Практика и стажировка в ПАО «Ростелеком» – государственном гиганте рынка цифровых услуг – даст студентам возможность участия в глобальных проектах по развитию телефонии, широкополосного доступа в Интернет, теле- и видеокоммуникаций, кибербезопасности. Монопольное положение оператора в ряде сфер предоставит шанс воплощать уникальные программы по цифровизации страны. Кроме того, опыт работы в динамично развивающейся отрасли станет достойной строчкой в резюме.
О компании
Контрольный пакет публичного акционерного общества «Ростелеком» остается в собственности государства – акциями владеют Росимущество и Внешэкономбанк. Будучи со времен СССР монополистом в области стационарной телефонной связи, оператор с 1993 года постоянно наращивал производственные мощности путем объединения и присоединения региональных сетей. С 2000 года ПАО расширяется в сфере телекоммуникаций, сотовой связи с соответствующим ростом ассортимента услуг. Сегодня гоструктура – лидер и монополист во многих государственных проектах. Среди основных направлений деятельности:
- широкополосный доступ (ШПД) в Интернет – более 13 миллионов клиентов;
- телевещание, в том числе «Интерактивное ТВ» – база превышает 10 миллионов пользователей;
- мобильная телефония – свыше 1 миллиона клиентов;
- стационарная связь – около 19 миллионов абонентов, обслуживает которых сеть рекордной длины – 500 тысяч километров;
- облачные услуги – виртуальный центр обработки данных и создание частных защищенных сетей;
- кибербезопасность и цифровые решения – программы для «умного дома», онлайн-образование, игры, видеонаблюдение и многого другое;
- городские таксофоны – 147 тысяч аппаратов по России.
В последние годы ПАО отходит от образа предприятия телефонной связи, доставшегося ему по наследству с советских времен. Компания провела ребрендинг, делает ставку на цифровое партнерство с индивидуальными потребителями услуг и бизнес-сегментом, и уже получает подтверждение правильного выбора стратегии – в 2017 году 47 % выручки предприятия пришлось на долю ШПД и платного ТВ. Чистая прибыль превысила 14 миллиардов рублей.
Являясь основным проводником госполитики по внедрению современных технологий, «Ростелеком» занимается важнейшими проектами цифровой экономики, глобализации и доступности связи и интернет-услуг. Среди ключевых долгосрочных проектов компании на федеральном и региональном уровнях:
- Обеспечение работы госорганов: видеонаблюдение на избирательных участках и пунктах сдачи ЕГЭ, программа «Электронная Россия», сервисы для здравоохранения, ЖКХ и науки.
- Индустриальный интернет – подключение к единой управляемой сети всех промышленных объектов.
- Создание пунктов коллективного доступа в Интернет в рамках госпроекта по устранению цифрового неравенства – в небольших поселениях (до 500 жителей) уже функционирует 20 тысяч таких точек.
- Прокладка подводных волоконно-оптических линий связи на Дальнем Востоке.
Кадровая политика
В подразделениях ПАО «Ростелеком» работает свыше 130 тысяч сотрудников, но компания требует постоянного притока и обновления кадров. Ежегодно на работу принимается несколько сотен выпускников вузов, и по внутренним оценкам в дальнейшем это количество будет лишь увеличиваться, так как в штате много технических специалистов предпенсионного возраста.
Активно задумываться над пополнением штата молодыми кадрами в «Ростелекоме» начали более 10 лет назад. В комментариях для СМИ руководители ПАО заявляли, что уровня знаний даже выпускников профильных направлений недостаточно для внедрения современных технологий. Выходом стало прямое сотрудничество с вузами и ссузами – создание базовых кафедр, которые являются центрами подготовки инженеров должной компетенции. Среди партнеров оператора – ведущие московские профильные высшие учебные заведения, а также Поволжский, Сибирский, Санкт-Петербургский государственные университеты телекоммуникаций и другие технические институты.
В рамках взаимодействия разработаны магистерские программы по 30 направлениям. Отбор проводится среди лучших студентов старших курсов профильных кафедр. Обычно претенденты участвуют в нескольких этапах конкурса – от тестирования и викторин до создания научного проекта.
Студенты изучают материальную часть в специализированных лабораториях и на стендах, посещают с экскурсиями предприятия, знакомятся с уникальной, наработанной десятилетиями научно-технической документацией. На облачном сервере компании размещена единая структура всего оборудования лабораторий. Таким образом, у студентов нескольких университетов есть доступ к каждой детали устройств.
Над научными проектами выпускники часто работают также сообща. Помимо развития межвузовского сотрудничества это позволяет студентам объединять идеи, реализовывать сложные проекты, а в качестве бонуса – получать сертификаты по разным профилям.
