Каждый из нас, садясь в автобус, троллейбус или вызывая такси, хочет быть уверен в том, что машина в хорошем состоянии и не доставит нам неприятных моментов. Компании, занимающиеся перевозками, несут ответственность за выпуск на линию неисправного транспорта, способного угрожать жизни и здоровью людей или сохранности грузов. Для этого на каждом государственном или частном предприятии должен быть ответственный работник – контролер технического состояния автотранспорта. Необходимые знания такие специалисты получают на курсах профессиональной переподготовки.
Специфика
Менеджеры автотранспортных предприятий в своей работе, касающейся вопросов безопасности, руководствуются основным документом – приказом Минтранса № 282 от 31.07.2020 года, вступившим в силу с начала 2021 года. Этот документ устанавливает требования к должностям и профессиям работников предприятий-перевозчиков. В частности, для контролеров, ответственных за техническое состояние транспортного парка утверждены такие требования:
- диплом вуза или колледжа по специальности, относящейся к группе профессий по технике и технологии наземного транспорта;
- как минимум среднее профессиональное образование по профессии, не относящейся к вышеуказанной группе, дополненное курсом профпереподготовки по контролю над техническим состоянием транспорта.
От специалистов с высшим профильным образованием не требуют стажа работы, выпускникам колледжей необходимо иметь опыт в сфере обслуживания автотранспорта от 1 до 3 лет. В отличие от ответственного за безопасность дорожного движения, контролерам нет необходимости периодически проходить аттестацию. Среди их основных задач – предсменный или предрейсовый осмотр с целью проверки технической готовности автомобиля или автобуса к выходу на маршрут.
Специалисту необходимо хорошо разбираться в конструктивных особенностях и нюансах эксплуатации разных видов транспортных средств. Он должен знать технические характеристики грузовых и легковых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а иногда и мотоциклов. Кроме того, не обойтись без понимания устройства различных узлов и агрегатов (трансмиссии, двигателя, несущей базы, системы управления), причин наиболее распространенных поломок и порядка действий для исправления ситуации. Техническое состояние транспорта оценивают при помощи приборов и диагностического оборудования, поэтому специалисту нужно уметь им пользоваться.
Программы
На курс обычно зачисляют кандидатов с непрофильным высшим или средним профессиональным образованием. Несмотря на всю ответственность работы, требований к стажу, как правило, не предъявляют. Такой подход дает возможность руководителям транспортных компаний за короткое время решить кадровый вопрос и выполнить требования действующего законодательства в части организации безопасности перевозок.
Среди изучаемых при профпереподготовке тем, можно отметить наиболее важные:
- нормативно-правовые аспекты деятельности контролера;
- вопросы экологической и пожарной безопасности, охраны труда на предприятии;
- подвижной состав автотранспорта (классификация и основные характеристики, эксплуатационные материалы);
- ремонт и техническое обслуживание автомобилей;
- обеспечение требований безопасности дорожного движения;
- организация перевозок автотранспортом.
Слушатели получают знания об особенностях обслуживания транспорта с бензиновыми, дизельными двигателями, а также с газобаллонным оборудованием. Также они учатся заполнять необходимую техническую документацию, обеспечивать безопасное перемещение пассажиров и грузов (в т.ч. крупногабаритных и опасных), проводить предрейсовый контроль, организовывать текущий и капитальный ремонт транспортных средств.
Топ очных курсов
Учитывая немалое количество компаний-перевозчиков, курсы подготовки кадров для них пользуются большим спросом. Благодаря этому, очные и очно-заочные программы для контролеров организовывают как государственные технические вузы, так и многочисленные частные учебные центры. Расскажем в табличке коротко о некоторых из них.
Название и расположение учебного заведения | Особенности программы | Стоимость обучения |
---|---|---|
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет | Функционирующий в структуре университета Институт безопасности дорожного движения занимается вопросами экспертизы, исследований и консультирования клиентов, а также реализацией программ ДПО. Курс переподготовки «Контролер технического состояния автотранспортных средств» рассчитан на 252 академических часов (2 месяца учебы). Занятия проводят очно в аудиториях автомобильно-дорожного института СПбГАСУ. На курс зачисляют слушателей с уровнем образования не ниже среднего профессионального, при этом каких-либо требований к стажу работы не предъявляют. Участники получают знания по ведению путевой документации, организации труда водителей, оказания технической помощи транспортным средствам на линии и др. | Цена услуг договорная |
Сибирский государственный университет путей сообщения (Новосибирск) | В Институте перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров СГУПС повышают свой уровень не только железнодорожники. Пройти переподготовку по курсу «Организация перевозок автомобильным транспортом и обеспечение безопасности дорожного движения» могут также и контролеры, ответственные за техническое состояние автотранспорта. Учебный план рассчитан на 250 академических часов, форма обучения очно-заочная, продолжительность – 9 недель. В программе 40 часов – очные занятия с преподавателями, а еще 210 часов – самостоятельное изучение материала в дистанционном формате. После сдачи итогового экзамена выпускник получает диплом государственного образца и квалификацию контролера. | 12400 рублей |
Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет | Обучение в МАДИ дает высокий уровень знаний, как студентам по основным образовательным программам, так и действующим сотрудникам транспортных компаний. Программа переподготовки «Техническая эксплуатация автомобилей» общим объемом 256 академических часов реализуется за 2-3 месяца в очной, очно-заочной или вечерней (с использованием дистанционных технологий) форме. Курс предназначен для специалистов и руководителей, желающих освоить дополнительную профессию и получить престижный столичный диплом, который поспособствует продвижению по карьерной лестнице. Среди преподавателей – авторы учебных пособий и монографий, многие из которых приняты для изучения в профильных вузах. | 112000 рублей – очное обучение, 56000 рублей – очно-заочное, 28000 рублей – дистанционное |
Томский государственный архитектурно-строительный университет | ТГАСУ – один из крупнейших в Сибири вузов, обеспечивающий студентов самыми современными знаниями. Можно здесь также получить новую специальность, пройдя переподготовку по курсу «Контролер технического состояния автотранспортных средств». Программа рассчитана на 255 академических часов и проводится в очном формате с полным, частичным отрывом или без отрыва от основной деятельности. Теоретическая часть проходит на базе университета, а производственное обучение – непосредственно по месту работы или на предприятии, куда слушатель собирается трудоустраиваться. На курс зачисляют лиц как минимум с полным средним образованием и квалификацией водителя или слесаря-ремонтника. | 8000 рублей |
Сибирский центр логистики и таможенного дела (Новосибирск) | Центр функционирует с 2005 года и предоставляет широкий спектр образовательных услуг для опытных профессионалов и начинающих сотрудников. За годы работы здесь было подготовлено 15400 специалистов. Курс переподготовки «Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта» общим объемом 255 академических часов можно пройти за полтора месяца в разных форматах. Очная часть проходит в аудиториях центра по расписанию, дистанционная составляющая реализуется через платформу дистанционного обучения или по учебно-методической литературе (по выбору участника). Контроль знаний проводится путем промежуточного и итогового тестирования. | 15000 рублей – очно-заочное обучение, 12000 рублей – заочное, 10000 рублей - дистанционное |
Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина | Дополнительное образование в СГТУ ведется по широкому перечню направлений. Контролером по техсостоянию транспорта здесь можно стать после окончания 268-часового курса переподготовки, который проводит межотраслевой региональный центр ПП и ПК руководителей и специалистов. Обучение длится 8 недель и проходит в очно-заочной форме с частичным отрывом от работы. Слушатели осваивают программу частично в виде контактной работы с преподавателем, частично путем самостоятельного изучения материала. Очные занятия объединены в несколько микросессий, проводящихся в удобное для участников время. После прохождения каждой темы необходимо ответить на контрольные задания, а в конце сдать итоговую работу. Группы стартуют по мере комплектации. | 9500 рублей |
Очное обучение на базе вузов обычно отличается фундаментальной подготовкой по теоретическим вопросам, возможностью пообщаться с опытными преподавателями и попасть на стажировку в крупные автотранспортные предприятия-партнеры. Однако такой формат обучения доступен только тем слушателям, которые могут позволить себе время от времени отлучаться с работы и приезжать на занятия.
Дистанционное обучение
Переподготовка контролеров технического состояния транспортных средств в удаленном формате очень распространена. Продвинутые образовательные учреждения могут работать через учебные платформы в режиме реального времени или заранее записывать видеоуроки с практическими примерами, привлекают опытных преподавателей для консультирования своих клиентов. Остановимся на некоторых активных игроках рынка образовательных услуг:
- Государственная академия промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова (Ярославль) с 1994 года обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для промышленности сначала Ярославской области, а теперь и всей страны, благодаря широкому использованию современных дистанционных технологий. Первой в России академия в 2003 году получила международный сертификат качества IQNet. Получить квалификацию контролера техсостояния автотранспортных средств здесь можно всего за 2 месяца, пройдя в удаленной форме переподготовку по 252-часовой программе. Теоретические вопросы изучают без отрыва от работы, при возникновении трудностей слушателей персонально консультируют преподаватели, которые оказывают поддержку своим ученикам даже после выпуска. Практику участники проходят обычно в своей компании. Среди экспертов академии – разработчики профстандартов и программ повышения квалификации. Стоимость обучения 14500 рублей.
- Центр обучения «Профакадемия» (Москва) предлагает пройти обучение ряду программ ДПО. Для тех слушателей, которые предпочитают учиться очно или очно-заочно, организация имеет филиалы в 30 российских городах. Участники с высоким уровнем занятости или жители отдаленных регионов могут получить необходимые знания полностью дистанционно. Переподготовка контролеров транспорта рассчитана на 256 академических часов. Занятия проводят на образовательном портале с возможностью получения консультаций от опытных преподавателей по сложным вопросам. Большую часть материала слушатели осваивают самостоятельно. Программа разработана с учетом требований законодательства и практического опыта сотрудников организации. Каждый модуль заканчивается промежуточной аттестацией, а в конце участники сдают экзамен и становятся обладателями дипломов установленного образца, дающих право трудиться по новой специальности. Стоимость услуг 12000 рублей, доступны скидки от 10% до 30%.
- Учебный центр «Сфера» (Москва) входит в Ассоциацию «Рустехэксперт» и с 2013 года обучает разные категории работников по наиболее востребованным программам дополнительного образования. Высокое качество знаний достигается здесь за счет уникальных методик, ориентированных на практику, профессионализма педагогов, хорошо проработанных методических материалов и современных технических средств обучения. Курс переподготовки контролеров технического состояния автомобилей и автобусов трудоемкостью 256 академических часов можно пройти очно, очно-заочно или дистанционно. Большинство слушателей выбирает последний вариант, позволяющий учиться без отрыва от работы, имея лишь подключенный к интернету компьютер. Среди преподавателей специалисты с 10-40 летним стажем, учеными степенями, постоянно повышающие свою квалификацию.
- Учебный центр «АвтоПять» (Ярославль) – это многопрофильная автошкола с опытными преподавателями, имеющими 20-летный стаж работы по специальности и регулярно повышающими свою квалификацию. Программа переподготовки «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» предназначена для подготовки профессиональных контролеров АТС. Трудоемкость программы 278 академических часов, а продолжительность 42 дня. Формат обучения очно-заочный, дополненный значительной дистанционной составляющей. Диплом о профпереподготовке установленного образца на бланках с голографической защитой выдают участникам, изучившим все темы и успешно сдавшим итоговую аттестацию. С этим документом выпускник может трудоустроиться в автотранспортное предприятие разной формы собственности. Стоимость курса 7000 рублей.
- Учебный центр «Амулет» (Москва) с 2009 года обучал специалистов по пожарной безопасности и охране труда, но уже через два года заметно расширил список своих программ ДПО. Получать знание очно здесь могут жители Москвы и Подмосковья, остальным слушателям больше подойдет дистанционное обучение в режиме онлайн. Контролеры по техническому состоянию автотранспортных средств проходят переподготовку по программе трудоемкостью 278 академических часов. Учебный план рационально сочетает в себе только самые актуальные теоретические знания и практические навыки, необходимые для диагностики и контроля исправности автомобилей. Участники получат информацию по таким вопросам, как техническая механика, инженерная графика, материаловедение, электроника и электротехника и др. Навыки закрепляются в процессе производственной практики. Стоимость курса 9000 рублей.
Уровень зарплат контролера во многом зависит от региона проживания и величины транспортного парка предприятия. В крупных столичных логистических компаниях (от 100 машин), а также в отдаленных регионах со сложным климатом (Мурманская область, Камчатский край, Ханты-Мансийский АО) платят 40–50 тысяч рублей ежемесячно плюс премии и местные доплаты. В районных центрах и небольших городах специалисту приходится довольствоваться доходом в размере 15–20 тысяч рублей.