«Российские железные дороги» – крупнейший в стране перевозчик грузов и пассажиров, практически монопольно владеющий рынком. В стране нет человека, хоть раз не воспользовавшегося услугами компании, и студента-транспортника, для которого практика или стажировка в РЖД оказалась бы напрасной тратой времени.
О компании
ОАО «Российские железные дороги» – государственный транспортный вертикально интегрированный холдинг с подразделениями по всей РФ и за рубежом. Компания – прямая наследница Министерства путей сообщения, ведущего свою историю еще с дореволюционных времен.
До 2011 года РЖД имела почти монопольное положение на рынке железнодорожных перевозок России, но после принятого на государственном уровне решения о либерализации условий работы сектора ряд активов компании был приватизирован и отошел в пользу частных структур. Сегодня компания транспортирует по России около 45% грузов и 26% пассажиров. В абсолютных цифрах в год РЖД перевозит более 1 миллиарда человек и 1,2 млрд тонн угля, нефти, металлургического сырья, коммерческих и других грузов. На балансе холдинга свыше 85 тысяч километров железнодорожных путей, почти 200 тысяч вагонов всех типов, маневровый и пассажирский подвижной состав.
Активы акционерного общества сгруппированы по направлениям деятельности:
- 16 региональных железных дорог, охватывающих все субъекты федерации.
- Административные структуры, управляющие пассажирскими перевозками, вокзалами, пригородным комплексом.
- Центр фирменного транспортного обслуживания и дирекция по управлению терминально-складским комплексом.
- Департаменты и дирекции, отвечающие за инфраструктурные объекты компании.
- Зарубежные представительства в странах СНГ, Восточной и Западной Европы, Прибалтики, Азии, Ближнего Востока.
«Российские железные дороги» – один из крупнейших отечественных работодателей. В структурах компании трудятся более 750 тысяч человек. Средняя зарплата превышает 50 тысяч рублей.
Молодежная политика
Привлечению молодых специалистов в РЖД уделяют значительное внимание, немало усилий прилагается и для того, чтобы удержать тех, кто уже работает в холдинге. На период до 2020 года в компании утверждена официальная молодежная политика, в рамках которой проводятся мероприятия по адаптации новых сотрудников, конкурсы профессионального мастерства, оказывается поддержка в реализации совместных с коллегами из стран ЕАЭС проектов. Перспективные работники имеют возможность повышать квалификацию в корпоративном университете.
Приток молодых специалистов в компанию обеспечивают профильные колледжи, техникумы и вузы. РЖД тесно сотрудничает с девятью университетами путей сообщения и их филиалами:
- Дальневосточным государственным университетом;
- Иркутским ГУ;
- Московским госуниверситетом (МГУПС (МИИТ));
- Омским ОмГУПС;
- Петербургским ПГУПС;
- Ростовским ГУПС;
- Самарским ГУ путей сообщения;
- Сибирским СГУПС;
- Уральским государственным университетом путей сообщения.
С этим вузами у РЖД действуют целевые договоры на подготовку кадров для компании. В год набирают около 10 тысяч абитуриентов, которые после получения диплома обязуются прийти на работу в структуры холдинга.
Претендовать на направление в вуз от РЖД могут выпускники школ и железнодорожных среднетехнических учебных заведений, дети сотрудников холдинга, абитуриенты из удаленных населенных пунктов, где работают подразделения компании. Отбор кандидатов проводят кадровые службы региональных филиалов.
Своих лучших студентов компания поощряет:
- именными стипендиями – присуждаются ежегодно;
- грантами на разработку выпускных дипломных работ по тематике, актуальной для РЖД.
Практика в РЖД
Учебная, производственная и преддипломная практика в РЖД для обучающихся по целевым договорам обязательна, проходят ее исключительно в подразделении, давшем направление в вуз.
Студенты железнодорожных учебных заведений, не связанные договорными отношениями с компанией, могут попасть на практику в РЖД по согласованию с руководством конкретных филиалов и подразделений. Теоретически шансы есть у всех желающих, но учитывая, что численность целевиков составляет более 5 % от общей штатной, возможности создавать дополнительные рабочие места для сторонних практикантов ограничены. Так же обстоят дела и с учащимися непрофильных вузов – их компания готова принимать по остаточному принципу.
Ежегодное суммарное количество студентов РЖД, проходящих производственное обучение на базе компании составляет 40 тысяч человек. Помимо совершенствования профессиональных навыков, изучения основ работы с техникой, отраслевых правил и инструкций, целевики получают возможность подготовить качественные отчеты по практике, курсовые и дипломные проекты на основе реальных данных и производственных задач.
Примеры отчетов по практике в РЖД:
Стажировка в РЖД
Если на практику компания набирает студентов тысячами, то возможностей пройти стажировку в РЖД намного меньше. Отдельные подразделения периодически открывают индивидуальные вакансии для старшекурсников или недавних выпускников вузов. Например, структуры железнодорожного холдинга могут искать начинающих инженеров, специализирующихся на путевом хозяйстве. Требования к претендентам сводятся к наличию образования соответствующего профиля – остальному готовы учить на месте. Занятость частичная, оплата для инженерных позиций скромная – 15 тысяч. Срок найма – 3 месяца, по итогам которых студент может претендовать на место в штате.
Групповые стажировки в РЖД проводят только в административных подразделениях. Например, такой опыт есть у кадровой службы, департамента корпоративных финансов. Программа «Авторский курс» рассчитана на учащихся магистратуры, студентов выпускных курсов бакалавриата и специалитета направлений, связанных с HR, менеджментом, экономикой и финансами. Проект длится 10 месяцев, в течение которых участники проходят интенсивное теоретическое и практическое обучение. По итогам лучшие принимаются в штат. Занятия в основном назначаются на вечернее время и на выходные, что позволяет совмещать участие в стажировке в РЖД с учебой.
Департамент финансов в программу стажировки включил:
- теоретический курс;
- мастер-классы;
- тренинги личного развития;
- практическое обучение на реальных проектах.
Стажировка бесплатная. Успешность обучения оценивается на аттестации, лучшие получают работу в компании с зарплатой 45–60 тысяч рублей.
Как попасть
Отбор на стажировку в HR-службу включает всего в два этапа:
- конкурс резюме-анкет;
- собеседование с руководством департамента управления персоналом.
Стандартный опросник компании лаконичен. Помимо контактных данных, сведений об образовании и опыте работы, РЖД интересуют всего два вопроса:
- карьерные планы;
- мобильность при трудоустройстве.
Отдельное поле отведено для дополнительной информации о себе, стиль изложения которой соискатель выбирает сам.
Отбор на стажировку в департамент корпоративных финансов РЖД несколько сложнее. Претенденты также подают заявки и резюме, которые предварительно оценивают рекрутеры. Затем отобранные соискатели проходят тесты:
- профессиональные – проверяют знание финансовых норм и правил;
- по профилю деятельности РЖД;
- тест Белбина – определяет способность работать в команде.
Пример теста.
Еще одно испытание – ассесмент. Это деловая игра, в которой будущие стажеры должны продемонстрировать не только профессиональные навыки, но и умение взаимодействовать между собой, выполнять индивидуальные и групповые задачи, составлять презентации, решать бизнес-кейсы.
До последнего этапа отбора – интервью с руководителями подразделений департамента – доходят только 30 лучших. Ученические договоры подпишут 15 из них, чьи мотивационные письма и самопрезентации покажутся топ-менеджерам наиболее убедительными.
Отзывы
Комментарии о временной и постоянной работе в РЖД на интернет-ресурсах достаточно противоречивы. Многие участники тематических форумов отмечают высокие нагрузки на практикантов, низкий уровень доверия наставников и частое поручение непрофильных задач. Также минусом называют отсутствие оплаты за труд студентов, невысокие шансы на карьерный рост на ряде направлений и участков. При этом большинство признает, что для тех, кто планирует в будущем строить карьеру в сфере железнодорожных перевозок, стажировка или практика в РЖД поможет значительно повысить профессиональный уровень.
Комментаторы также отмечают, что как целевые договоры на обучение, так и контракты для наиболее успешных стажеров содержат пункт, в котором прописываются обязательства студента отработать несколько лет в компании. Если в первом случае требование вполне оправданно, то во втором оно может стать серьезным препятствием для реализации амбиций молодого специалиста.
В целом, возможно, «Российские железные дороги» и не образец передового современного бизнеса, но практика и стажировка в РЖД, безусловно, станет полезным опытом для студентов. Разветвленная путевая сеть, обширная производственная структура, миллионы клиентов – все это даст возможность молодым специалистам железнодорожных и не только профессий отточить навыки, поучаствовать в масштабных технических и коммерческих проектах, изучить изнутри особенности взаимодействия подразделений и участков в рамках крупных корпораций.