ОАК – государственный концерн, объединяющий российских производителей военной и гражданской авиатехники, конструкторские бюро и сервисные предприятия. Управляющая компания создана для сохранения и развития отечественного самолетостроения, и молодые люди, решившие стать будущими Микоянами и Туполевыми, могут рассматривать практику и стажировку в ОАК как взвешенный шаг на пути к вершинам карьерной лестницы в авиапроме.
О компании
ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) – это гигант отечественного самолетостроения. В 2006 году указом президента России компании были подчинены авиационные заводы, конструкторские бюро, ремонтные и вспомогательные предприятия. Холдинг имеет стратегическое значение для РФ. Его задачи – сохранение научного и производственного потенциала отрасли, обеспечение потребностей армии и гражданских перевозчиков, расширение доли российской техники на мировом авиарынке.
Структуры корпорации выполняют полный цикл работ – от проектирования и серийного производства до сопровождения эксплуатации, текущего обслуживания, ремонта и утилизации. Всего в ОАК входят около 30 компаний, самые известные из них не только в России, но и за рубежом:
- Корпорация «МиГ»;
- SuperJet International;
- ПАО «Туполев»;
- Компания «Сухой» и «Гражданские самолёты Сухого»;
- ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина»;
- ООО «ОАК – Антонов»;
- Mutilrole Transport Aircraft Limited и другие.
Корпорация также управляет 15 авиаремонтными заводами и предприятиями по производству и обслуживанию средств обеспечения, радиотехнического и другого оборудования. Научный блок ОАК представлен:
- Летно-исследовательским институтом им. М. М. Громова;
- Опытно-конструкторским бюро им. А. С. Яковлева;
- Научно-производственной корпорацией «Иркут»;
- Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом им. Г. М. Бериева.
Как нетрудно догадаться по названиям активов, ОАК выпускает все известные марки российских военных, гражданских, транспортных самолетов – от давно зарекомендовавших себя серий Ил, ТУ и МиГ до самых современных SSJ, МС-21.
Пока в структуре производства превалирует военная техника, выпускаемая как для нужд российских ВКС, так и на экспорт. Но в ближайшие планы ОАК входит повышение доли гражданского самолетостроения. В целом, согласно утвержденной стратегии развития до 2025 года концерн должен повысить рентабельность с 4 до 10 %, нарастить выручку с 450 до 900 миллиардов рублей.
Персонал и его привлечение
Всего в структурах ОАК задействовано более 90 тысяч человек. Общая корпоративная кадровая политика определяет стратегические задачи:
- развитие системы корпоративного обучения;
- взаимодействие с профильными вузами;
- обеспечение возможностей карьерного роста внутри корпорации;
- сохранение трудовых ресурсов путем мотивации персонала и создания и поддержания достойных условий труда;
- укрепление корпоративной культуры, выработка лояльности к предприятиям группы.
Их реализация проводится как на корпоративном уровне, так и в рамках работы отдельных предприятий концерна. Всего ОАК сотрудничает с 78 высшими и 34 среднетехническими учебными заведениями. Основные инженерные направления подготовки и специальности, востребованные подразделениями ОАК:
- Все отрасли авиационного и космического машиностроения (самолето-, ракето- и вертолетостроение, испытание и управления летательными аппаратами, динамика полета и гидроаэродинамика, конструирование, эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов и другие).
- Металлургические специальности, связанные с литейным и сварочным производством, с обработкой сплавов давлением, термически.
- Приборостроение в части оптико-электронных и измерительно-вычислительных комплексов, систем жизнеобеспечения, приборов ориентации, стабилизации и навигации, технологии радиоэлектронных и электронно-вычислительных средств, промышленной электроники.
- Энергетика и электроснабжение.
- Информационные системы и технологии, вычислительные машины и программное обеспечение, математическое моделирование, робототехника.
Среди гуманитариев в ОАК востребованы специалисты по управлению качеством, инновациями, экономикой предприятий.
Корпорация и ее подразделения ведут активную профориентационную деятельность среди старшеклассников и выпускников школ. Например, под патронатом компаний «Сухой», ПАО «Туполев» и «Иркут» проходят школьные олимпиады, победителям которых предлагается дальнейшее обучение в вузах по целевым программам.
ОАК – постоянный партнер межвузовских и школьных соревнований в области математики и физики, международной недели аэрокосмических технологий Aerospace Science Week, фестиваля «МАЙский взлет» и других научно-практических молодежных площадок.
Базовые кафедры
ПАО «ОАК» и входящие в него предприятия постоянно расширяют количество базовых кафедр в вузах, что позволяет адаптировать программы подготовки к нуждам корпорации, взаимодействовать с молодежью еще на этапе обучения и получать после выпуска специалистов должной квалификации.
Собственные образовательные программы разных уровней ОАК реализует на кафедрах:
- Московского авиационного института (МАИ);
- Ульяновского госуниверситета;
- Московского физико-технического института (МФТИ);
- Нижегородского ГТУ им. Р. Е. Алексеева;
- Воронежского государственного технического университета.
В 2018 году в МФТИ открылась еще одна кафедра ОАК, которая будет готовить специалистов в области системного инжиниринга в авиастроении.
Кроме того, отдельные программы целевой подготовки кадров реализуют структурные подразделения ОАК. Например, ПАО «Туполев» отбирает перспективных абитуриентов для обучения в МГТУ им. Баумана, МАИ, РТУ (МИРЭА), МЭИ. Студенты заключают договор с компанией и во время учебы получают материальную поддержку, возможность проходить практику и использовать научно-технические и производственные данные предприятия для курсовых и дипломных проектов. С 3 курса целевики могут совмещать учебу с работой в «Туполев», а по окончании вуза их ждет трудоустройство в уже хорошо изученных подразделениях. Подобные программы реализуются и другими структурами ОАК, например, компаниями «Сухой», «МиГ», ПАО «Ил» и др.
Практика в ОАК
Структуры ОАК благодаря налаженным отношениям со всеми отраслевыми вузами являются базой для практического обучения большинства будущих специалистов авиационной отрасли в России. Студенты, участвующие в целевых программах, регулярно проходят стажировки в ОАК как на предприятии, с которым заключен договор, так и в других активах группы.
В корпорации действует система межрегионального обмена практикантами, позволяющая расширить кругозор будущих специалистов и штатных сотрудников. Ротация производится между заводами и подразделениями, расположенными в Московской, Новосибирской, Воронежской, Иркутской, Нижегородской, Ульяновской областях и Республике Татарстан.
Кроме того, практику на авиазаводах и в других подразделениях компаний ОАК проходят студенты непрофильных профессий, например, финансисты, экономисты, юристы, менеджеры по персоналу. Отдельной подготовкой офисных сотрудников корпорация не занимается, но специалисты этих областей востребованы на любом предприятии, и организация их производственного обучения согласовывается с региональными вузами на местах. Как и будущие инженеры, они получают реальный материал для подготовки отчетов по практике и научных работ.
Стажировки для студентов
На уровне корпорации периодически организовываются групповые стажировки для студентов 3–4 курсов профильных вузов. Например, вместе с Росмолодежью ОАК проводила массовое практическое обучение на реальных рабочих местах на НАПО им. В. П. Чкалова, Иркутском авиационном заводе, Казанском АПО им. С. П. Горбунова, в ОКБ «Сухого» и других активах. За стажерами закреплялись наставники, студенты получили возможность:
- детально познакомиться со всеми этапами производства;
- изучить требования контроля качества и нормативную документацию;
- попрактиковаться в выполнении реальных задач на различных участках.
Также для стажеров проводились лекции и мастер-классы ведущих сотрудников предприятий, практические занятия на современном оборудовании по проектированию и изготовлению деталей самолетов.
Кроме того, при возникновении потребности в молодых специалистах отдельные программы стажировок проводят структуры, входящие в ОАК. Например, компании «Сухой» могут потребоваться студенты МАИ, МАТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ им. М. В. Ломоносова, обучающиеся на 4 курсе и выше. Стажировка потребует занятости 40–80 часов в месяц, благодаря чему можно совмещать ее с учебой. График согласовывается с непосредственным руководителем, оплата начисляется по фактически отработанному времени.
Компания «Ил» при поиске кандидатов на периодически открывающиеся вакансии не ограничивается московскими учебными заведениями и готова рассмотреть претендентов на стажировку из любого авиационного вуза. Длительность практического обучения – 1 год. График также гибкий, оплата на уровне 25 тысяч рублей. В качестве бонусов предлагаются: компенсация жилья иногородним, возможность пользоваться корпоративными столовой, спортзалом, поликлиникой. Лучшие стажеры получат приглашение в штат ОАК.
Как попасть
Тестирования и прочие распространенные в коммерчески корпорациях способы удаленного оценивания кандидатов авиаторы не применяют. Отбор на практики и стажировки в ОАК, которые организуются по программам сотрудничества с вузами, проводят непосредственно учебные заведения.
Для участия в отдельных проектах подразделений ОАК следует откликнуться на соответствующую вакансию. Объявления публикуются на известных ресурсах трудоустройства, сайтах компаний, распространяются по вузам. Кадровые службы оценивают поступившие резюме и приглашают на собеседование наиболее подготовленных кандидатов. Окончательное решение принимается руководством предприятия и будущим непосредственным начальством стажера. Обязательные требования:
- быть гражданином России;
- учиться на последних курсах и иметь соответствующие профессиональные навыки;
- иметь допуск к секретным сведениям (справка по форме 3) – для стажировки в компаниях, связанных с ВПК.
Отзывы
В комментариях для СМИ и на корпоративных ресурсах отзывы студентов, прошедших практику в ОАК исключительно положительные. Учащиеся получают доступ к реальному авиационному производству, приобретают уникальные профессиональные навыки, знакомятся с полным технологическим циклом и передовыми решениями современного самолетостроения. Кроме того, будущим авиаинженерам компания предоставляет ряд возможностей обеспечить себе первое рабочее место еще во время учебы.
Что касается комментариев действующих и бывших сотрудников, то они не столь единогласны. Значительная часть офисного персонала отмечает бюрократизм во всех бизнес-процессах корпорации, текучку кадров, не всегда рыночный уровень оплаты труда при высокой загруженности. Многие считают действия HR при приеме в компанию непрофессиональными, а возможности для карьерного роста ограниченными. К достоинствам ОАК относят объемный социальный пакет, своевременную белую зарплату, значимый статус корпорации, что автоматически повышает оценку опыта работы тут при последующем трудоустройстве.
В целом, ОАК – это ключевая компания всего авиастроительного комплекса России, нуждающаяся в первую очередь в профильных кадрах для производственных активов. Для учащихся неавиационных профессий опыт сотрудничества с компанией будет полезным, но аналогичные навыки юрист, экономист или менеджер может получить и в других отраслях.
А для студентов профильных вузов подразделения корпорации – потенциальные и приоритетные работодатели. Практика и стажировка в ОАК на заводах, в конструкторских бюро «Ил», «Туполев», «Сухих» и других производственных структурах станет по-настоящему уникальным опытом, погружением в высокотехнологичные процессы, реальные задачи, стоящие перед современной наукой. Безусловно, талантливые инженеры востребованы во множестве отраслей, но для тех, кто не планирует после диплома отказываться от авиационного профиля, практика или стажировка в подразделениях ОАК – первый шаг к карьерному росту и реализации амбиций.