Техники и упражнения для улучшения памяти

Чтобы упражнения для улучшения памяти были эффективны, тренировка должна активизировать те структуры мозга, которые отвечают за память. Но поскольку к таким относятся участки, располагающиеся в височных областях обоих полушарий мозга, лимбическая система, включающая гиппокамп и сосцевидное тело, а также некоторые области коры, то упражнения для восстановления памяти должны носить комплексный характер с учётом обязательной синхронизации работы полушарий.

Какие существуют упражнения для развития памятиКомплексная тренировка мозга, направленная на улучшение памяти, в этом случае, проходит по трём направлениям:

  1. Регулярное проведение упражнений по активизации функций памяти и работы мозга.
  2. Овладение техниками для лёгкого запоминания.
  3. Биостимуляция нейронных систем, ответственных за результат.

В первом и третьем пунктах совершенствуется «инструмент», во втором – отрабатываются навыки управления «инструментом».

Упражнения, развивающие память

Исследователи Университета Виргинии утверждают, что перебои с памятью начинаются приблизительно в  27 лет, а в 37 память ухудшается уже существенно. Чтобы затормозить процесс, предлагается несколько разноплановых упражнений:

  1. Смена привычки.

    Проще всего эта задача решается сменой функций правой и левой рук. Так, если правша привык расчёсываться, писать, чистить зубы или открывать двери правой рукой, то надо «перепоручить» эти функции левой руке, и наоборот.

  2. Развитие органов чувств.

    Лучше всего запоминание происходит на пересечении трёх процессов:

    • многократного повторения,
    • ассоциативного мышления,
    • создания яркого впечатления.

    Чем больше органов чувств передают мозгу впечатление, тем оно полнее, многообразнее и ярче. Поэтому некоторые упражнения направлены на развитие способности смотреть, слушать, запоминать тактильные ощущения, запахи. Исследователи рекомендуют при запоминании «включать» все органы чувств. Так, умение видеть, например, тренируется упражнением, которое называется «Угадай следующую фразу». Человек, глядя на собеседника (или героя фильма), по взгляду, выражению лица и другим аналогичным признакам должен предсказать содержание следующей фразы.

    Органы чувств для улучшения памятиЗдесь приветствуются нестандартные приёмы, повышающие эмоциональную реакцию, связывающие действия. Например, для запоминания стихотворения или перечисления предметов можно отбивать ритм пальцами по столу. Нейробиолог Анируд Патель считает, что так включаются базальные ганглии, и процесс обучения проходит проще. Можно воспитывать эмоциональный ответ, подставляя во время тренировок лицо приятному согревающему солнцу.

  3. Больше правильного чтения.

    Желательно выбирать сложные тексты, с витиеватыми синтаксическими конструкциями (например, книги Н. Гоголя, В. Набокова, Г. Маркеса и др.). Приветствуются и новые способы чтения. Если под печатной строкой вести карандашом, как указкой, во время чтения текста, глаза привыкают к этому «ориентиру». Если движение указки постепенно ускорять, ускорится и темп осознанного чтения, что повлечёт за собой расширение возможности кратковременной памяти.

  4. Синхронизация работы полушарий.

    В одном из упражнений предлагается в быстром темпе маршировать на месте, одновременно касаясь поднятого левого колена правой рукой и наоборот. Руки при этом не опускаются вдоль тела, а поднимаются над головой. Темп нужно соблюдать высокий, чтобы рука успевала подняться над головой в тот момент, когда разгибается колено.

    Ещё одно упражнение – рисование кончиком носа воображаемых разноцветных восьмёрок. В этом упражнении представляется привязанная к носу кисть, которая обмакивается в краску разных цветов. Нередко предлагается выполнить и более сложное упражнение: одновременно двумя руками рисовать зеркально отражённые цифры или фигуры.

  5. Подробный рассказ.

    Для выполнения этого упражнения нужно написать документальный рассказ о летнем отдыхе или эпизоде во время учёбы. Повествование должно быть не столько длинным или сюжетным, сколько подробным. В рассказе нужно в деталях описывать обстановку помещения, траекторию перемещения «персонажей», их внешний вид, диалог героев с реально прозвучавшей лексикой и стилистическими особенностями.

    Альтернативой этому упражнению можно назвать ведение дневника, где будет всесторонне описано самое важное событие дня, или ведение сонника, в котором детально записываются сновидения.

