Переподготовка по менеджменту в сфере культуры

Чтобы учреждения культуры работали, как часы, необходимы грамотные управленцы, способные спланировать каждый этап деятельности, обеспечить спрос на культурный продукт и создать все необходимые условия для развития актера, музыканта или хореографа. Для этого разработаны программы переподготовки по менеджменту в сфере культуры.

Специфика

Лазерное шоу на водеНа сегодняшний день сфера культуры, в отличие от многих других направлений деятельности, не полностью охвачена профессиональными стандартами. Поэтому четкого утвержденного перечня трудовых функций, которые необходимо выполнять менеджеру учреждения, нет. Хотя, опираясь на сложившуюся практику, можно определить эти задачи самостоятельно:

  • организация текущей творческой деятельности;
  • финансовое, кадровое и материально-техническое обеспечение работы учреждения;
  • подготовка новых творческих проектов, в т.ч. с применением новых информационных технологий;
  • реклама, общение с публикой и средствами массовой информации;
  • разработка и реализация маркетинговой политики;
  • представление учреждения в отношениях с органами власти и контролирующими органами.

Исходя из этого, руководить учреждением культуры должен специалист, имеющий опыт управления коллективом и реализации успешных разноплановых, в т.ч. кросс-культурных проектов. Чаще всего работодатели обращают внимание, насколько коммуникабелен кандидат, ведь ему постоянно придется общаться с прессой, зрителями, критиками, спонсорами. Имеет значение креативность руководителя, его умение создавать новаторский культурный продукт, соединяющий в себе музыку, танец, литературу, театральные постановки. Кроме того, необходимо не только удовлетворять текущие потребности публики, но и готовить новых зрителей, активно привлекая детей путем организации разных интересных мероприятий.

Программы

Руководство учреждениями культуры и искусств имеет свою специфику, ведь такие организации ориентированы на привлечение публики, без которой их существование теряет смысл. Среди изучаемых на курсах дисциплин чаше всего встречаются:

  • управление персоналом и документоведение в сфере искусств и культуры;
  • основы бухгалтерского учета и экономики, оплата труда сотрудников;
  • проектная деятельность и информационные технологии;
  • социокультурный менеджмент и маркетинг;
  • современные культурные индустрии;
  • технологии делового общения;
  • спонсоринг и фандрайзинг;
  • бренд-менеджмент, реклама и технологии продвижения культурного продукта;
  • корпоративная культура;
  • event-менеджмент;
  • современное мировое культурное наследие;
  • экспертиза произведений искусства.

Руководитель учреждения культуры должен уметь обеспечить все процессы в своей организации: решение правовых и организационных вопросов, подбор кадров и управление персоналом, поиск финансирования, работа со спонсорами, организация рекламных кампаний для привлечения воспитанников и зрителей. При этом управление сельским клубом кардинально отличается от руководства театром, оркестром или хореографическим коллективом регионального или общенационального уровня.

Топ очных курсов

Чтобы получить качественное управленческое образование, лучше записываться на очные курсы. Такие программы есть во многих профильных институтах и гуманитарных университетах, а также в бизнес-школах. Расскажем подробнее о некоторых из них в табличке ниже.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы
Тюменский государственный институт культуры Обучение в ТГМК ведется на трех факультетах и в колледже искусств по наиболее востребованным специальностям в Западносибирском и Уральском регионах. В Центре дополнительного профессионального образования все желающие могут получить новую квалификацию, пройдя курс переподготовки по программе «Социально-культурная деятельность» общим объемом 504 академических часов. Слушатель может выбрать для себя один из трех предлагаемых профилей обучения: «Менеджмент социально-культурной сферы», «Управление учреждениями культуры» или «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ». Занятия проходят по модульному принципу в очном формате на протяжении года, группы стартуют на протяжении года по мере формирования.
Хабаровский государственный институт культуры ХГИК уже больше полувека обеспечивает качественные знания для работников сферы культуры края и соседних регионов. В Национальном агрегированном рейтинге российских вузов он входит в топ-500. Для обеспечения высококвалифицированными руководящими кадрами профильных организаций здесь разработана и внедрена программа переподготовки «Руководство учреждением культурно-досугового типа» трудоемкостью 252 академических часов. Учебные планы несколько различаются в зависимости от вида деятельности учреждения, что позволяет максимально приблизить передаваемые знания и навыки к реальной работе. Обучение проводят в наиболее эффективной очной форме на протяжении полугода. Выпускники получают диплом установленного образца, который признают во всех регионах страны.
Бизнес-школа Российского государственного гуманитарного университета (Москва) Институте экономики, управления и права БШ РГГУ организовывают обучение программе переподготовки «Менеджмент в сфере культуры» трудоемкостью 520 академических часов. Продолжительность учебы 9 месяцев (2 семестра). Занятия проходят очно, слушатель может выбрать для себя один из двух вариантов: вечернее обучение в рабочие дни с 19:00 до 22:00 или группы выходного дня по субботам с 10:30 до 19:00. Диплом вручают после успешной сдачи выпускного проекта. В качестве спикеров, кроме преподавателей РГГУ, РАНХиГС, НИУ ВШЭ приглашают ведущих бизнес-тренеров и консультантов, топ-менеджеров успешных компаний и учреждений культуры.
Высшая школа народных искусств (Санкт-Петербург) Школа – первое и единственное учебное заведение России, готовящее художников традиционного прикладного искусства. На базе Института дополнительного образования ВШНИ можно пройти курс профпереподготовки «Менеджмент организации в сфере декоративно-прикладного искусства». Его трудоемкость составляет 250 академических часов, а срок реализации 2 года. Такая большая продолжительность объясняется тем, что режим занятий предполагает не более 6 часов в неделю. Обучение ведется с частичным отрывом от работы. Основная целевая аудитория – преподаватели с высшим профессиональным образованием, а также студенты вузов и колледжей.
Алтайский государственный институт культуры (Барнаул) АГИК был основан в 1974 году, одна из его важнейших задач на сегодняшний день – сохранение этнокультурных традиций народов Алтая. Важнейшая роль в этом процессе отведена повышению уровня уже действующих сотрудников учреждений культуры края. На факультете дополнительного профессионального образования есть широкий выбор программ переподготовки. Среди них курс «Методист культурно-досугового учреждения клубного типа» трудоемкостью 280 академических часов. Занятия проводят очно дважды в неделю с 18:00 до 20:15. Слушатели осваивают сценическую речь, актерское мастерство, практику публичных выступлений, изучают современные социально-культурные технологии. Итоговая аттестация состоит из теоретической и практической части.

Обучение на базе вуза выгодно также тем, что слушатель имеет возможность пройти практику в учреждениях культуры, с которыми заключен договор о сотрудничестве. Кроме того, дорогого стоит личное общение с успешными топ-менеджерами, которых нередко приглашают на лекции в качестве спикеров.

Дистанционное обучение

Для тех слушателей, которые не могут оторваться от работы или проживают в отдаленных регионах, оптимальным вариантом будет запись на дистанционные курсы. Чаще всего их проводят частные учебные центры, хотя в последнее время такие программы реализуют и высшие учебные заведения. Остановимся на некоторых ведущих организациях, обучающих удаленно:

  • Краснодарский многопрофильный институт дополнительного образования предлагает огромный выбор программ ДПО по 9 основным направлениям. Сюда обращаются люди со средним профессиональным т высшим образованием, желающие сделать карьеру или открыть для себя новый вид деятельности. Специалисты, которые планируют занимать руководящие посты в учреждениях культуры разного уровня, часто подают заявки на курс переподготовки «Менеджмент в сфере культуры и искусства». Эта программа рассчитана на 550 академических часов и длится около 5 месяцев. Реализуют ее полностью дистанционно: слушатели в режиме онлайн изучают лекционный материал, учебные пособия, просматривают презентации и видеоролики, выполняют практические задания и сдают тесты. После сдачи итоговой аттестации участники получают диплом установленного образца, отпечатанный типографским способом на бумаге со степенями защиты.
  • Институт новых технологий и управления (Москва) обучает специалистов по 39 направлениям. Основные отличительные черты организации – высокое качество образовательных услуг, использование самых современных информационных технологий для дистанционного обучения, соответствие программ ДПО требованиям рынка и государственным стандартам. Для руководителей учреждений разработан курс переподготовки «Менеджмент в сфере культуры и искусства», а для специалистов «Методист дополнительного образования в сфере культуры и искусства». Трудоемкость программ варьируется в зависимости от уровня подготовленности слушателей, учебные планы рассчитаны на 260, 520, 780 и 1010 академических часов. В качестве преподавателей приглашают сотрудников профильных вузов и специалистов-практиков.
  • Национальная академия дополнительного профессионального образования (Москва)  специализируется на подготовке управленцев, психологов, педагогов, кадровиков и бухгалтеров. Программа переподготовки «Менеджер в сфере культуры и искусства» рассчитана на 540 академических часов (5 месяцев учебы). Занятия проводятся полностью дистанционно. Слушатель имеет бессрочный доступ к материалам курса и библиотеке тематических вебинаров на круглосуточно работающей образовательной платформе, персонального куратора и техническую поддержку ежедневно с 8:00 до 20:00. Методические материалы и лекции загружены на ресурс в виде word-файлов, с которыми очень удобно работать. Практические навыки отрабатывают на типичных рабочих моментах. Набор слушателей проводится ежемесячно. Информация о дипломе вносится в федеральный реестр (ФИС ФРДО).
  • Оренбургская бизнес-школа функционирует с 2015 года, сотрудничает с областной торгово-промышленной палатой и областным союзом промышленников и предпринимателей (работодателей). Это позволяет держать руку на пульсе относительно требований рынка труда к современным специалистам. Переподготовку по курсу «Менеджмент в сфере культуры и искусства» можно пройти за срок от 1,5 до 6 месяцев, а трудоемкость программ (ускоренная, стандартная, повышенная и углубленная) варьируется в зависимости от уровня образования участников (260, 520, 780 или 1010 академических часов). Учебные планы соответствуют ФГОС и профстандартам, а заниматься слушатели могут через учебный портал, доступ к электронной библиотеке позволяет быстро находить все необходимые справочные и учебные материалы. Дипломы рассылают выпускникам заказным письмом.

После получения диплома о профпереподготовке выпускник может рассчитывать на работу в учреждениях культуры на разных руководящих должностях. Некоторые идут в государственные и муниципальные структуры, осуществляющие функции управления культурой в городе или регионе. Говорить о каких-то показателях, касающихся заработной платы, нелегко, поскольку здесь очень много разных составляющих. Речь идет о должности, уровне учреждения (федеральное, региональное или муниципальное), стажа работы, фонда оплаты труда, местных надбавок и премий, наличия званий и т.д.

Часто задаваемые вопросы

Что включает в себя программа переподготовки по менеджменту в сфере культуры?

Эта программа предлагает изучение принципов управления и организации, включая финансирование, маркетинг, PR, работу с персоналом и особенности культурной индустрии.

Для кого предназначена данная переподготовка?

Для специалистов, работающих в данной сфере, и тех, кто хочет развиваться в роли менеджера или руководителя.

Как долго длится курс переподготовки?

Длительность может варьироваться, но чаще всего курс длится от нескольких месяцев до года.

Какие основные дисциплины включены в программу?

Курс может включать основы менеджмента, маркетинга и PR в культуре, управление проектами, финансовый менеджмент и другие дисциплины, специфичные для культурной сферы.

Автор статьи:

Материал обновлен: 17.08.2023 г.

Отзывы и обсуждения