Прикладной бакалавриат

Вы теоретик или практик? Важно знать это перед поступлением в вуз. Дело в том, что у современных направлений подготовки имеются варианты и академического, и прикладного бакалавриата. Академический бакалавриат с его обилием общих дисциплин хорошо знаком широким кругам населения. Менее известен прикладной бакалавриат: он предусматривает больше времени на производственную практику и работу на предприятиях. Да и темой для дипломной работы по такому курсу, скорее, станет описание решения конкретной производственной проблемы, чем какой-либо аспект фундаментальной науки.

Такое образование – наиболее точный ответ на запросы работодателей, желающих нанять хорошо подготовленного и компетентного работника-реалиста, высококвалифицированного рабочего среднего звена. (А если вам всё-таки захочется освоить больше теории, после прикладного бакалавриата вы сможете поступить в академический и учиться там 2 года.)

Особенности прикладного бакалавриата в России

Группа студентов на лекцииЧтобы абитуриенты больше доверяли прикладному бакалавриату и выбирали именно его, Минобрнауки заявило о готовности облегчить им процесс поступления, выделив для таких энтузиастов специальные бюджетные места: в 2013/2014 году – в 44 вузах, в предстоящем – повсеместно. В 2015 году вузы, ведущие прием в прикладные бакалавриаты, будут сами устанавливать нижний приемлемый порог ЕГЭ. А квоты по отдельным направлениям подготовки собираются плавно увеличивать в зависимости от заказов на обученных сотрудников, поступающих от крупных компаний.

Таким образом, к 2020 году число студентов, обучающихся в прикладном бакалавриате, должно составить 30 % от общего числа, а в этом году ожидается пока только 5 %.

Понятие прикладного бакалавриата известно в России с 2009 года, тогда же состоялся экспериментальный запуск этого формата в отдельных вузах и ссузах. А в мире такая форма образования стартовала раньше, порядка 40 лет назад, хотя она и не преследовала цели повысить престижность неуниверситетского образования: квалифицированные рабочие прекрасно чувствовали себя и без диплома по философии. Кстати, инициаторами введения в образовательное поле тех или иных программ прикладного бакалавриата выступали их работодатели. Они изучали реальный рынок труда, анализировали его потребности – и в итоге понимали, что нужен тот или иной учебный курс или целый набор курсов. И не ради «корочки», а для эффективного решения конкретных трудовых задач!

Программы прикладного бакалавриата не обязательно должны быть привязаны к какому-либо вузу. Основным местом их освоения в нашей стране планируется сделать многофункциональные центры прикладных квалификаций. Да и вообще для развития этого формата образования в России предстоит большая работа: нужно сформировать новые, особенные учебные планы и перестроить отечественную структуру квалификаций так, чтобы иметь возможность менять ее с учетом требований времени.

Понравилось? Поделись: