Системы управления качеством вошли в российские реалии из ведущих западных компаний не так давно, буквально пару десятилетий назад. Выдающие экономисты доказали, что точечное решение тех или иных отдельных проблем дает ограниченный эффект. Чтобы добиться серьезных улучшений, необходимо задействовать организационные, ресурсные и технологические изменения в комплексе, опираясь на работу с персоналом. Сейчас курсы профессиональной переподготовки по управлению качеством пользуются большим спросом.
Специфика
Системы менеджмента качества, в том числе наиболее известная из них – ISO – это создаваемая на предприятии структура, формирующая цели и политику в области качества. Она «настраивает» услуги или продукцию на ожидания потребителей или заказчиков. При этом задача данной системы состоит не в том, чтобы контролировать каждую отдельную единицу продукции, а в устранении таких типичных недостатков в работе, которые могут привести к низкому качеству услуг или выпуску брака.
Большинство профессиональных стандартов ориентируется на регламентации работы технических специалистов по контролю качества, что не совсем соответствует нашей теме. Вместе с тем в качестве примера можно привести профстандарт «Специалист по управлению качеством в авиастроении», утвержденный приказом Министерства труда и соцзащиты от 22 декабря 2015 года №1112н. Работа такого специалиста включает в себя ряд функций.
Уровень квалификации | Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции |
---|---|---|
5 | Оперативное управление системой качества в авиастроении | Сбор данных о системе качества, контроль над применением правил, утвержденных нормативными документами, организация обучения персонала |
6 | Тактический уровень управления системой | Планирование работы системы качества, анализ ее эффективности и результативности, методическое сопровождение |
6 | Организация мероприятий по развитию системы качества | Оценка развития системы в отрасли, координация работ по ее улучшению и развитию |
6 | Организация работ по повышению качества продукции в отрасли | Проведение различных исследований (технических, технологических, проектных) с целью снижения уровня дефектности продукции, координация работ в данном направлении |
7 | Разработка и внедрение системы качества в авиастроении | Разработка структуры системы качества, организация работ по ее созданию, контроль внедрения, управление рисками и обеспечение работ по подтверждению соответствия стандартам отрасли |
Программы
Слушатели в ходе подготовки изучают широкий спектр теоретических дисциплин, многие из которых носят междисциплинарный характер. Назовем некоторые из них:
- нормативная база, основы обеспечения качества, используемые средства и методы управления ним;
- стандартизация, метрология и сертификация;
- средства и методы измерения, контроля и испытаний;
- системы менеджмента качества, их сертификация;
- аудит систем качества (операций с финансами, запасами, нематериальными активами, готовыми продуктами и др.);
- экологический менеджмент;
- производственная безопасность (расследование профессиональных заболеваний и несчастных случаев);
- управление качеством услуг, продукции и конкурентоспособностью;
- статистические методы контроля.
Специалисты должны уметь принимать правильные решения, исходя из имеющейся у них информации. Для этого им дают необходимые знания по основам менеджмента, этике делового общения, управлению персоналом, конфликтами и рисками. Настоящие профессионалы разбираются в психологии коллектива и его отдельных членов, умеют управлять проектами и бизнес-процессами.
Топ очных курсов
Пока еще не каждый российский вуз готов внедрять программы ДПО по менеджменту качества, поскольку для этого необходимо иметь соответствующий преподавательский состав. Расскажем о некоторых образовательных учреждениях, где такие курсы проводят.
Название и расположение учебного заведения |
Особенности программы |
---|---|
Новгородский государственный университет | На бизнес-факультете НовГУ предлагают курс переподготовки «Менеджмент: управление качеством» трудоемкостью от 500 академических часов. Формат обучения очный, занятия проводят по вечерам, что позволяет сочетать учебу с работой. Слушатели получают профессиональные знания в области экономики, навыки внедрения интегрированных систем менеджмента и управления качеством по стандартам ISO 9000. |
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева | Университет имеет почти 90-летнюю историю и сейчас является одним из передовых технических вузов страны, особенно в сфере авиастроения. Благодаря уникальной научно-педагогической школе, здесь готовят квалифицированных специалистов в различных областях знаний. На базе Корпоративного института реализуют программы переподготовки «Управление качеством» и «Технический контроль качества продукции» трудоемкостью 252 академических часов каждая. Занятия проходят очно в аудиториях КНИТУ, лекции читают лучшие преподаватели вуза и приглашенные специалисты-практики. Слушателям дают не только теоретические знания, но и учат применять их в повседневной трудовой деятельности. С дипломом о переподготовке от университета выпускники могут рассчитывать на трудоустройство в ведущих компаниях. |
Русская школа управления (Москва) | РШУ проводит обучение программам дополнительного образования в самых разных видах. Здесь предлагают очный, корпоративный, онлайн-курс и видеокурс. Программа переподготовки «Повышение эффективности производства, управление качеством» рассчитана на 250 академических часов. Обучение построено максимально комфортно для слушателей: оборудованные аудитории, тщательно проработанные учебные материалы, кофе-брейки. Занятия проходят очно с 9:00 до 14:30 на протяжении 15 дней. Участники, которые не могут приезжать в аудитории, могут смотреть лекции в режиме онлайн-трансляций в прямом эфире из дому и задавать вопросы преподавателям. Если организация или предприятие желает обучить нескольких своих сотрудников, то специалисты РШУ проведут занятия на территории заказчика. Диплом о переподготовке подтверждает квалификацию выпускника. |
Санкт-Петербургский центр системного анализа | Центр проводит широкий перечень образовательных программ, тренинги, семинары и конференции. Все материалы разработаны специалистами учреждения и направлены применение в условиях современного быстро развивающегося рынка труда. Здесь есть курсы переподготовки «Управление качеством как инструмент обеспечения устойчивого успеха предприятия», «Экономика качества: как определить затраты на качество и обеспечить эффективность бизнеса», «Проектирование системы менеджмента качества на предприятии». Обе разработки рассчитаны на 260 академических часов, их реализуют в очном или дистанционном формате. Преподаватели, среди которых практикующие специалисты по качеству с опытом внедрения систем ISO 9001 и сертифицированные аудиторы, делают основной упор на разбор кейсов с критическим анализом ситуации. |
Дистанционное обучение
Что касается дистанционного образования, то здесь выбор достаточно широк. Правда, слушателю придется большую часть материала выучить самостоятельно с некоторой поддержкой кураторов и преподавателей. Некоторые организации начинают внедрять онлайн-технологии, что повышает эффективность подготовки. Остановимся на некоторых лидерах рынка:
- Институт профессионального и бизнес образования (Москва) отличается от многих других центров ДПО качеством обучения и персонализированным подходом. Переподготовку по курсу «Управление качеством» трудоемкостью 512 академических часов можно пройти за 6 месяцев в стандартном темпе и за 3 месяца экстерном. Программа, рассчитанная на 1024 часов, предполагает занятия на протяжении 12 месяцев (6 месяцев экстерном). Обучение проводят полностью дистанционно, слушатель получает всю необходимую информацию через интернет, находясь в любом месте. Кроме того, обеспечена поддержка куратора в течение всего курса и доступ к образовательной платформе Юрайт. Стоимость курса 19900 или 26900 рублей, доступна оплата в рассрочку. Выпускники получают диплом о переподготовке и сертификат, подтверждающий прохождение курса. Те, кто прошел более длительный курс, станут также обладателями диплома Supplement (DS) на английском языке, не требующий подтверждения.
- Международная академия экспертизы и оценки (Саратов) успешно работает на рынке ДПО уже 8 лет. За это время ее преподаватели подготовили больше 14 тысяч специалистов из 85 субъектов РФ. Клиентам предлагают свыше 350 программ дополнительного образования, которые постоянно модернизируют и актуализируют лучшие эксперты в своих отраслях. Курс переподготовки «Управление качеством» – это 430 академических часов (3 месяца) практикоориентированного обучения в дистанционном режиме. От участников требуют наличие высшего или среднего специального образования. При этом ездить в центр не нужно, все материалы размещены в персональном кабинете слушателя на учебном портале. Закрепленный куратор помогает разобраться со сложными вопросами и подготовиться к итоговой аттестации, с ним можно будет поддерживать контакт даже после завершения учебы. Доступна оплата двумя частями (перед началом и после завершения обучения).
- Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки (Москва) за 30 лет работы подготовил более 51 тысячи специалистов из России и стран СНГ по широкому спектру направлений: от психологии, педагогики и спорта до экономики, менеджмента и права. Система подготовки заточена именно под дистанционный формат, для этого есть вся необходимая материально-техническая база и профессорско-преподавательский состав. Электронные образовательные ресурсы доступны для работы с разных видов электронных устройств (компьютер, планшет, смартфон). Программа профпереподготовки «Менеджмент качества» для обладателей дипломов вузов и колледжей рассчитана на 520 академических часов (4 месяца учебы). Все выдаваемые дипломы заносят в государственный реестр документов ФИС ФРДО, чтобы работодатели могли проверить их подлинность.
- Российский государственный аграрный университет – РСХА им. К.А. Тимирязева (Москва) был основан еще в 1865 году и с тех пор постоянно развивается, следуя вызовам времени. Институтом непрерывного образования вуза совсем недавно была разработана новая программа переподготовки «Управление качеством» трудоемкостью 252 академических часов, из которых 156 часов – аудиторная работа. Обучение проходило дистанционно, и было организовано на учебно-методическом портале университета. К проведению занятий подключили лучших преподавателей вуза с учеными степенями и богатым опытом работы по специальности. Весь материал носит прикладной характер с привязкой к конкретным услугам и процессам. После изучения каждой из предусмотренных учебным планом 11 дисциплин участники сдавали экзамены и зачеты, а затем итоговый тест. Защита выпускной квалификационной работы проводится через платформу Zoom в режиме интерактивной конференции. Слушатели представляют свои презентации и доклады членам аттестационной комиссии. По вопросам стоимости курса необходимо обращаться к администрации вуза.
Специалисты по качеству трудятся на предприятиях разных отраслей промышленности в отделах технического контроля, а также в крупных аудиторских и консалтинговых фирмах. Основное условие – это внедрение систем качества ISO. Зарплата таких менеджеров может заметно различаться, исходя из должностных обязанностей, сложности системы и величины компании. В среднем по России специалист получает 50–55 тысяч рублей, хотя опытным сотрудникам могут платить больше.
Часто задаваемые вопросы
Что включает в себя управление качеством?
Это система действий и процедур, направленных на обеспечение высокого стандарта продукции или услуги в соответствии с установленными требованиями.
Для кого предназначена данная программа переподготовки?
Эта программа может быть полезна для менеджеров, инженеров, технологов и других специалистов, которые желают получить знания и навыки в области управления качеством или планируют заниматься этой деятельностью.
Сколько длится процесс обучения?
Длительность программы зависит от учебного заведения и может составлять от нескольких месяцев до года.
Какие компетенции приобретает специалист после завершения курса?
Слушатели узнают об основах стандартов, методах контроля и оценки качества, управления рисками, а также осваивают практические инструменты управления.