Техники для лёгкого запоминания

Существуют методики улучшения памяти и внимания – техники запоминания, которые позволяют добиваться впечатляющих результатов путём изменения подхода к обработке информации.

  1. «Акроним» и примыкающая к ней техника «Акростих».

    Упрощают запоминание сложных цепочек и рядов путём соотнесения первых букв в более простой контрольной фразе с первыми буквами элементов запоминаемой последовательности. Например, иерархическая классификация в биологии может быть представлена в виде фразы «Царский терем кто откроет, сразу рыцарем вернётся», которая используется для запоминания следующей последовательности: «Царство. Тип. Класс. Отряд. Семейство. Род. Вид».

  2. «Мнемофраза».

    Содержательная фраза, в которой собраны слова, подчинённые определённому правилу. «Уж замуж невтерпёж» объединяет в себе наречия, которые пишутся без мягкого знака.

  3. «Мнемостих».

    МнемостихТехника, сходная с предыдущей, но в ней, благодаря ритмике и рифме, процесс запоминания проходит проще. Так начало числа пи (3,1415926) запоминается с помощью следующего четверостишья:

    «Нужно только постараться

    И запомнить всё, как есть:

    Три, четырнадцать, пятнадцать,

    Девяносто два и шесть».

  4. «Образ буквы».

    Техника сводится к визуализации очень яркого образа того или иного элемента (буквы, цифры). Например, в слове «ломоть» ударение приходится на последнюю «о», и чтобы это запомнить достаточно представить букву в виде горящего колеса.

  5. «История».

    Один из самых популярных методов длязапоминания большого количества несвязанных предметов, которые включаются в единую сюжетную историю с эмоциональной окраской. Особенности таковы, что благодаря эмоциональной окраске детали легче запечатлеваются в памяти. Таким же образом можно запоминать, например, несвязанные цвета, если каждый цвет ассоциативно «привязать» к персонажу истории. Например, если надо запомнить жёлтый, серый и фиолетовый цвета, то придумывается история, в которой серая мышь, спасаясь от жёлтого солнца, прячется в фиолетовом баклажане.

  6. «Цепочка».

    Техника схожа с предыдущей, однако здесь каждый новый поворот сюжета, добавляется к предыдущему: «серая мышь, держит в лапах жёлтый сыр, в котором видна фиолетовая плесень».

  7. «Локация».

    Для создания запоминаемого образа элементы представляются в помещении или на определённом маршруте. Например, чтобы запомнить список покупок можно представить их все на полках холодильника.

Существуют и другие, менее популярные техники, однако независимо от степени овладения практиками, их применение требует расширение возможностей нейронных сетей. А это напрямую зависит от состояния клеток головного мозга и их способности осуществлять химическое и электрическое взаимодействие. Для создания оптимальных условий мозговой деятельности применяют средства, стимулирующие процессы прохождения сигнала.

Лучшие средства для улучшения памяти на основе природных композиций

В первую очередь в числе активаторов памяти следует рассматривать комплексные природно-растительные средства типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые плавно и постепенно наращивают нейронный потенциал. Важно, что побочные эффекты, которые в той или иной мере характерны для синтетических ноотропов, здесь сведены к минимуму.

Особенность природных препаратов в том, что «мягкое» и естественное влияние их компонентов создаёт оптимальную и гармоничную питательную базу для нейронов. При этом воспроизводится комплекс кислот, витаминов, минералов из повседневного «меню» жителей тех регионов планеты, у которых рацион позволяет сохранять высокие показатели  мозговой активности до старости. Например:

  • Экстракт Гинкго Билоба. Он содержится в HeadBooster и Optimentis и способствует улучшению мозгового кровообращения.
  • Омега-3 полиненасышенные жирные кислоты.  Их нехватка компенсируется за счёт содержания морепродуктов и биоконцентратов зерновых культур. Например, в препарате HeadBooster за это «отвечают» печень акулы, семена тыквы, грецкие орехи и др. Для восстановления памяти у взрослых нужно пройти 30-дневный курс, принимая трижды в день по 5 г порошка (мерная ложка), растворённого в половине стакана тёплой воды.
  • Обязательные антиоксиданты. В разном виде они есть в каждом из перечисленных препаратов, где они необходимы для борьбы со свободными радикалами и защиты нейронов от старения и смерти.

Отзывы и обсуждения