личности обучающихся.

Именно поэтому учреждения дополнительного образования детей усиленно разрабатывают и внедряют в свою работу различные программы по формированию универсальных учебных действий (сокращенно УУД).

Что представляют собой УУД, и для чего они нужны

Преподаватель и подросткиУниверсальные учебные действия - это комплекс применяемых обучающимися умений и навыков, которые влияют на уровень усвоения материала и на развитие индивидуальных способностей к эффективному получению и применению знаний.

Можно выделить четыре основные группы универсальных учебных действий:

  • Личностные. Напрямую связаны с субъективным восприятием учащимся окружающего мира, с его нравственными оценками тех или иных событий и фактов, жизненными целями, самоопределением.
  • Регулятивные. Относятся к развитию способности обучающегося самостоятельно управлять познавательной деятельностью на основе плана, контроля, корректирования собственных действий, самооценки знаний и умений.
  • Познавательные. В эту группу включается работа обучающегося по отбору, исследованию, анализу и необходимому структурированию материала, это собственная модель получения знаний и их усвоения.
  • Коммуникативные. Подразумевают способность к сотрудничеству, взаимопомощи, умение договариваться, налаживать контакт с учителями и другими учениками.

Сформированный благодаря профессионализму и индивидуальному подходу педагогов к решению данной задачи комплекс необходимых действий станет для ребенка всесторонним инструментом эффективного обучения и усвоения знаний и умений.

Специфика моделирования

Моделирование и выстраивание УУД в дополнительном образовании детей (ДОД) отличается некоторыми специфическими особенностями. Поскольку эта сфера является творчески направленным процессом, формирование необходимых для обучения действий ориентировано на открытие и развитие потенциала ребенка, его самоопределение и нравственную эволюцию.

Поэтому в условиях ДОД необходимо:

  • четко определить цели УУД применительно к дополнительному образованию;
  • тщательно обдумать содержание формируемых действий;
  • адаптировать способы выработки навыков УУД к каждой возрастной категории;
  • обеспечить необходимую мотивацию, благодаря которой обучающийся будет понимать смысл определенных учебных действий и их потенциальную пользу.

Основные этапы формирования

Презентация этапов универсальных учебных действийВ процессе вырабатывания УУД в дополнительном образовании детей можно выделить три основных этапа:

  • Закладка и развитие практических навыков и умений. Применение учащимися УУД должно стать привычкой и фундаментом для совершенствования способностей к восприятию и использованию изучаемого материала. Особое внимание в этот период уделяется основным приемам познавательной и исследовательской работы, а также формированию привычки к внимательности, самодисциплине и ориентированию на успешное обучение.
  • Расширение умений и знаний. Вводится творческое проектирование, способствующее более полному развитию созидательного и интеллектуального потенциала учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
  • Обобщение накопленных умений и знаний и их применение во всех сферах обучения. Закрепляющая ступень предоставляет педагогам широкие возможности мотивировать учеников на нестандартное мышление и использование полученных умений в самых разных областях жизни.

Главным инструментом формирования УУД в дополнительном образовании является творчество. Поэтому учителям рекомендуется составлять программы, включающие выполнение детьми различных проектов, и мотивировать учащихся на полноценное применение результатов собственных разработок.

Защита творческого проекта научит ребенка формулировать взгляды, грамотно озвучивать актуальность и полезность его усилий и не бояться прибегать к нестандартным решениям. Совместная работа даст детям необходимые коммуникативные навыки, научит сотрудничать и прислушиваться к мнению друг друга.

Результаты эффективного процесса

Переоценить полезность правильного формирования УУД в дополнительном образовании сложно. Только в условиях особых методов воспитания, которые отличают эту область обучения, возможно полное раскрытие творческого потенциала ребенка с упором на духовность и нравственные общечеловеческие принципы.

Сформированные благодаря эффективному применению УУД ключевые умения и навыки помогут ученикам понимать и реализовывать поставленные перед ними задачи, быть при этом внимательными и сосредоточенными, структурировать и разбивать на этапы собственную целенаправленную деятельность, уметь работать индивидуально и в группе.

Применение знаний, полученных с использованием универсальных учебных действий в процессе дополнительного обучения, поможет хорошо мотивированным ученикам достигнуть немалых высот в творческой и интеллектуальной деятельности и почувствовать себя состоявшейся, социально адаптированной к современным условиям личностью.