Воркшопы как способ взаимного обучения

Воркшоп (от английского слова workshop – «мастерская», «цех») – актуальный формат занятий для современной молодежи и не только для нее. В отличие от не менее модных тренингов, семинаров и мастер-классов, воркшоп не ставит в центр фигуру ведущего или преподавателя. Здесь все равны и все учат друг друга. Это значит, что при соблюдении некоторых условий любой желающий может организовать воркшоп вместе со своими друзьями и освоить новые знания, в том числе по школьным предметам.

Не скучайте

Группа людей обсуждает план занятий.Привычный нам урок – классическая форма организации обучения. Но многие считают, что, несмотря на свою распространенность, он не соответствует требованиям времени.

Формат урока подразумевает, что люди собрались вместе и под руководством преподавателя изучают общий для всех материал одним и тем же методом.

Одним и тем же! Причем метод определяет учитель. И в самом деле: нужно было бы обладать нешуточным педагогическим мастерством, чтобы работать с несколькими группами в классе разными способами одновременно. Только вдумайтесь: последовательность изучаемых тем программы для всех школьников абсолютно одинакова, а учебные предметы, как правило, мало связаны друг с другом, и все это длится годами… Однообразие ведет к скуке, и к 11-му классу все уже по горло сыты надоевшими уроками. Самое время попробовать что-нибудь новенькое. Занятия на курсах или с репетитором, несомненно, полезны. Однако обилие заданий, их сопровождающее, настолько озадачивает, что для радости места не остается. Разве что мелькнет на фоне общей усталости мысль: «Ну вот, теперь я езжу заниматься дополнительно, галочка поставлена.» И вперед на «каторгу».

Воркшоп – нечто совершенно иное. Во время него люди делятся друг с другом знаниями о методах, которые им помогают, и у них возникает праздничное настроение, как у первоклассника, не успевшего еще устать от бесконечной цепи уроков. Мы же учимся для того, чтобы быть счастливыми, правда?

Мировая практика

Если в России воркшопы проводятся в основном для взрослых, то за ее пределами их устраивают в том числе для старшеклассников, которым нет и восемнадцати. Темой занятия за рубежом может стать что угодно: архитектура и урбанизация (исследование роста городов), изменение климата, экономика и инженерное дело. Риторика, столь нужная тем, кто учится и представляет свои проекты обществу и рынку. Литературное творчество, музыка и мода – куда без них? Спортивная медицина, кинопроизводство, социология… И так далее. Подчас ребята знакомятся с профессиями, о которых прежде даже не слышали, ведь мир постоянно меняется. В результате дети получают гораздо больше, чем на привычных уроках, а в будущем им уже легче выбрать профессию и понять, что делать дальше.

Тема воркшопа может быть и вполне заурядной: например, самая обычная школьная математика. Иногда занятия посвящаются работе над собой – скажем, развитию внимания, сосредоточенности, эмоционального интеллекта, воспитанию самостоятельности. Порой же юные энтузиасты вместе трудятся над общим проектом. Конечно, без знания обычных учебных предметов успешная профориентация невозможна. Но навыки сотрудничества, которые ребята развивают на воркшопах, помогают им быстрее найти себя.

Благодаря таким занятиям иностранные школьники понимают, что учиться можно не только по-разному, но и с удовольствием. К окончанию школы они уже знают, куда поступать, так как ясно видят свое будущее в соответствующей отрасли. Если постараться, можно организовать даже такой воркшоп, после которого подростки будут представлять себе сразу несколько вариантов карьеры в выбранной сфере.

Благодаря совместным занятиям тинейджеры начинают видеть себя частью социума, что не имеет ничего общего со стихийным подчинением коллективу. Изучая примеры из повседневной жизни и культуры, подростки развивают учебные, трудовые и коммуникативные навыки, воспитывают собственный характер и открывают в себе лидерские качества.

Организовать воркшоп может кто угодно: учебный центр, отдельно взятый профессор, компания, заинтересованная в подготовке достойной смены сотрудников, даже театр или выставочная галерея. Занятия проводятся и в классах, и на природе, а запись на них бывает как свободной, так и со сложной системой бронирования.

