Параллельные образования пересекаются

Рецепт получения двух высших образований прост. Это как в фильме «Чародеи»: чтобы пройти сквозь стену, нужно видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий.

Когда я поняла, что надо параллельно получать два высших образования? Где-то к концу первого курса. Я задумалась: «Хорошо: мне нравится философия, культурология, но разве я собираюсь быть школьным учителем?» (В те годы выжить на учительскую зарплату было практически невозможно: самый разгар перестройки.) И тут сошлись вместе несколько обстоятельств: я почувствовала, что современную философию не понять без современной психологии, написала курсовую работу об эстетических взглядах Зигмунда Фрейда, заинтересовалась психологией как областью знаний и прочла объявление о возможности получать одновременно два высших образования. Я подала документы на получение второго высшего образования – психологического.

Две обнимающиеся студентки После первого собрания нас пригласили в аудиторию и сразу устроили тренинг. Здесь одно упражнение сменялось другим, а участники начинали понимать про себя такое, что вряд ли поняли бы в другой обстановке. Это был шок. Это было не похоже на лекции-семинары-конференции, на привычное напряжение мозгов в попытке постичь «трансперсональную экзистенцию». Рыча и мяукая – таково задание! – мы должны были понять, кто мы. Пожалуй, с этого занятия я полюбила психологию не меньше, чем философию.

Поскольку ни своей семьи, ни детей у меня тогда не было, то совмещать два вуза оказалось несложно: некоторые лекции я пропускала, зная, что преподаватели их полностью надиктовывают, некоторые посещала с другими группами.

Большим недостатком стало, как ни странно, то, что программа второго вуза была рассчитана как дополнительная к программе первого вуза. Тогда о какой-то согласованности не шло и речи – и в результате некоторые дисциплины, которые читали нам как культурологам, не преподавались. А что такое «Общая психология», прочитанная культурологам за два семестра, против «Общей психологии» семестров на шесть-восемь, необходимой психологам? Читать и самостоятельно заниматься пришлось много, но мне это нравилось, доставляло удовольствие. Сейчас думаю, что если бы хоть одно из образований было «вынужденным», не нравилось, то вряд ли я сумела бы доучиться до диплома.

Вообще-то, если уж решаться на такой шаг, как получение одновременно двух высших образований, то стоит заранее обдумать несколько вопросов.

Первый из них – для чего мне это нужно? Здесь важно четко представлять перспективу применения полученных знаний, пообщаться с людьми обеих выбранных профессий, собрать информацию о тенденциях рынка труда.

Второй вопрос, тоже важный, это наличие ресурсов – материальных и психологических. Способны ли вы готовиться к двум экзаменам одновременно, писать три-четыре письменные работы подряд, идти на дополнительные 4–6 часов занятий вместо веселой тусовки? Достаточно ли манит вас полное раскрытие ваших возможностей когда-нибудь потом, чтобы этой конкретной весной отказаться от приглашений всех друзей и подруг и сидеть готовиться к двойной сессии?

Студенты на лекцииОдна из тенденций современной науки за последние 50–70 лет состоит в том, что новые области знаний создаются на стыке ранее не совмещавшихся. Таковы биофизика, квантовая психология, психолингвистика и многие другие. Когда я получила свои два красных диплома и зашла речь об аспирантуре и научной деятельности, я уже точно знала, что хочу совмещенно и широко изучать самые любимые области знаний: психологию, социологию, теорию науки, культурологию, философию – так что и тему формулировала соответствующую: «Наука и мифы массового сознания в культуре России второй половины XX века». Понятно, что в ходе исследования я никак не обойдусь без обоих моих образований.

Работать психологом я начала за год до того, как получила диплом: проводила тренинги, вела индивидуальные консультации, создавала свои программы. Навыки и знания, приобретенные в разных вузах, очень помогали. Например, как культуролога и преподавателя культурологии меня обучали составлять программы курсов и вести занятия, а как психолога меня этому не обучали. Поэтому я написала учебную программу «Групповые формы работы психолога» и предложила ее в тот институт, где полгода тому назад получила диплом психолога. И меня взяли вести этот курс! Создалась курьезная ситуация: те, кто помнили меня студенткой на курс старше, неожиданно увидели меня в роли преподавателя.

Многие из моих студентов по своей инициативе получают второе (и даже третье) образование.  Некоторых из них я спрашивала о причине. Частый ответ – очевидная выгода при трудоустройстве и перспектива нетривиального карьерного роста. Иногда – наличие запасного варианта, если что-то не заладится в основной профессии, неуверенность в спросе на нее или в собственных профессиональных способностях.

Наиболее часто встречающееся объяснение: «А мне и это тоже интересно!» Одна из студенток ответила: «Я сестру привела учиться, самой тоже понравилось, вот я и осталась».

Я активно использую навыки обоих профессий и очень благодарна преподавателям обоих вузов: они показали мне, что только собственная инициатива человека делает его жизнь ярче, интересней, разнообразнее.

Понравилось? Поделись: