Профессиональная переподготовка в РЖД

Россия – огромная страна, и протяженность ее железнодорожных путей, больше 122 тысяч километров. Больше двух третей дорог электрифицировано, развивается скоростное движение. Фактически, железная дорога – это своеобразное «государство в государстве» со своими нормами по всем вопросам жизнедеятельности. Именно поэтому профессиональная переподготовка в ОАО «РЖД» и ее многочисленных дочерних компаниях поставлена на самом высоком организационном уровне.

Специфика

Работники РЖД на платформе Учитывая огромные масштабы компании, ее разветвленную инфраструктуру, наличие государственных и частных связанных компаний, вопросы подготовки кадров выходят на одно из первых мест. Для выполнения этой задачи в России создана целая сеть государственных вузов (университетов путей сообщения), расположенных в разных регионах страны, а также железнодорожных колледжей. Такая сеть учебных заведений обеспечивает профессиональный уровень сотрудников РЖД, число которых превышает 800 тысяч человек.

По большому счету, в маленьких городках в провинции попасть на работу в ОАО «РДЖ» – это неплохой жизненный старт. Здесь достойно платят и дают возможность получить образование, кроме того, наиболее способные сотрудники имеют шанс сделать карьеру в структуре компании. Причем место в этой огромной системе найдется представителям множества специальностей. Для понимания специфики работы на железной дороге и получения необходимых знаний зачастую достаточно пройти профессиональную переподготовку очно или дистанционно.

В РЖД уделяют большое внимание повышению квалификации и переподготовке сотрудников, поскольку железнодорожный транспорт требует высокого уровня ответственности и профессионализма. Сотрудникам приходится иметь дело с подвижным составом, транспортной инфраструктурой, различными механизмами и опасными грузами. Также не следует забывать об особенностях работы с пассажирами (их перевозят более 1 млрд. человек ежегодно), которым необходимо оказывать не только транспортные услуги, но также организовать логистику, медицинское и торговое обслуживание, питание, хранение вещей и т.д. Для выполнения всех этих задач постоянно требуется огромное количество профессиональных специалистов. Переподготовка – это наиболее быстрый и удобный способ решить кадровую проблему компании.

Программы

Курсы переподготовки предусматривают обучение сотрудников с разным уровнем подготовки. Здесь есть разработки для выпускников профильных и непрофильных колледжей и вузов. Среди многочисленных программ, предлагаемых в учебных заведениях, можно отметить:

  • «Управление техническим состоянием железнодорожного пути»;
  • «Экономика ЖД транспорта»;
  • «Телекоммуникационные сети и системы»;
  • «Обслуживание и ремонт устройств телемеханики и железнодорожной автоматики»;
  • «Организация перевозок и управление на ЖД транспорте»;
  • «Подвижной состав железных дорог по направлениям «Вагоны» и «Локомотивы»»;
  • «Строительные, подъемно-транспортные, дорожные средства и оборудование»;
  • «Техническая эксплуатация радиоэлектронного транспортного оборудования» и др.

Кроме таких очевидных профессий железнодорожные предприятия требуют также большое количество представителей иных специальностей, без которых компании не обойтись. Речь идет о бухгалтерах, экономистах и финансистах, строителях и управленцах, врачах и специалистах по работе с персоналом.

Топ очных курсов

Пройти переподготовку по железнодорожным специальностям очно или очно-заочно можно в одном из университетов путей сообщения, а также в транспортных и технических вузах, расположенных во всех регионах России. Для примера в таблице приведена информация о некоторых из них.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы Стоимость обучения
Самарский государственный университет путей сообщения СамГУПС на базе Института дополнительного образования организовывает профпереподготовку специалистов и руководящего состава железнодорожной отрасли. В активе есть программы по обслуживанию вагонов и локомотивов, управлению техническим состоянием подвижного состава, работе с кадрами, экономике и бухгалтерскому учету. Все эти разработки имеют трудоемкость от 250 до 548 академических часов. В вузе обычно применяют очно-заочную форму обучения, позволяющую участникам отрываться от своей основной деятельности лишь на 1-2 недели. Большая роль отводится самостоятельному освоению учебного материала посредством дистанционной составляющей. От 18000 до 35000 рублей в зависимости от курса
Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I ПГУПС – основное учебное заведение железнодорожной отрасли России. Здесь собран лучший педагогический состав, к занятиям привлекают ведущих экспертов из научных, проектных организаций, строительных предприятий, контролирующих государственных органов. Больше 190 тысяч слушателей за последних 40 лет прошли обучение в Институте повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов ПГУПС. Основная форма подготовки – очная, хотя по заявкам заказчиков внедряют и другие форматы. Занятия обычно длятся от 4 до 9 месяцев. Их трудоемкость варьируется от 684 до 1620 академических часов. Итоговый документ – диплом о профпереподготовке. От 85000 до 185600 рублей в зависимости от формата проведения и объема учебного плана
Российский университет транспорта (Москва) Профессиональную переподготовку работников транспортной отрасли обеспечивает входящая в структуру РУТ Российская открытая академия транспорта. Здесь используют наиболее эффективный очно-заочный формат, при котором основную массу теоретического материала слушатели изучают дистанционно, а на отдельные трудные темы и практические занятия собираются в вузе лично. Объем учебных планов варьируется от 252 до 1512 академических часов, продолжительность программ от 13 до 66 недель. Большое внимание в РОАТ уделяют железнодорожному направлению, предлагая разработки по эксплуатации и содержанию объектов инфраструктуры, проведению различных технических мероприятий, обеспечению движения поездов и др. От 35000 до 48000 рублей в зависимости от выбранной программы, возможна поэтапная оплата в процессе обучения
Ростовский государственный университет путей сообщения РГУПС сегодня – крупнейший образовательный комплекс Юга России, один из ведущих транспортных вузов страны. Здесь по 150 программам учится больше 20 тысяч студентов. Профессиональная переподготовка железнодорожников в Инженерном центре непрерывной подготовки специалистов представлена 19 актуальными и востребованными курсами, охватывающими технические, экономические, эксплуатационные и управленческие аспекты работы РЖД, а также вопросы безопасности. Трудоемкость программ от 256 до 1016 академических часов. Основная форма занятий очно-дистанционная, причем очная составляющая может варьироваться от 40 до 304 часов в зависимости от курса. Практику участники проходят на предприятиях. От 17000 до 55000 рублей, исходя из особенностей программы
Дальневосточный государственный университет путей сообщения (Хабаровск) Сегодня ДВГУПС – крупнейший политехнический вуз Дальневосточного ФО, он обеспечивает подготовку кадров для ЖД предприятий огромного региона и имеет, кроме центрального офиса, филиалы в Тынде, Уссурийске, Свободном и Южно-Сахалинске. В Институте дополнительного образования предлагают 28 программ переподготовки по самым разным направлениям: железнодорожные пути, связь, телемеханика, автоматика, транспорт, системы снабжения. Есть также курсы по управлению кадрами, бухгалтерскому учету и даже туризму. Трудоемкость программ от 252 до 1002 академических часов, а продолжительность от 90 дней до 34 недель. Применяют очно-заочное (очная часть 1-3 недели) или полностью дистанционное обучение. От 21553 до 68322 рублей
Сибирский государственный университет путей сообщения (Новосибирск) СГУПС – один из лидеров транспортной отрасли страны. Его высокий уровень подтверждается интересом со стороны студентов из Китая, Кореи, Японии, Монголии. Вуз имеет филиалы в Томске, Белово и Алтайске. Вопросами повышения квалификации в университете ведает Институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров. В учебном процессе при реализации программ ДПО задействовано 150 преподавателей СГУПС и больше 80 действующих сотрудников ОАО «РЖД». Среди 12 реализуемых программ профпереподготовки трудоемкостью от 250 до 520 академических часов выделяются курсы по организации перевозок, строительству, информационным системам. Основные форматы обучения очный и очно-заочный. От 12400 до 50000 рублей

Учеба в специализированных вузах отличается высоким качеством знаний. Большое значение имеют стажировки непосредственно на предприятиях под руководством опытных профессионалов. Слушатели получают возможность научиться работать с современным оборудованием, усвоят все аспекты техники безопасности и охраны труда.

