Сегодня машины «КамАЗ» стали синонимом понятия «грузовой автомобиль» в самых удаленных уголках земного шара. Сам Камский комплекс заводов за полвека, прошедшие с момента запуска первой линии сборки, превратился в высокотехнологичное предприятие мирового уровня, что подтверждается бессменным лидерством в гонках Париж – Дакар команды «КамАЗ-мастер». Практика и стажировка в компании для студентов станут возможностью повысить профессиональные навыки, поработать с передовыми инженерными решениями в сфере грузового автомобилестроения, получить опыт и, возможно, приглашение в производственную команду.
О компании
Современное ПАО «КамАЗ» – это группа компаний, обеспечивающих полный цикл изготовления грузовых автомобилей: от разработки и внедрения в серию до реализации и сервисного обслуживания. Холдинг объединяет более ста предприятий в России и за рубежом. Помимо производственных и сборочных площадок в структуру входят:
- литейный и кузнечный заводы;
- прессово-рамное производство;
- завод по производству двигателей;
- вспомогательные и сервисные активы.
История компании ведется с 1969 года, когда было начато строительство Камского комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей. Первый грузовик сошел с конвейера в 1976 году. За почти 50 лет завод выпустил более 2 миллионов машин, ввел в эксплуатацию десятки моделей и модификаций.
Сегодня ассортимент включает 60 разновидностей техники в более чем 1 500 вариантов комплектации. Предприятия группы выпускают автомобили и грузовые поезда полной массой от 14 до 120 тонн, поставляют автобусы, запчасти, прицепы, отдельные узлы и силовые агрегаты.
По статистике ГИБДД, почти половина грузовиков, приобретаемых в России, выпускается «КамАЗом». Годовой объем производства составляет около 40 тысяч единиц. Кроме того, техника экспортируется страны СНГ, Европы, Азии, Африки и Ближнего Востока. Для ряда внешних рынков сборка осуществляется на предприятиях Казахстана, Литвы, Азербайджана, Индии.
Годовая выручка группы превышает 150 млрд рублей, в развитие производства и разработку новых моделей вкладывается более 15 млрд рублей. Крупнейший акционер, владеющий почти половиной ценных бумаг «КамАЗа» – государство в лице корпорации «Ростех». 23 % принадлежит ООО «Автоинвест», третий совладелец с пакетом 15 % акций – немецкий автоконцерн Daimler.
Управление кадровым потенциалом
Численность персонала группы – 36 000 человек, основная масса которых задействована непосредственно на производстве. Кадровая политика компании ориентирована в первую очередь на пополнение и развитие инженерно-технического потенциала «КамАЗа». С 2008 года действует корпоративный университет – собственный центр подготовки и переподготовки сотрудников, который параллельно координирует взаимодействие с образовательными учреждениями. Традиционные базовые учебные заведения для компании:
- Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА);
- Казанский государственный технический университет (КАИ);
- Набережночелнинский политехнический колледж.
Совместно с педагогическими коллективами этих вузов специалисты «КамАЗа» осовременивают образовательные программы и адаптируют их к потребностям реального производства. Для студентов под руководством сотрудников компании проводятся лекции, мастер-классы, лабораторные и практические занятия.
С первых курсов студенты не просто проходят ознакомительную практику на «КамАЗ», но и получают рабочие специальности и возможность совмещать учебу с началом трудовой деятельности. По мере роста квалификации повышается степень вовлеченности молодого специалиста в производственные процессы. С 4 курса студенты работают в инженерных службах на позициях ИТР, в цехах и на участках. Постоянное взаимодействие в рамках отдельных проектов, лабораторных, рабочих групп с соучениками и штатными сотрудниками помогает адаптации будущих молодых специалистов в заводских коллективах.
КамАЗ на постоянной основе сотрудничает с несколькими вузами:
- Набережночелнинским филиалом Казанского НИТУ имени А. Н. Туполева (КАИ), в котором функционирует базовая кафедра «КамАЗа» «Бережливое производство».
- Транспортным факультетом Оренбургского госуниверситета. Не только студенты, но и молодые преподаватели вуза стажируются в автоцентрах компании в Оренбурге и Бузулуке.
- Удмуртским госуниверситетом и Набережночелнинским институтом К(П) ФУ, для студентов которых «КамАЗ» проводит учебную и производственную практику.
- Южно-Уральским государственным университетом, студенты и преподаватели которого участвуют в инновационных разработках для компании.
В год подразделения «КамАЗа» обучают до полутора тысяч студентов как базовых вузов, так и других учебных заведений, например Казанского аграрного, Башкирского государственного и Московского политехнического университетов.
Во избежание недоразумений отметим, что официальный сайт компании не разделяет практику как этап учебного процесса в вузе или ссузе и как стажировку, которую студент проходит по собственному выбору и желанию для получения навыков и опыта. Но для удобства читателей мы их все же разделим, так как условия попадания на практику и на стажировку предлагаются несколько разные.
Производственная практика на «КамАЗе»
Распределением на производственную и преддипломную практику на «КамАЗ» занимаются вузы, имеющие партнерские соглашения с активами группы. График организовывается согласно учебному плану, студент получает положенные на определенном этапе навыки, допуск к работе, задачи соответствующей уровню подготовки сложности.
Помимо написания отчета по практике и сбора материалов для последующих курсовых и дипломных проектов студенты имеют возможность познакомиться с работниками и руководством подразделений, составить мнение о корпоративной культуре и условиях труда, оценить привлекательность компании как потенциального работодателя.
Стажировка на «КамАЗе»
Получить опыт работы в ведущей автомобильной компании России может практически любой желающий студент, если профиль его образования соответствует направлению деятельности отделов, цехов и подразделений группы «КамАЗ». И, конечно же, еще одно условие – наличие подходящего места для временного устройства практиканта в компании.
Чтобы самостоятельно попасть на стажировку в «КамАЗ», необходимо заполнить анкету-заявку на официальном сайте. Компанию интересуют:
- личные данные и контакты для связи;
- вуз, направление образования, уровень подготовки;
- успеваемость;
- тематика научных работ;
- опыт предыдущих практик, стажировок;
- наличие профессиональных навыков, в том числе по рабочим специальностям;
- желание соискателя в будущем работать на «КамАЗе».
В онлайн-заявке можно указать удобные даты производственного обучения и его вид – ознакомительная, учебная, преддипломная практика. В последнюю графу можно вписать свой вариант, что удобно для тех, кто обязательный отчет уже сдал, и нуждается исключительно в опыте и шансе получить приглашение на работу.
Кроме инженерных и автотранспортных специальностей направлениями такой стажировки могут быть:
- экономика, бухгалтерия, финансы, продажи;
- маркетинг и PR;
- логистика;
- IT-технологии;
- менеджмент, управление персоналом и другие.
Анкеты обрабатываются кадровой службой, после чего с претендентами дополнительно обсуждаются даты и условия прохождения стажировки. Чтобы оформить практику на «КамАЗе» потребуется официальное направление на бланке вуза.
Отзывы
Впечатления большинства практикантов от «КамАЗа» положительные. Будущие инженеры погружаются в производство, знакомятся с рабочими специальностями и высокотехнологичными процессами. Стажировка предполагает обучение, экскурсии по цехам и подразделениям, возможность получить реальные навыки работы на разных участках – на конвейере, сборке двигателей и КПП, штамповочном производстве, в механосборочном цехе и т. д.
Также многие отмечают организационную заботу принимающей стороны – завод помогает решить вопрос с жильем, обеспечивает трансфер до места стажировки. В столовой невысокие цены. Кроме того, практика оплачивается, хотя и в меньшем размере, чем работа штатного сотрудника на той же позиции.
Отдельный блок положительных отзывов о практике на «КамАЗе» посвящен знакомству с заводской гоночной командой. По мнению всех, кто попал на экскурсию к многократным чемпионам «Дакара», посетить Набережные Челны стоит только ради этого.
Опытные сотрудники на профильных ресурсах-отзовиках менее оптимистичны в отношении работодателя. Несмотря на солидную долю на российском рынке и обширную географию продаж, отзывы о «КамАЗе» в большинстве своем негативные. Практически все комментаторы отмечают низкий уровень зарплат, неоплачиваемые переработки, оставляющие желать лучшего условия на местах, нередкие случаи пренебрежения нормами правил безопасности и трудового законодательства.
Из положительных сторон работы на «КамАЗе» даже негативно настроенные комментаторы отмечают официальное оформление, доброжелательные отношения в производственных коллективах, сохранившуюся на заводах преемственность поколений, что позволяет молодым сотрудникам учиться у ведущих профессионалов отрасли.
Для студентов практика на «КамАЗ» – это в первую очередь возможность усовершенствовать навыки и применить полученные в вузе знания в решении настоящих инженерных задач. Опыт работы на ведущем отечественном автомобильном предприятии станет серьезным стимулом к профессиональному росту и достойной строкой в резюме молодого специалиста.