Специфика
История и обществознание занимают важное место в учебной программе. Дело не только в том, что без них невозможно гармоническое развитие личности, но и в том, что для поступления на многие специальности в университет требуют результаты ЕГЭ по этим дисциплинам. Если школьник не желает учить в школе обществознание и историю, для него закрыты такие престижные сферы деятельности, как юриспруденция, туризм, социальная работа, культурология, издательское дело, социология.
Однако дать фундаментальные знания может только хороший учитель. Пройдя переподготовку, учитель истории и обществознания получает необходимые стартовые знания и навыки ведения педагогической деятельности. Все остальное зависит исключительно от него самого. История – предмет, который невозможно изучить полностью, необходимо постоянно читать научные труды и исследования, публицистическую, краеведческую и научно-популярную литературу, смотреть тематические передачи, участвовать в конференциях и круглых столах на актуальные темы. Учителю нужно обладать системным мышлением, чтобы уметь разбираться в причинно-следственных связях тех или иных событий, анализировать данные разных источников и делать правильные выводы.
Обществознания – это междисциплинарный предмет, включающий в себя знания из самых разных областей: права, государственной власти, политики, социологии, экономики. Педагог должен научить своих воспитанников разбираться в разноуровневых взаимосвязях, возникающих в обществе, определять свою роль и место в этих процессах, строить траекторию своего дальнейшего развития.
Программы
Объем учебных программ профессиональной переподготовки учителей истории и обществознания может заметно различаться, однако перечень предметов в них схож. Как правило, все курсы профессиональной переподготовки по этой специальности включают в себя четыре основных модуля:
- психолого-педагогический: нормативная база, трудовые функции учителя, общая педагогика, основы психологии, конфликтология, психология общения, валеология;
- предметный: философия, логика, древняя и средневековая история, история Нового времени, Средних веков, Нового и Новейшего времени, мировые религии, краеведение, социология, политология, внешняя политика, государственная власть, археология, этнология, источниковедение, экономика, человек и общество;
- методический: современные методики преподавания обществознания и истории, внеурочная работа по данным предметам, подготовка школьников к ЕГЭ;
- педагогическая практика (стажировка).
Чем больше трудоемкость программы, тем лучше будущий педагог будет разбираться в своих дисциплинах, глубже проработает методики планирования, составления и проведения уроков. Кроме того, в более объемных курсах, как правило, слушателям предлагают рассмотреть большее количество кейсов, выполнить самостоятельные работы, пройти дополнительное тестирование. Также в этом случае существенно больше педагогическая практика (стажировка), позволяющая наработать навыки непосредственной работы с учениками. Некоторые вузы и учебные центры реализуют отдельные программы переподготовки по обществознанию и истории, что дает возможность уже действующему учителю получить дополнительную квалификацию.
Топ очных курсов
В высших учебных заведениях есть структурные подразделения (центры, институты или факультеты), на которые возложена миссия организации дополнительного образования для специалистов разных сфер. В частности, многие вузы занимаются переподготовкой учителей-предметников с учетом требования ФГОС и профессиональных стандартов. Получить квалификацию учителя истории и (или) обществознания можно в таких университетах.
Название и расположение учебного заведения | Особенности программы |
---|---|
Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта (Калининград) | В Центре дополнительного образования БФУ есть курс «Методика преподавания истории и обществознания». Программа рассчитана на 260 академических часов, длительность обучения 4 месяца. Форма занятий очно-заочная без отрыва от производства. Производственная педагогическая практика занимает 60 часов и проводится на базе образовательных учреждений города. |
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева | В вузе педагоги могут пройти переподготовку по программе «Обучение истории и обществознанию в образовательных организациях». Курс рассчитан на 504 академических часов и может проводиться в очно-заочном или дистанционном формате по выбору слушателя. Продолжительность обучения от 7 до 9 месяцев. Занятия ведут лучшие преподаватели КГПУ. |
Воронежский государственный педагогический университет | В вузе на высоком уровне поставлено дополнительное образование педагогических работников области. Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание» объемом 640 академических часов позволяет за 7 месяцев в очно-заочном формате раскрыть слушателям все аспекты этих непростых для освоения дисциплин. К проведению занятий привлекают ведущих преподавателей ВГПУ. Принимают индивидуальные и коллективные заявки на обучение. |
Волгоградский государственный социально-педагогический университет | В отличие от большинства других вузов и учебных центров, в ВГСПУ читают две отдельные программы переподготовки: «История и методика преподавания» и «Обществознание и методика преподавания». Трудоемкость каждого из курсов 502 академических часа, длительность учебы – 1 год по индивидуальной программе. Раздельное изучение каждого направления несколько усложняет переподготовку специалистов, однако дает системные знания. |
Тольяттинский государственный университет | На базе Института дополнительного образования «Жигулевская долина» ТГУ проводят курс профессиональной переподготовки «Учитель истории и обществознания». Трудоемкость программы 1500 академических часов, период обучения 1 год. Занятия под руководством опытных преподавателей проходят очно трижды в неделю: по будням с 18:00 до 20:30, в субботу с 9:00 до 15:00. |
Очно-заочный формат курсов переподготовки на учителя истории и обществознания имеет ряд преимуществ. Он дает возможность непосредственного общения преподавателя и слушателя. Это важно, поскольку в программе есть непростые для самостоятельного изучения предметы – логика, социология, политология. Да и разобраться в исторических процессах, взаимосвязи и взаимообусловленности тех или иных событий тоже нелегко без профессиональной консультации. Сочетание очных уроков и дистанционных технологий позволяет готовить специалистов высокого уровня.
Дистанционное обучение
Если в ближайшем региональном вузе подходящей программы нет, или человек проживает в райцентре, селе, отдаленной местности, или финансовые возможности ограничены, или не получается отпрашиваться с работы, всегда остается возможность записаться на дистанционный курс переподготовки. Да, в большинстве случаев, этот формат не дает такой глубины знаний, как очный, однако при достаточной настойчивости и усердии слушатель вполне может получить достаточные навыки для работы в школе. Остановимся на некоторых ведущих учебных центрах, обеспечивающих переподготовку учителей истории и обществознания дистанционно:
- Институт новых технологий и управления (Москва) имеет в своем активе несколько программ переподготовки для учителей истории и обществознания. Среди них: «Педагогическое образование. Учитель истории, обществознания», «Педагогика и методика преподавания истории, обществознания», «Обучение истории, обществознанию в школе в условиях реализации ФГОС». Объем каждого из этих курсов вариативен: 260, 520, 780 или 1010 академических часов. Цена услуг с возможностью рассрочки платежа или постоплаты для юридических лиц. Кроме самого обучения, в стоимость курса входит бесплатный доступ к электронной библиотеке, учебные материалы и доставка диплома Почтой России.
- Столичный институт профессионального образования (Москва) предлагает курсы профессиональной переподготовки «Педагогика и методика преподавания истории в образовательной организации» и «Педагогика и методика преподавания обществознания в образовательной организации». Каждая из программ предполагает два варианта, рассчитанные на 340 и 640 академических часов, продолжительностью 3 и 4 месяца соответственно. Начало занятий и подходящий темп обучения слушатель определяет для себя самостоятельно.
- Институт новых технологий «Интехно» (Омск) предоставляет своим слушателям не только курсы дополнительного образования, но и различные бонусы в виде семинаров, конкурсов, факультативов и электронных уроков. Программа переподготовки «Педагогическое образование: учитель истории и обществознания» рассчитана на 250 академических часов (3 месяца учебы). Все занятия проходят дистанционно в онлайн-режиме на собственном образовательном портале организации. Каждую пройденную дисциплину завершают зачетом в виде тестирования, в конце курса сдают итоговый междисциплинарный экзамен.
- Национальный университет современных технологий (Волгоград) обеспечивает высокое качество подготовки с соблюдением требований профессиональных стандартов. Курс «Учитель истории и обществознания в соответствии с ФГОС» доступен в двух вариантах: на 520 академических часов (3 месяца обучения) и 1100 часов (6 месяцев учебы) с возможностью ускоренного прохождения программы путем увеличения нагрузок. За каждым участником закрепляется персональный координатор для поддержки и помощи в обучении, общение осуществляется по телефону или электронной почте. Стоимость услуг в зависимости от выбранной программы.
- Европейский университет «Бизнес треугольник» (Санкт-Петербург) предлагает получить новую квалификацию, пройдя дистанционный курс переподготовки «Педагогическое образование: учитель истории и обществознания». Для слушателей разработаны две программы: 350-часовой (3 месяца учебы) и 700-часовой (6 месяцев или 4 месяца в ускоренном варианте). Заявки принимают каждый день, а занятия стартуют ежемесячно 1-го, 10-го и 20-го числа. Цены зависят от выбранного курса – 10750, 12800 или 13800 рублей.
Учителя истории и обществознания в среднем по стране получают около 26–35 тысяч рублей. Больше готовы платить в Москве, Ямало-Ненецком АО, Башкортостане, Тульской и Кировской области (от 50 до 70 тысяч рублей). Как дополнительный заработок можно рассматривать репетиторство, особенно по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ, а также участие в написании учебников и статей. Многие учителя занимаются научной работой, развиваются и растут по карьерной лестнице.
Часто задаваемые вопросы
Что такое переподготовка учителей истории и обществознания?
Это процесс обновления и углубления знаний и навыков в данных предметных областях, а также овладение современными методиками преподавания.
Какие темы обычно включаются в программу?
Обучение может включать изучение новейших исторических исследований, современных общественных процессов, методик преподавания истории и обществознания, использование цифровых технологий.
Как долго длится переподготовка?
Продолжительность курсов переподготовки может варьироваться от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от программы и формата обучения.
Выдаются ли сертификаты по окончании?
Большинство учебных центров предоставляют сертификаты или дипломы, подтверждающие участие и повышение квалификации.
Какие преимущества дает переподготовка учителям истории и обществознания?
Она способствует улучшению педагогических навыков, обновлению знаний в области истории и обществознания, повышению эффективности обучения и профессиональному развитию.