Профессиональная переподготовка по журналистике

О том, что происходит в стране и мире, мы узнаем из средств массовой информации. Достаточно лишь включить телевизор, зайти на новостной интернет-сайт или купить газету. Выбор контента очень широк, поэтому каждый потребитель информации сам выбирает, какому ресурсу доверять и какие сведения получать. СМИ получают информацию из различных источников, благодаря журналистской деятельности. Чтобы трудиться на этом попроще на профессиональном уровне, можно пройти профессиональную переподготовку по журналистике.

Специфика

Журналист с фотоаппаратом на шее показывает пропускСовременные СМИ – это интегрированные редакции, работающие одновременно на нескольких платформах с видео- и аудиоматериалами, текстами и фото. Журналист может заниматься авторской, редакторской, проектной, социально-просветительской, организационной, технологической и управленческой деятельностью. От специалиста требуется не только искать, проверять и перепроверять информацию и писать интересные тексты. Ему также необходимо уметь интегрировать в свои статьи мультимедийный контент, выстраивать отношения с публикой в социальных сетях. Только бойкого пера, эрудиции и обширных связей журналисту уже недостаточно, нужно постоянно следить за трендами и задавать собственные, повышать квалификацию, осваивать новые технологии и методы работы.

В зависимости от типа создаваемых материалов, журналистов делят на такие категории:

  • работники телевидения и радио;
  • сотрудники печатных СМИ;
  • журналисты, работающие в сети;
  • специалисты по PR и связям с общественностью.

Если же говорить о приоритетном направлении деятельности, можно выделить целый ряд журналистов:

  • репортеры и корреспонденты информагентств и новостных лент;
  • криминальные журналисты, освещающие работу силовых структур и преступный мир;
  • специалисты в сфере экономики и финансов, нередко имеют профильное образование;
  • международники, нередко работающие за границей;
  • политические обозреватели, аккредитованные в различных органах власти;
  • журналисты, освещающие культурные события и др.

Журналист всегда опирается на реальные события. Он создает информационное послание публике в разных видах: короткая новостная заметка, обширная аналитическая статья, видеоролик или видеорепортаж. Профессионалы с именем ведут авторские колонки в газетах и журналах, публицистические передачи на телевидении, продвигают свои подкасты и видеоблоги.

Программы

Программы переподготовки журналистов сильно различаются в зависимости от специализации слушателя и организации, проводящей обучение. Приведем для примера некоторые рассматриваемые на курсах темы:

  • правовые основы журналистики и взаимодействие с общественными институтами;
  • основы теории массовой коммуникации;
  • жанры и форматы;
  • технология фото-, видеосъемки и монтажа;
  • медиапроектирование, медиапланирование и редакционный менеджмент;
  • стилистика русского языка;
  • исследование аудитории;
  • управление медиапроектами;
  • медиапсихология;
  • социология цифровых медиа;
  • ведение собственного сайта или блога в социальных сетях.

Журналисту необходимо владеть технологиями публичного выступления и интервью, особенностями подготовки информационно-аналитического материала, уметь вести различные передачи и готовить репортажи. Также профессионалу необходимо разбираться в вопросах авторского права, коммуникационной политики и копирайтинга.

Топ очных курсов

Переподготовка по журналистике требует высококлассных специалистов и правильной подачи материала, поэтому лучше всего проходить очное обучение в ведущих столичных и региональных вузах, несмотря на довольно высокую цену. Расскажем подробнее о некоторых из них.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова На факультете журналистики МГУ есть широкий выбор программ ДПО. Длительность всех курсов – 8 месяцев, с октября по май, их трудоемкость варьируется от 546 до 740 академических часов. На факультете отслеживают все последние тренды развития СМИ и других средств социальной коммуникации, поэтому разработали целый ряд программ переподготовки. Среди них «Современная журналистика и блогинг» (заменила сразу 4 действовавших ранее курса), «Школа радиожурналистики и подкастинга», «Журналистика стиля жизни», «Фотожурналистика» и др. Занятия проходят по вечерам с 18:30 до 21:40 по 3-4 раза в неделю. Лекции читают профессора и доценты факультета, мастер-классы проводят ведущие практики медиарынка, слушателям проводят визиты в редакции.
Московский государственный лингвистический университет В Институте непрерывного образования МГЛУ реализуют программу «Международная журналистика» трудоемкостью 272 академических часов. В очно-заочной форме обучение занимает 1 год. В первую очередь курс рассчитан на студентов старших курсов бакалавриата университета, которые могут получить дополнительную квалификацию журналиста-международника со знанием иностранного языка. Лучшие преподаватели читают лекции и проводят практические занятия, учат слушателей всем тонкостям журналистского мастерства, умению создавать и реализовать информационные проекты, редакторской деятельности.
Санкт-Петербургский государственный университет Профессиональную переподготовку по курсу «Журналистика» реализует Центр дополнительных образовательных программ по направлениям журналистика и прикладные коммуникации. Программа проводится в очном формате и рассчитана на 835 академических часов, из которых 289 часов контактных. Продолжительность обучения составляет 32 недели. Для слушателей организуют комплексные занятия теоретического и прикладного характера, знакомят с организацией работы СМИ, особенностями современной журналистики. Подготовка носит выраженный практико-ориентированный характер и учитывает нюансы работы интерактивных и мультимедийных СМИ.
Академия медиаиндустрии (Москва) Академия является правопреемником Института повышения квалификации работников телевидения и радиовещания и занимается реализацией программ ДПО. Здесь предлагают пройти курсы переподготовки «Журналистика печатных СМИ» и «Телерадиожурналистика». Каждая программа рассчитана на 546 академических часов, из которых 432 часа – аудиторная работа. Формат обучения заочный с частичным отрывом от работы. Учебный процесс построен в виде четырех 2-3 недельных очных сессий (по две каждый год), занятия проходят ежедневно, кроме воскресенья, с 11:00 до 17:00. В межсессионный период участник выполняет задания самостоятельно. Общая продолжительность курса составляет 2 года. Для зачисления в группу кандидату необходимо подать в приемную комиссию резюме и сценарий двухминутного репортажа или тематического сюжета.
Новосибирский государственный педагогический университет В Институте дополнительного образования НГПУ можно получить новую специальность, пройдя курс переподготовки «Современное медиапроектирование и управление медиапроектами». Трудоемкость программы составляет 720 академических часов, а продолжительность учебы 7 месяцев. Целевая аудитория – лица с высшим образованием и опытом работы в средствах массовой информации (желательно), кроме того, студенты НГПУ могут завершить обучение с двумя дипломами и повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Занятия проходят в очном формате с отрывом от работы. Выпускники получают диплом установленного образца и могут трудиться в редакциях разного типа, создавая медиаконтент для различных мультимедийных платформ, продвигая проекты на информационном рынке и позиционируя СМИ. При желании, участники курса могут пройти стажировку в редакциях газет и телеканалов.
Иркутский государственный университет На базе Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ уже 15 лет действует Школа PR и журналистики, реализующая программы дополнительного образования. Здесь можно получить вторую профессию всего за год. Так, программа переподготовки «Связи с общественностью, рекламные технологии и журналистское мастерство» имеет трудоемкость 500 академических часов. Занятия проводят на протяжении года (кроме летних месяцев и января) по выходным дням с 10:00 до 14:00. В группы зачисляют студентов старших курсов, маркетологов, рекламистов, PR-менеджеров, представителей некоммерческих организаций. Среди преподавателей кандидаты исторических, философских, филологических наук, люди с опытом работы в печатных и электронных СМИ, известные публицисты и блогеры. Слушатели будут разбираться в политике, искусстве, рекламе и др.

Дистанционное обучение

Многие университеты учат журналистов в удаленном формате или очно-заочно с весомой дистанционной составляющей. Для этого используют как традиционные образовательные инструменты, так и самые современные онлайн-технологии. Такой подход позволяет слушателям сэкономить время и деньги. Среди популярных вузов отметим:

  • Башкирский государственный университет (Уфа) на базе своего Бирского филиала проводит переподготовку по курсу «Практическая журналистика». Программа рассчитана на 500 академических часов и длится 12 месяцев. Для передачи знаний применяют заочный формат с активным использованием дистанционных технологий. Режим занятий – по 2,5 часа ежедневно. Удаленное обучение позволяет слушателю учиться дома без посещения вуза, совмещать учебу с основным видом деятельности, формировать удобный для себя график занятий и меньше платить. Для зачисления на курс необходимо иметь диплом об окончании вуза или колледжа. Доступ ко всем лекционным материалам, контрольным работам и тестам участник имеет через свой компьютер, подключенный к интернету. Также слушатели получают консультации от преподавателей, участвуют в онлайн-вебинарах, пользуются ресурсами электронной библиотеки.
  • Российский университет дружбы народов (Москва) имеет в своей структуре целый ряд подразделений, активно работающих в сфере дополнительного образования граждан. Так, Международная академия телевидения и информационного бизнеса (МАТИБ) реализует интересный курс переподготовки «Международный PR и корпоративные коммуникации». Учебный план рассчитан на 524 академических часов, это 38 недель учебы в очно-заочном или дистанционном формате. Программа состоит из трех блоков: введение в специальность, специализация PR и связи с общественностью. Завершается все дипломным проектом, содержащим аналитическую и исследовательскую часть, а также наработки участника. В процессе занятий слушатели примут участие в 4 мастерских по разным направлениям: лаборатория мультимедийной коммуникации, событийный менеджмент и проведение арт-проектов, эффективная работа со СМИ, геобрендинг (продвижение страны, региона или города).
  • Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Москва) – один из флагманов высшего образования страны. Учиться здесь очень престижно, поскольку это дает возможность получать знания непосредственно от лучших экспертов в своей отрасли. Для тех, кто хочет трудиться в СМИ, здесь предлагают программу переподготовки «Мультимедийная журналистика» общим объемом 504 академических часов. Обучение начинается с 1 октября и длится 8 месяцев. Под руководством лучших преподавателей вуза, профессиональных журналистов, сотрудников пресс-служб органов власти слушатели пройдут высокотехнологичное обучение и освоят работу журналиста, редактора, медиаменеджера в разных сферах (экономика, культура, политика). Гибкий график занятий со значительной дистанционной составляющей, позволяет учить с учетом занятости на работе и командировок. Диплом установленного образца подтверждает соответствие общероссийским стандартам.
  • Северо-Кавказский федеральный университет (Ставрополь) – крупный образовательный и научный центр Ставрополья с филиалами в Пятигорске и Невинномысске, в котором учится более 24 тысяч студентов и аспирантов. В Гуманитарном институте вуза лицам с высшим и средним специальным образованием предлагают пройти курс переподготовки «Телевизионная журналистика». Учебный план рассчитан на 504 академических часов и длится 4,5 месяца в очно-заочном формате с дистанционной поддержкой. Обучение стартует на протяжении учебного года по мере комплектования групп. Опытные преподаватели и приглашенные специалисты учат слушателей основам новостной и авторской журналистики, психологии телевизионной коммуникации и мастерству эфирного выступления. Кроме классического ТВ, большое внимание уделяют такому актуальному вопросу, как развитие телевидения в Интернете.
  • Алтайский государственный университет (Барнаул) – это опорный вуз Алтая, занимающий достойные места в рейтингах российских высших учебных заведений. Институт массовых коммуникаций, филологии и политологии проводит переподготовку по курсу «Современная журналистика», рассчитанному на 250 академических часов. В заочном формате с применением дистанционных технологий обучение длится 1 год, точны сроки зависят от комплектования группы. Занятия ведут не только лучшие преподаватели АлтГУ, но также опытные сотрудники местных печатных и электронных СМИ. Учебный план состоит из 9 блоков, касающихся техники и технологии телевидения, редакторского анализа, языка и стиля СМИ, правовых основ и деонтологии журналистики, основ теории массовой коммуникации и др. Стоимость обучения 26000 рублей для всех категорий слушателей.

Журналисты могут реализовать свои таланты в самых разных СМИ: газетах, журналах, на телевидении и радио. Многие ищут популярности и заработка в социальных сетях, продвигая собственные блоги и подкасты. Неплохим вариантом считается работа в PR-агентствах или на должности пресс-секретаря в государственных и коммерческих структурах. В среднем в России журналист получает около 55 тысяч рублей, хотя разброс в уровне доходом очень велик. Начинающий репортер региональной газеты довольствуется 15–20 тысячами рублей, а столичная звезда телеэкрана имеет доход, исчисляемый сотнями тысяч рублей ежемесячно.

Автор статьи:

Материал обновлен: 30.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения