Внедрение в России инклюзивного образования требует большого количества профессионалов, способных работать с особыми детьми. Поскольку обучить такое количество педагогов «с нуля» – дело непростое и требующее времени, на помощь приходят учреждения ДПО, внедряющие программы переподготовки для уже практикующих учителей, которые в дальнейшем смогут работать с детьми с ОВЗ.
Специфика
Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, – непростое, но очень нужное и важное дело. В последнее десятилетие в России большое внимание уделяют инклюзивному образованию. Чтобы особенные дети могли получать знания в полном объеме, с ними должны работать профессиональные педагоги, владеющие всеми нюансами, касающимися не только подачи учебного материала, но также развития, социализации, психолого-педагогического сопровождения, укрепления здоровья своих воспитанников.
Педагогам инклюзивного образования в своей работе приходится преодолевать массу барьеров – в первую очередь социальных и межличностных, ведь далеко не все ментально готовы к внедрению инклюзии. Нужно решать проблемы, возникающие во взаимоотношениях между родителями, учениками и учителями, а также вопросы, связанные с недостатком ресурсов (необходимого оборудования и учебных материалов).
Учитель или воспитатель должен уметь найти подход к ребенку, понять его психологическое состояние, наладить его отношения с одноклассниками и заинтересовать школьным материалом. Он обязан обладать широкими познаниями в физиологии и психологии особенного ребенка, проблем его личностного развития, а также быть способен правильно организовать учебный процесс. Поэтому одного диплома о переподготовке недостаточно. К такой работе нужно быть готовым морально. Без веры в своих воспитанников и безграничного терпения не обойтись.
Программы
Переподготовка специалистов по работе с детьми с ОВЗ ведется во многих российских педагогических и классических университетах. Кроме того, курсы этого направления предлагают многочисленные учебные центры. Есть целый ряд программ, благодаря которым педагоги могут получить требуемые компетенции. Все они имеют свои особенности, поэтому назовем некоторые из них:
- «Педагогика инклюзивного образования»;
- «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в образовательных учреждениях»;
- «Проектирование образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения»;
- «Деятельность методиста-инструктора (тренера) по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту»;
- «Воспитатель коррекционно-развивающей организации»;
- «Психология и педагогика инклюзивного образования» и т.д.
В эти программы включен перечень дисциплин и тем, необходимых в практической деятельности педагога:
- психология и педагогика;
- возрастные особенности развития детей;
- невропатология и психопатология;
- основы медицинских знаний, анатомия, физиология и гигиена;
- воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, поведения, сенсорными расстройствами, интеллектуальной недостаточностью;
- организация образовательного процесса;
- особенности преподавания разных предметов и укрепления здоровья учеников.
При формировании учебных программ учитываются требования ФГОС и профессиональных стандартов, а также актуальные знания и самые современные наработки в этой сфере. По итогам обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке.
Топ очных курсов
Чтобы пройти переподготовку в очной или очно-заочной форме, педагогу стоит обратиться в университеты и институты гуманитарного направления, в первую очередь – педагогические. У них есть необходимая материально-техническая база и преподавательский состав для организации полноценного обучения, а также возможность пройти практику в разных образовательных учреждениях, с которыми заключены договора. Программы по работе с детьми с ОВЗ реализуют вузы из разных регионов страны, информация о которых приведена в табличке ниже.
Название и расположение учебного заведения | Особенности программы |
---|---|
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина | Педагоги Нижнего Новгорода и области могут получить диплом о профпереподготовке по программе «Организационно-методическое обеспечение занятий адаптивной физической культурой для лиц с ОВЗ». Объем учебного материала 260 часов, группы стартуют по мере комплектации. Длительность курса 6 месяцев. |
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева | В вузе на высоком уровне поставлена работа по обучению педагогов инклюзивного образования. В частности, здесь реализуется 550-часовая программа переподготовки «Коррекционная педагогика. Образование лиц с множественными нарушениями развития, слепоглухотой». Слушатели заочно за 6–10 месяцев получат все необходимые компетенции, необходимые для работы с детьми с ОВЗ. |
Ставропольский государственный педагогический институт | В течение одного года слушатели факультета дополнительных образовательных программ вуза имеют возможность пройти переподготовку по профилю «Психология и педагогика инклюзивного образования». Занятия ведут лучшие преподаватели университета, участники получают необходимые теоретические знания и практические навыки. |
Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова – Тян-Шанского | Вуз проводит профессиональную переподготовку работников образовательной сферы по направлению «Теория и методика избранного вида адаптивного спорта». Учителя заочно за 260 академических часов (3 месяца) получат навыки ведения тренировок и соревнований для лиц с отклонениями в умственном и физическом развитии. |
Дистанционное обучение
При желании педагоги могут пройти переподготовку, не отрываясь от основной работы. Сейчас есть множество учебных центров, активно продвигающих дистанционный формат обучения. Они размещают учебные материалы на своих порталах и дают слушателям доступ к ним после внесения оплаты. Наиболее продвинутые организации активно используют онлайн-занятия с прямой связью между преподавателем и участником. Среди популярных учебных центров следует отметить:
- Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Санкт-Петербурге оказывает образовательные услуги с 2013 года. В частности, педагоги могут пройти здесь 260-часовую программу переподготовки «Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС ООО, НОО, СОО». Курс дает учителям необходимые компетенции для получения квалификации педагога по обучению лиц с ОВЗ. В качестве бонуса слушатели могут бесплатно просмотреть трансляции выступлений лучших учителей из десятков стран мира.
- Столичный учебный центр. Это одно из ведущих учреждений, специализирующихся на профобучении в удаленном режиме. Курс «Теория и методика организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ» доступен слушателям в двух вариантах. Есть 300-часовая программа, которую проходят за 2–6 месяцев, а также 600-часовая программа (4–12 месяцев). Перед итоговой аттестацией обязательно прохождение стажировки.
- Уральский институт повышения квалификации и подготовки в Екатеринбурге реализует целый ряд программ переподготовки и повышения квалификации для работников сферы образования. В частности, здесь есть 620-часовой курс «Специальный психолог. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ», который осваивается за 24 недели. Учеба ведется в дистанционном формате. Слушатель получает доступ к текстовым и видео-лекциям, 60 практическим заданиям, тестам, дополнительным материалам, которые понадобятся в работе. Выполнение заданий проверяют преподаватели и дают необходимые консультации. Также участник может пользоваться архивом из 4 тысяч вебинаров на актуальные темы, шаблонами и образцами документов.
- Центр дистанционного обучения «Профакадемия» предоставляет своим слушателям богатый выбор из семи программ переподготовки по работе с детьми с ОВЗ. Здесь можно стать специалистом по психолого-педагогическому сопровождению детей в школах с инклюзивным образованием, воспитателем коррекционно-развивающей организации, тьютором, инструктором-методистом или тренером по адаптивной физкультуре и спорту. Форма занятий удаленная, а объем курсов – от 288 часов. Цена – 9900 рублей с возможностью получения беспроцентной рассрочки.
- Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова. Эта организация готовит специалистов для самых разных отраслей и сфер деятельности. В ее перечне есть программа профессиональной переподготовки «Педагогика инклюзивного образования». За 4 месяца (400 академических часов) слушатель получит навыки обучения, развития, психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ.
Для полноценного внедрения инклюзивного образования наличие системы профессиональной переподготовки педагогов – обязательное условие, без которого процесс может растянуться на долгие годы. Сейчас оплата труда учителя не самая высокая, однако, педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, могут рассчитывать на доплату. Но практика показывает, что для людей, своей деятельностью продвигающих инклюзию, размер зарплаты играет второстепенную роль. В первую очередь, эти специалисты стремятся помочь своим ученикам стать полноценными членами общества.
Часто задаваемые вопросы
Что такое профессиональная переподготовка педагогов для работы с детьми с ОВЗ?
Это программа, направленная на улучшение и расширение навыков и знаний педагогов для работы с детьми, имеющими индивидуальные особенности в развитии. Она включает изучение методик адаптивного обучения, психологии и специфических потребностей детей с ОВЗ.
Какие навыки и знания необходимы для будущей работы?
Необходимы знания в области особенностей развития детей с ОВЗ, методик индивидуализированного обучения, коммуникативных навыков для взаимодействия с детьми и их родителями, а также умение применять адаптивные технологии и материалы.
Какие методики и подходы используются в обучении таких детей?
Используются индивидуализированные методы обучения, дифференцированный подход, визуальные и тактильные учебные материалы, игровые методики, а также технологии ассистивной коммуникации.
Какие ресурсы и поддержка доступны педагогам для работы с детьми с ОВЗ?
Доступны специализированные образовательные материалы, методические пособия, курсы повышения квалификации, консультации специалистов в области специального образования, а также форумы и сообщества для обмена опытом.