В плане стоимости участия воркшопы тоже встречаются разные: от бесплатных до весьма дорогостоящих. Если цена для человека слишком велика, организаторы могут предложить ему скидку. Иногда среди участников разыгрываются призы, а за успехи им начисляют специальные баллы, которые учитываются при поступлении в вуз. И это справедливо, ведь зачастую на воркшопах школьники, забегая вперед, знакомятся даже с предметами из университетской программы. А порой, чтобы попасть на занятие, кандидаты должны написать эссе и доказать, что их интерес к соответствующей теме неслучаен.

Друзья

Интерактивность и эффективное общение – важнейшие принципы воркшопа.

Проще всего человеку взаимодействовать со знакомыми и близкими. Но мы живем в таких условиях, когда даже друзья становятся конкурентами. Например, если два приятеля поступают на один и тот же факультет, они вынуждены соперничать, и в этом нет ничего хорошего. На воркшопах люди, напротив, помогают и поддерживают друг друга в ходе обучения. Забудьте про конкуренцию, ищите единомышленников, проявляющих неподдельный интерес к познанию и способных на уважительный диалог. Подыскивая ребят для воркшопа, вы непременно поймете, насколько важна хорошая команда и поддержка со стороны честных и дружески настроенных товарищей.

Студенты на занятияхКонечно, в собравшейся компании должен быть кто-то, кто будет объяснять учебный материал и помогать остальным осваивать новые знания. Словом, находить нужных людей придется. Будьте готовы к тому, что далеко не каждому вашему однокласснику идея воркшопа понравится. Если народу набирается мало, подключите ребят из параллельного класса, приятелей из кружка или спортивной секции. Организовав совместные занятия, вы познакомитесь с действительно активными личностями и впоследствии сможете начать вместе с ними новые проекты.

Собирая людей для мероприятия, рассчитывайте в первую очередь на себя. Если воркшоп пройдет удачно, успех вдохновит вас, и в дальнейшем решать организационные вопросы вам будет уже гораздо легче даже в одиночку. Впрочем, без поддержки вы вряд ли останетесь. А если у вас все же есть склонность к конкурентной борьбе, занятия помогут вам стать лучшим в будущей профессии.

Иногда воркшоп помогает человеку понять, что знаний ему недостаточно, и стоит позаниматься с репетитором.

Педагог как помощник

Группа молодых людей в хорошем настроении.Учителя тоже можно пригласить поучаствовать в воркшопе, но как консультанта, который введет участников в курс дела, обратит внимание на грубые ошибки в ходе обсуждений или, например, поможет организовать экскурсию. Также предметнику под силу отыскать эксперта, высококлассного специалиста в нужной области, устроить совместный воркшоп с родителями или с приглашенными студентами, которые уже осваивают профессию и готовы поделиться опытом относительно вступительных экзаменов.

Возможные темы

Продолжительность у воркшопов бывает самая разная, единого правила нет. Это могут быть две часовые сессии или недельный цикл четырехчасовых занятий. Решайте сами, сколько времени вам понадобится. На первый раз можно запланировать двухчасовую встречу, а далее уменьшать или увеличивать их продолжительность с учетом собственного опыта. В качестве формата лучше всего подойдет презентация PowerPoint c последующим обсуждением.

В поисках истины участники воркшопов формулируют вопросы по той или иной теме и потом вместе ищут ответы на них.

Темы для обсуждения могут быть любые. Например, является ли физика фундаментальной наукой? Даже самые необычные мнения получают право на существование и служат предметами дискуссии на воркшопе. Возможные варианты тем:

  1. Как научиться правильно выражать свои мысли.
  2. Что мешает и помогает в учебе.
  3. Образование через интернет.
  4. Подготовка к поступлению в вуз.
  5. Выбор предметов для ЕГЭ.
  6. Как с пользой распорядиться свободным временем.
  7. Секреты успеха на устном экзамене.
  8. Подготовка к вступительным испытаниям как способ развития личности.
  9. Вера в себя.
  10. Обучение за рубежом.
  11. Навыки скорочтения.

Кстати о книгах. Вряд ли стоит приносить их на воркшоп в большом количестве, ведь главное тут не объективные сведения, а ваш собственный опыт и знания ваших друзей. Впрочем, если литература выбрана в качестве темы обсуждения, то интересные издания придутся кстати. Также на встречах можно рисовать, чертить схемы – словом, использовать все, что помогает вам думать, рассуждать, ставить вопросы и решать их. Главная цель воркшопа – сделать так, чтобы людям захотелось мыслить, действовать и уверенно к своей цели.

Автор статьи:

Материал обновлен: 25.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения