Студенческая практика и стажировки в РЖД

«Российские железные дороги» – крупнейший в стране перевозчик грузов и пассажиров, практически монопольно владеющий рынком. В стране нет человека, хоть раз не воспользовавшегося услугами компании, и студента-транспортника, для которого практика или стажировка в РЖД оказалась бы напрасной тратой времени.

О компании

ОАО «Российские железные дороги» – государственный транспортный вертикально интегрированный холдинг с подразделениями по всей РФ и за рубежом. Компания – прямая наследница Министерства путей сообщения, ведущего свою историю еще с дореволюционных времен.

До 2011 года РЖД имела почти монопольное положение на рынке железнодорожных перевозок России, но после принятого на государственном уровне решения о либерализации условий работы сектора ряд активов компании был приватизирован и отошел в пользу частных структур. Сегодня компания транспортирует по России около 45% грузов и 26% пассажиров. В абсолютных цифрах в год РЖД перевозит более 1 миллиарда человек и 1,2 млрд тонн угля, нефти, металлургического сырья, коммерческих и других грузов. На балансе холдинга свыше 85 тысяч километров железнодорожных путей, почти 200 тысяч вагонов всех типов, маневровый и пассажирский подвижной состав.

Активы акционерного общества сгруппированы по направлениям деятельности:

  • 16 региональных железных дорог, охватывающих все субъекты федерации.
  • Административные структуры, управляющие пассажирскими перевозками, вокзалами, пригородным комплексом.
  • Центр фирменного транспортного обслуживания и дирекция по управлению терминально-складским комплексом.
  • Департаменты и дирекции, отвечающие за инфраструктурные объекты компании.
  • Зарубежные представительства в странах СНГ, Восточной и Западной Европы, Прибалтики, Азии, Ближнего Востока.

«Российские железные дороги» – один из крупнейших отечественных работодателей. В структурах компании трудятся более 750 тысяч человек. Средняя зарплата превышает 50 тысяч рублей.

Молодежная политика

Привлечению молодых специалистов в РЖД уделяют значительное внимание, немало усилий прилагается и для того, чтобы удержать тех, кто уже работает в холдинге. На период до 2020 года в компании утверждена официальная молодежная политика, в рамках которой проводятся мероприятия по адаптации новых сотрудников, конкурсы профессионального мастерства, оказывается поддержка в реализации совместных с коллегами из стран ЕАЭС проектов. Перспективные работники имеют возможность повышать квалификацию в корпоративном университете.

Приток молодых специалистов в компанию обеспечивают профильные колледжи, техникумы и вузы. РЖД тесно сотрудничает с девятью университетами путей сообщения и их филиалами:

  1. Дальневосточным государственным университетом;
  2. Иркутским ГУ;
  3. Московским госуниверситетом (МГУПС (МИИТ));
  4. Омским ОмГУПС;
  5. Петербургским ПГУПС;
  6. Ростовским ГУПС;
  7. Самарским ГУ путей сообщения;
  8. Сибирским СГУПС;
  9. Уральским государственным университетом путей сообщения.

С этим вузами у РЖД действуют целевые договоры на подготовку кадров для компании. В год набирают около 10 тысяч абитуриентов, которые после получения диплома обязуются прийти на работу в структуры холдинга.

Претендовать на направление в вуз от РЖД могут выпускники школ и железнодорожных среднетехнических учебных заведений, дети сотрудников холдинга, абитуриенты из удаленных населенных пунктов, где работают подразделения компании. Отбор кандидатов проводят кадровые службы региональных филиалов.

Своих лучших студентов компания поощряет:

  • именными стипендиями – присуждаются ежегодно;
  • грантами на разработку выпускных дипломных работ по тематике, актуальной для РЖД.

Практика в РЖД

Учебная, производственная и преддипломная практика в РЖД для обучающихся по целевым договорам обязательна, проходят ее исключительно в подразделении, давшем направление в вуз.

Студенты железнодорожных учебных заведений, не связанные договорными отношениями с компанией, могут попасть на практику в РЖД по согласованию с руководством конкретных филиалов и подразделений. Теоретически шансы есть у всех желающих, но учитывая, что численность целевиков составляет более 5 % от общей штатной, возможности создавать дополнительные рабочие места для сторонних практикантов ограничены. Так же обстоят дела и с учащимися непрофильных вузов – их компания готова принимать по остаточному принципу.

Ежегодное суммарное количество студентов РЖД, проходящих производственное обучение на базе компании составляет 40 тысяч человек. Помимо совершенствования профессиональных навыков, изучения основ работы с техникой, отраслевых правил и инструкций, целевики получают возможность подготовить качественные отчеты по практике, курсовые и дипломные проекты на основе реальных данных и производственных задач.

Примеры отчетов по практике в РЖД:

  1. Производственная по специальности «бухучет и аудит».
  2. Преддипломная (тема: «Система „Экспресс”»).

Стажировка в РЖД

Если на практику компания набирает студентов тысячами, то возможностей пройти стажировку в РЖД намного меньше. Отдельные подразделения периодически открывают индивидуальные вакансии для старшекурсников или недавних выпускников вузов. Например, структуры железнодорожного холдинга могут искать начинающих инженеров, специализирующихся на путевом хозяйстве. Требования к претендентам сводятся к наличию образования соответствующего профиля – остальному готовы учить на месте. Занятость частичная, оплата для инженерных позиций скромная – 15 тысяч. Срок найма – 3 месяца, по итогам которых студент может претендовать на место в штате.

Групповые стажировки в РЖД проводят только в административных подразделениях. Например, такой опыт есть у кадровой службы, департамента корпоративных финансов. Программа «Авторский курс» рассчитана на учащихся магистратуры, студентов выпускных курсов бакалавриата и специалитета направлений, связанных с HR, менеджментом, экономикой и финансами. Проект длится 10 месяцев, в течение которых участники проходят интенсивное теоретическое и практическое обучение. По итогам лучшие принимаются в штат. Занятия в основном назначаются на вечернее время и на выходные, что позволяет совмещать участие в стажировке в РЖД с учебой.

Департамент финансов в программу стажировки включил:

  • теоретический курс;
  • мастер-классы;
  • тренинги личного развития;
  • практическое обучение на реальных проектах.

Стажировка бесплатная. Успешность обучения оценивается на аттестации, лучшие получают работу в компании с зарплатой 45–60 тысяч рублей.

Как попасть

Отбор на стажировку в HR-службу включает всего в два этапа:

  • конкурс резюме-анкет;
  • собеседование с руководством департамента управления персоналом.

Стандартный опросник компании лаконичен. Помимо контактных данных, сведений об образовании и опыте работы, РЖД интересуют всего два вопроса:

  • карьерные планы;
  • мобильность при трудоустройстве.

Отдельное поле отведено для дополнительной информации о себе, стиль изложения которой соискатель выбирает сам.

Отбор на стажировку в департамент корпоративных финансов РЖД несколько сложнее. Претенденты также подают заявки и резюме, которые предварительно оценивают рекрутеры. Затем отобранные соискатели проходят тесты:

  • профессиональные – проверяют знание финансовых норм и правил;
  • по профилю деятельности РЖД;
  • тест Белбина – определяет способность работать в команде.

Пример теста.

Тест в РЖД

Еще одно испытание – ассесмент. Это деловая игра, в которой будущие стажеры должны продемонстрировать не только профессиональные навыки, но и умение взаимодействовать между собой, выполнять индивидуальные и групповые задачи, составлять презентации, решать бизнес-кейсы.

До последнего этапа отбора – интервью с руководителями подразделений департамента – доходят только 30 лучших. Ученические договоры подпишут 15 из них, чьи мотивационные письма и самопрезентации покажутся топ-менеджерам наиболее убедительными.

Отзывы

Комментарии о временной и постоянной работе в РЖД на интернет-ресурсах достаточно противоречивы. Многие участники тематических форумов отмечают высокие нагрузки на практикантов, низкий уровень доверия наставников и частое поручение непрофильных задач. Также минусом называют отсутствие оплаты за труд студентов, невысокие шансы на карьерный рост на ряде направлений и участков. При этом большинство признает, что для тех, кто планирует в будущем строить карьеру в сфере железнодорожных перевозок, стажировка или практика в РЖД поможет значительно повысить профессиональный уровень.

Комментаторы также отмечают, что как целевые договоры на обучение, так и контракты для наиболее успешных стажеров содержат пункт, в котором прописываются обязательства студента отработать несколько лет в компании. Если в первом случае требование вполне оправданно, то во втором оно может стать серьезным препятствием для реализации амбиций молодого специалиста.

В целом, возможно, «Российские железные дороги» и не образец передового современного бизнеса, но практика и стажировка в РЖД, безусловно, станет полезным опытом для студентов. Разветвленная путевая сеть, обширная производственная структура, миллионы клиентов – все это даст возможность молодым специалистам железнодорожных и не только профессий отточить навыки, поучаствовать в масштабных технических и коммерческих проектах, изучить изнутри особенности взаимодействия подразделений и участков в рамках крупных корпораций.

Автор статьи:

Читайте далее

Отзывы и обсуждения