Практика в «Ростелеком»
Студенты профильных вузов и базовых кафедр проходят производственную и преддипломную практику непосредственно на объектах «Ростелекома». Учеба предполагает полное погружение в профессиональные обязанности, соответствующие направлению подготовки в вузе. Учащиеся выполняют технические задания, оттачивают навыки обращения с оборудованием, собирают сведения для отчетов по практике, курсовых и дипломных работ.
Оценивают практиканта персональный наставник и специалисты кадровой службы. От мнения руководителя зависит отметка за производственное обучение, менеджеры по персоналу решают, хочет ли компания видеть своим работником студента после того, как он защитит диплом. Для учащихся непрофильных специальностей прохождение практики в «Ростелекоме» также возможно по договоренности с местными филиалами.
Стажировки в «Ростелеком»
Главная стажировка компании – годовой курс подготовки «365°». Проводится в московском корпоративном центре по направлениям:
- менеджмент продуктов;
- управление проектами;
- поддержка бизнеса;
- аналитика;
- маркетинг.
Студентам предлагается полное погружение в работу крупнейшей цифровой компании страны. «Ростелеком» обещает, что лекции от лучших специалистов корпорации, интерактивные занятия, бизнес-игры, решение кейсов под руководством наставников помогут на порядок поднять профессиональный уровень. Главная цель обучения – создание и ведение собственного digital-проекта.
Также участники стажировки смогут углубиться в эксклюзивные проекты, разработанные «Ростелекомом» – такие как электронное правительство или биометрическая система. Общение с авторами крупнейших проектов по цифровизации России станет огромным опытом для любого начинающего специалиста.
Компания предлагает удобный гибкий график и полное взаимодействие с ментором. Из организационных минусов – работодатель не помогает решить вопрос с проживанием в столице, а уровень оплаты труда стажера зависит от направления и оговаривается уже с отобранными кандидатами и может оказаться недостаточным для переезда.
Для старшекурсников, не готовых год жить в столице, проводятся летние стажировки в региональных подразделениях. Длительность – два месяца. По результатам участникам предлагается вакансия или место в кадровом резерве.
Как попасть
Пройти стажировку в местных филиалах не слишком сложно – достаточно заранее подать заявку и справиться с собеседованием. Количество мест ограничено только возможностями конкретного подразделения принять студентов, и для тех, кто действительно нацелен на работу в «Ростелекоме» после стажировки, вакансия, скорее всего, найдется.
Программа стажировок «365°» предполагает куда более тщательный и длительный отбор, который начинается осенью. Для участия претенденту нужно подать заявку на официальном сайте «Ростелекома». Далее тех, чьи резюме прошли первичный отбор, ждет:
- Тестирование. Ссылку на него пришлет рекрутер на электронную почту, указанную при регистрации. Опросник составлен для проверки базовых знаний по профессии и уровня осведомленности о деятельности ПАО «Ростелеком».
- Телефонное интервью – на этом этапе проходит первичное знакомство с кандидатом и согласовываются организационные вопросы.
- Ассесмент – конвейерное «массовое» собеседование в формате игры или квеста, направленных на решение групповых и индивидуальных кейсов. Проверяются не только знания и навыки, но и умение работать в команде, стрессоустойчивость, лидерские качества.
- Личные собеседования с тренерами и менеджерами компании.
Кто может претендовать:
- студенты 3–5 курса бакалавриата, специалитета или магистратуры;
- выпускники вузов до 26 лет;
- самоучки, владеющие базовыми знаниями по цифровым технологиям.
Отзывы
Тональность отзывов о работе в ПАО «Ростелеком» колеблется в зависимости от возраста и должностного положения авторов комментариев. Так, начинающие сотрудники сетуют, что вопреки обещаниям стажировка так и не была оплачена, кроме того, множество отрицательных отзывов относится к HR-службе и проведению первичных собеседований.
Техники по обслуживанию сетей и консультанты, непосредственно контактирующие с абонентами, много пишут о неконкурентной зарплате на фоне постоянных переработок, о несоблюдении трудового законодательства, а также об отсутствии налаженной коммуникации с руководством. Инженерно-технические работники и менеджеры среднего и более высокого звена высказываются на сайтах-отзовиках, скорее, положительно. В качестве плюсов отмечают социальный пакет, белую зарплату, возможность самовыражения в разработке инновационных проектов и шансы продвижения по карьерной лестнице.
Для студентов профильных специальностей практика и стажировка в «Ростелеком» может стать не только стартом удачной карьеры, но и платформой для воплощения идей и проектов. Молодые инженеры получают шанс поучаствовать в рождении и становлении digital-будущего страны, а начинающие специалисты по работе с общественностью, маркетологи и управленцы – в развитии инновационного бренда с почти столетним бэкграундом.