Авиация и «Аэрофлот» практически слова синонимы для большинства жителей постсоветского пространства. Компания – наследница вековой истории становления гражданского воздушного флота в России и с успехом продолжает развиваться в XXI веке, а бренд узнаваем даже теми, кто в жизни не отрывался от земли. Для студентов, выбравших авиационную профессию, начало карьеры в крупнейшем национальном авиаперевозчике – билет в небо в прямом смысле слова. Для будущих специалистов в сфере организации перевозок и в областях, смежных с «воздушной логистикой», практика в «Аэрофлот» – это возможность поработать в крупной компании и расширить профессиональные горизонты.
О компании
ПАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» – отраслевой гигант, на долю которого приходится половина авиаперевозок страны. Контрольный пакет акций принадлежит государству: доля Федерального агентства по управлению госимуществом – 51,2 %, у ГП «Ростех» еще 3,5 %. Остальные 45 % свободно торгуются на биржах ценных бумаг.
Структурно акционерное общество – это группа авиационных и вспомогательных компаний, включающая:
- Авиакомпанию «Аэрофлот» – флагманское подразделение, базирующееся в аэропорту Шереметьево. Обслуживает как международные, так и внутрироссийские направления.
- Лоукостер «Победа» – специализируется на бюджетных перелетах по стране.
- Региональных перевозчиков Rossiya и Aurora – выполняют рейсы по России из аэропортов Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Южно-Сахалинска, Владивостока, Хабаровска.
- Авиационную школу «Аэрофлота» – собственную базу подготовки и переподготовки кадров.
- Подразделение технического обслуживания самолетов «А-Техникс».
- Сервисные предприятия «Аэромар» и «Шеротель» – отвечают за питание и порядок на борту, удобство пассажиров в залах повышенной комфортности и гостинице «Новотель» в аэропорту Шереметьево.
- «Аэрофлот-Финанс» – специализируется на оптимизации коммерческой деятельности и управления.
Воздушный флот группы считается одним из наиболее молодых в мире и регулярно пополняется новейшей российской техникой. В 2011–2018 годах компания закупила 50 самолетов Sukhoi Superjet 100 и планирует получить еще 100 машин до 2026 года. Также с 2020 года «Аэрофлот» начнет эксплуатацию магистральных судов нового поколения МС-21-300. Кроме того, в распоряжении перевозчика – самолеты Airbus серий A330, А321 и А320, и Boeing 737 и 777.
По оценкам экспертов Air Transport World и Flight Airline Business, группа входит в топ-20 мировых авиаперевозчиков. В год самолетами «Аэрофлота» летают более 50 миллионов пассажиров. Регулярные рейсы доставляют путешественников в 55 стран мира. Общая численность персонала компании – 23 тысячи человек.
Подготовка кадров
«Аэрофлот» сотрудничает со всеми вузами России, готовящими кадры для гражданской авиации. В рамках программ целевой подготовки летного состава перевозчик обучает курсантов в трех профильных вузах страны:
- Санкт-Петербургском госуниверситете гражданской авиации;
- Ульяновском институте гражданской авиации имени маршала Бугаева;
- Московском ГТУ гражданской авиации.
Договоры о сотрудничестве компания заключила и с Краснокутским, Бугурусланским и Сасовским летными училищами, Егорьевским и Кирсановским авиационными колледжами. Программы подготовки ориентированы на типы судов, использующиеся «Аэрофлотом». Курсанты-отличники гарантированно получают приглашение на работу в подразделения группы.
Кроме того, положительно зарекомендовать себя, получить материальную поддержку от компании на период обучения и шанс на трудоустройство после окончания учебы студенты летных вузов могут в рамках проекта «Именная стипендия». Ежегодно по представлению учебных заведений отбираются 50 лучших учащихся, которым компания выплачивает 10 тысяч рублей в месяц и приглашает на работу после выпуска.
Помимо подготовки летного состава группа работает над привлечением перспективной молодежи неавиационных специальностей. В частности, по IT-направлению «Аэрофлот» сотрудничает с университетом «Иннополис».
Компания стала инициатором ежегодной научно-практической конференции, посвященной цифровизации бизнес-процессов, внедрению технологий Big Data и другим инновационным инструментам. Кроме специалистов авиаперевозчика, преподавателей и студентов «Иннополиса» в дискуссиях участвую представители ведущих IT-корпораций – IBM, Microsoft, SAP и других.
В 2018 году «Аэрофлот» начал тесно взаимодействовать с Московским юридическим университетом имени О. Е. Кутафина. В МГЮА открыты программы дополнительного образования для персонала компании, а студенты-юристы получили возможность проходить практику в подразделениях «Аэрофлота». Стороны также договорились о реализации совместных научно-исследовательских проектов, в частности, по обмену и накоплению статистики правоприменения в сфере авиаперевозок.
Практика в «Аэрофлот»
Кадровая политика «Аэрофлота» не предполагает такого формата привлечения студентов, как групповые или индивидуальные стажировки. Причина – летный и инженерный персонал для гражданской авиации целенаправленно готовится вузами-партнерами, с которыми у перевозчика прямые договоры о сотрудничестве. А работников административных, коммерческих и других служб компания предпочитает отбирать среди уже дипломированных специалистов.
Студентам нелетных профессий «Аэрофлот» также предоставляет возможность пройти производственную практику. Но воспользоваться шансом могут только те, кто обучается в вузах-партнерах и в государственных учебных заведениях, имеющих соответствующие договоренности с компанией: например, учащиеся Госуниверситета управления, Института менеджмента Московского педагогического университета и других.
Студенты работают с документацией, получают навыки решения бизнес-задач, привлекаются к реализации проектов компании. Собранные сведения помогут подготовить качественный отчет по практике, а в дальнейшем провести актуальные научные исследования. Кроме того, пусть и очень небольшой, но опыт работы в крупной корпорации поможет молодому специалисту определиться с собственными карьерными планами и пожеланиями к будущему месту трудоустройства.
Как попасть
Студенту без направления из вуза, без диплома и опыта попасть в «Аэрофлот» можно всего на несколько позиций – по набору в бортпроводники и на периодически появляющиеся вакансии агентов по организации обслуживания пассажирских авиаперевозок и похожие должности нижнего звена. Такая работа, конечно, позволит побывать в других городах, а если повезет, и странах, набраться жизненного опыта и, что немаловажно, обеспечить себе стабильную зарплату и соцпакет, но никак не повысит профессиональную ценность молодого специалиста.
Тем, кто рассчитывает построить карьеру в «Аэрофлоте» по итогам учебной практики, следует учесть принятые в компании этапы отбора персонала. Уровень профессиональной подготовки проверяется на интервью. Если на должности требуется владение английским языком, то знания оцениваются на собеседовании или с помощью специальных тестов – обычно это компьютерный вариант TOEFL, который состоит из трех частей: заданий на чтение, аудирование и грамматику (вопросы с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных).
Претендентов на вакансии в коммерческих подразделениях могут попросить решить бизнес-кейсы для проверки умения быстро принимать профессиональные решения, работать в стрессовой обстановке. Сотрудники, чья работа будет связана с общением с клиентами, также проходят психологическое тестирование. Кроме того, в авиационной отрасли высокие требования к состоянию здоровья работников, и они распространяются не только на пилотов и бортпроводников.
Отзывы
Если со стороны пассажиров отзывы об «Аэрофлоте» в основном критические, то в качестве работодателя у компании в целом неплохая репутация. Бывшие и нынешние сотрудники отмечают стабильную оплату труда и конкурентный уровень зарплат, социальный пакет, официальное оформление. В коллективах зачастую дружелюбная атмосфера, лояльное отношение к новичкам, в том числе к студентам-практикантам. Из минусов многие комментаторы называют бюрократизм, высокий уровень нагрузок, скромные возможности для карьерного роста.
В целом, «Аэрофлот» – компания мирового уровня, и практика в одном из ее подразделений станет хорошим опытом для старшекурсников. Учитывая долю группы на отечественном рынке воздушного транспорта, можно с уверенность сказать, что для студентов-авиаторов «Российские авиалинии» – наиболее вероятный работодатель, поэтому отношения с ним стоит начать строить еще в период обучения. Для будущих специалистов других направлений практика в сфере авиаперевозок может стать изюминкой резюме, способом расширить профессиональный кругозор, поводом пересмотреть карьерные планы и амбиции.