Дистанционное обучение

Что касается дистанционного обучения, то такую форму передачи знаний все активнее внедряют ЖД университеты и другие вузы, а также ряд других государственных и частных образовательных учреждений. Удобство такой формы подготовки позволяет получать необходимые компетенции слушателям из самых отдаленных уголков страны, которым ехать на очные курсы далеко и дорого. Среди наиболее известных учебных центров отметим:

  • Группа компания «ПромРесурс» (Москва) быстро развивается и охватывает все больше регионов РФ. Направления ее деятельности – повышение уровня действующих сотрудников, обучение рабочим профессиям, аттестация персонала, а также обеспечение промышленной безопасности и проведение экспертизы. Благодаря такой поддержке различные фирмы и предприятия выводят свой бизнес на качественно новый уровень и выполняют требования контролирующих органов. Обучение сотрудников железных дорог проводят на базе Института профпереподготовки и повышения квалификации. Слушатели могут пройти переподготовку по 24 специальностям, от электрификации ЖД и промышленной теплоэнергетики до наземного высокоскоростного транспорта и автоматических систем управления. Все знания ориентированы на быстрое практическое применение. Среди преподавателей специалисты и руководители ОАО «РЖД», а также частных грузовых компаний.
  • Гуманитарно-технический университет (Москва) был создан в 2016 году и ориентируется на профильное дополнительное образование специалистов. Кроме очных курсов, здесь внедрена система дистанционной подготовки через Интернет, дающая возможность получить качественное московское образование в любой точке страны, не выходя из дому. Методические материалы доступны слушателям в режиме 24/7, что удобно, учитывая различные часовые пояса по месту проживания участников. Работники РЖД могут учиться по 24 программам переподготовки, соответствующим утвержденным профессиональным стандартам Слушатели с высшим непрофильным техническим образованием и квалификацией магистра, специалиста или инженера проходят 550-часовой курс, а с квалификацией бакалавра – 1050-часовую программу. Ведут занятия опытные педагоги, кандидаты и доктора наук. Цены на услуги следует уточнять у менеджеров вуза, есть акции и скидки.
  • Центр постдипломного образования «РЖД - Медицина» (Москва) был основан в 2014 году для повышения уровня медицинских работников железнодорожной отрасли, наработок в части медицинских аспектов безопасности на транспорте. Кроме того, здесь разрабатывают методические рекомендации врачам и среднему медперсоналу, рационализаторские предложения. Есть программы для медсестер разных специализаций, анестезиологов, физиотерапевтов, рентгенологов, массажистов, медицинских регистраторов и др. Их трудоемкость варьируется от 288 до 728 академических часов, а стоимость от 10000 до 43000 рублей. Используются разные форматы (очный, очно-заочный, дистанционный), однако наиболее популярные среди них предполагают активное применение современных технологий. Дистанционная переподготовка предполагает самостоятельную работу слушателя на образовательном портале. Также распространено очное обучение с использованием телемедицины, а этом случае участники при помощи телеконференцсвязи прослушивают лекции в режиме реального времени и могут задавать вопросы преподавателям.

Работа на железной дороге непростая и ответственная, зачастую связанная с долгим отсутствием дома. Однако, это гарантированная достойная зарплата для людей, знающих и честно делающих свое дело. Так, машинист электровоза зарабатывает в среднем 50–70 тысяч рублей, проводник 30–35 тысяч рублей, электромеханик – 37 тысяч рублей, монтер пути – 27 тысяч рублей. Кроме того, за внеурочную работу здесь выплачивают неплохие премии, а также предоставляют солидный социальный пакет, включающий в себя оплачиваемый отпуск, оздоровительные путевки для всех членов семьи, бесплатный проезд в поездах и электричках даже после выхода на пенсию, обеспечение иногородних жильем.

Автор статьи:

Материал обновлен: 03.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения