Переподготовка с частного пилота на коммерческого

Множество людей мечтает летать, но очень немногие способны претворить свою детскую мечту в действительность. Для этого нужны смелость, целеустремленность, настойчивость и, как ни прискорбно, немалые деньги. Проще всего стать пилотом-любителем и летать для своего удовольствия или для максимального быстрого перемещения. Но если есть непреодолимое желание сделать пилотирование самолета своей профессией, придется пройти достаточно непростую переподготовку с частного пилота на коммерческого.

Специфика

Пилоты за штурвалом самолета.Учитывая тот факт, что все пилотские лицензии унифицированы по международным требованиям, учиться можно не только в России, но и за рубежом. Нередко в российских вузах, например, в Ульяновском институте гражданской авиации, переподготовку с пилота-любителя на коммерческую авиацию не проводят, больше ориентируясь на обучение сотрудников для крупных авиакомпаний.

Пилотом считают любого человека, который умеет управлять летательным аппаратом, однако по своим навыкам такие специалисты заметно различаются. Рассмотрим подробнее, какие основные пилотские лицензии действуют на сегодняшний день в авиации:

  • PPL (Private Pilot License) – частный пилот, или пилот-любитель. Эта программа обучения, в отличие от остальных, не требует специфических познаний точных наук. Обладатель лицензии получает право пилотирования одномоторного самолета просто для удовольствия, для перелетов по личным или рабочим делам, выполнения фигур высшего пилотажа при соответствующем уровне подготовки без коммерческой составляющей. Как правило, обучение ведется в течение одного года на самолетах Cessna 172.
  • CPL (Commercial Pilot License) – коммерческий пилот. Это предполагает, что человек сделает небо своей профессией и будет зарабатывать платными перевозками или работать по найму. Это могут быть воздушные туры для туристов, подъем парашютистов перед прыжком, проведение летных инструктажей, перевозка грузов на одномоторных и многомоторных самолетах. Учеба занимает от 6 месяцев до 2-3 лет, длительность во многом зависит от графика обучения и способностей слушателя.
  • ATPL (Airline Transport Pilot License) – пилот авиалиний. Такие профессионалы работают в авиакомпаниях и управляют большими лайнерами Airbus, Boeing и др. Они получают очень высокую зарплату, строят свою карьеру, начиная с должности второго пилота, и со временем могут стать командиром воздушного судна.

К кандидатам в летчики в учебных центрах могут предъявлять разные требования, но в целом они сводятся к таким основным позициям:

  • возраст от 18 лет;
  • наличие полного среднего образования и хорошее знание физики, алгебры и геометрии на уровне 11 класса школы;
  • крепкое здоровье, подтвержденное медицинским сертификатом первого класса;
  • знание английского языка на уверенном разговорном уровне;
  • отсутствие судимостей в России и других странах.

Людям с целым рядом заболеваний дорога в авиацию закрыта. В этот перечень входит сахарный диабет, болезни сердца, биполярное расстройство, психоз, эпилепсия, проблемы со зрением и слухом. Не допускается злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем.

Программы

Объем и наполнение образовательных программ – прерогатива учебных заведений, организовывающих обучение. Для них важно, чтобы ученик получил необходимый минимум знаний и практического налета, достаточный для получения соответствующей лицензии. Теоретическая часть курса, как правило, включает ряд таких важных дисциплин:

  • воздушное право;
  • управление воздушным движением;
  • безопасность полетов;
  • воздушные перевозки и основы полета;
  • технические характеристики самолетов, особенности их эксплуатации и загрузки;
  • навигация и метеорология;
  • радиотелефония;
  • работа с опасными грузами.

В модуль практической подготовки включают изучение конструкции конкретного воздушного судна: силовой установки, электро- и светотехнического оборудования, приборов и радиоэлектроники. Осваивают под руководством инструктора практическую аэродинамику и аэронавигацию, выход из сложных ситуаций (пространственное положение, ветер), аварийно-спасательную подготовку. Также пилоту необходимо разбираться в вопросах технического обслуживания самолета. Навыки отрабатывают до автоматизма на тренажерах и в процессе полетов. Речь идет о взлете, посадке, уходе на второй круг, работе на низких и высоких скоростях, полете по приборам в условиях плохой видимости и в ночное время.

Топ очных курсов

Переподготовка пилотов – дело непростое и очень ответственное, поэтому дистанционный формат даже не рассматривается, все занятия проводят очно. В России есть компании, организовывающие обучение кандидатов в зарубежных авиашколах, предлагающих высокий уровень теоретических знаний и практических умений, а также международные лицензии, дающие шанс сделать карьеру. Для примера расскажем о некоторых известных учебных заведениях.

Название и расположение учебного заведения Особенности программы
ScyEagle Aviation Academy (Форт-Лодердейл, Флорида, США) Это крупная компания, готовящая пилотов не только из США, но также из России, Франции, Австралии, Германии и других стран. Для коммерческих пилотов здесь разработано несколько вариантов подготовки. «Профессиональная программа» предназначена для тех, кто еще не имеет никакой лицензии. Это 115 часов теории и 190 часов налета. «Академия» (part 141) подойдет слушателям с лицензией частного пилота и инструментальным рейтингом, она предполагает теоретическую часть в объеме 50 часов и минимальный налет 120 часов. «Свободная программа» (part 61) – отличный вариант для пилотов-любителей с налетом, близким к 200 часам. Он гораздо короче других учебных планов. Если слушателем уже выполнены все требования по налету (командирский налет, кросс-кантри, ночной полет), то вся учеба сводится к 10–15 часам теории и 20 часам практики. После этого курса можно работать коммерческим пилотом. Обучение ведется на однодвигательных (Cessna 172 и Cirrus SR20) и многодвигательных (Duchess Be-76 и Tecnam P2006T) самолетах.
BAA Training (Вильнюс, Литва) Компания является частью Avia Solutions Group и входит в тройку крупнейших независимых европейских авиационных учебных центров. Обучение ведется в Литве и Испании, а подготовка на тренажерах проходит в 30 городах мира. Сейчас деятельность центра распространяется также на Китай и Вьетнам, а его лицензии признают в большинстве стран мира. В 2017 году BAA Training получил разрешение на подготовку летчиков от Росавиации. Программа подготовки коммерческих пилотов предназначена для лиц старше 18 лет, с медицинским сертификатом, знанием физики, математики и английского языка. Курс длится 2-3 года и включает в себя 620 часов теории по программе ATPL и 155 часов пот программе PPL. Летная практика – это 35 часов на навигационном тренажере, 152 часов на Cessna 172 (одномоторный) и 13 часов на Piper Seneca V (многомоторный).
Летная академия гражданской авиации «Авиатор» (Санкт-Петербург, Россия) Академия имеет филиалы в России, Индонезии и США, а центр полетов расположен Форт Пирс, штат Флорида. Полная программа подготовки коммерческого пилота включает в себя несколько этапов: двухмесячное поступление в России, годичное обучение в США, работа в авиакомпании Global Air Ferry на протяжении 2-3 месяцев, после чего возможно направление на авиалинии. Есть также возможность за 4 месяца получить лицензию CPL для управления самолетами весом не больше 5700 кг. Курс одномоторного самолета включает 85 часов теории и 200 часов налета (с инструктором, самостоятельно, на маршруте). Программа подготовки на многомоторное судно предполагает 480 часов инструктажа и 250 часов налета, из которых 200 часов на самолете с двумя моторами.
Санкт-Петербургский университет гражданской авиации Программа подготовки коммерческих пилотов проводится на базе Авиационного учебного центра СПбГУ. Здесь есть учебно-методические пособия в электронном и бумажном виде, презентации, наглядные плакаты и тесты для проверки знаний. Для освоения материальной части используют автоматизированные обучающие системы и системы тестирования для разных типов воздушных суден. Практический налет организован на самолете Diamond DA 42NG. Обучение ведется в очном формате. Учебный план состоит из 260 часов теоретической подготовки, 24 часов работы на тренажерах и 40 часов летной подготовки. Слушатели отрабатываю умение летать по визуальным данным и приборам, днем и ночью, взлетать и садиться на ВПП различной длины.
Краснокутское летное училище гражданской авиации (Россия, Саратовская область) Еще один вариант стать пилотом – получить очно среднее профессиональное образование в летном училище по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов». Сюда можно поступить после 11 класса и получить диплом за 2 года 10 месяцев. Среди минусов такого выбора – необходимо будет учить не только специальные дисциплины, такие как инженерная графика, материаловедение, электротехника, но также философию и историю. Вопросам устройства воздушных суден посвящено 540 часов, а выполнению летной работы в коммерческой авиации 606 часов. В учебном центре установлены комплексные тренажеры наиболее распространенных воздушных судов. Для практического налета используют самолеты L-410, Diamond 40, Cessna 172S.
AeroCadet International (Ормонд Бич, Флорида, США) Компания имеет региональные офисы в России, Канаде, Гонконге, Индии. Она реализует уникальный проект «Коммерческий пилот с ориентацией на трудоустройство в России» всего за 6 месяцев с нуля до летчика с лицензией ИКАО, дающей право работать по всему миру. Выпускники получаю также диплом о среднем техническом образовании, которого сейчас достаточно для трудоустройства в российские авиакомпании на должность второго пилота. Прием учеников и оформление всех документов, включая студенческую визу, производится в России, а основные этапы обучения проходят на базе летной академии «Ace Pilot» в Аллентауне, Пенсильвания, США. Занятия очень интенсивные: 6 дней в неделю ежедневно ученик будет слушать 2-4 часа лекций, 2-3 часа летать и 5-6 часов заниматься самообразованием. Американскую лицензию конвертируют в российский формат после возвращения на родину.

Чтобы уверенно управлять воздушным судном и не допускать аварийных ситуаций, летчик должен обладать достаточным багажом теоретических знаний, подкрепленных практическим пилотированием в различных условиях. Ведущие авиашколы предлагают разные типы летательных аппаратов (одномоторные и многомоторные), опытных инструкторов, хорошо спланированную интенсивную систему подготовки и контроль успеваемости ученика. Стоит учеба недешево, однако сразу же после окончания занятий и получения лицензии пилот начинает компенсировать свои затраты. К тому же, некоторые авиашколы сотрудничают с авиакомпаниями, которые дают возможность выпускникам налетать необходимое количество часов.

Для расширения своих возможностей коммерческим пилотам необходимо продолжать самосовершенствование. Важным моментом является получение Instrument Rating, то есть возможность не только визуального полета, но и движения по приборам. Чтобы уверенно управлять многомоторными воздушными судами, которым в базовой программе всегда отводят гораздо меньше времени, чем одномоторным, следует дополнительно потренироваться и получить двухдвигательный рейтинг (CPL Instrument Rating Multi Engine). Нередко авиашколы при этом включают сюда теоретический курс на лицензию ATPL, а это первый важный шаг к работе на серьезных авиалиниях. Таких специалистов многие авиакомпании «прокачивают» до нужного уровня самостоятельно.

Вариантов трудоустройства у коммерческого пилота вполне достаточно, во многих отраслях необходима поддержка с воздуха. Это может быть аэрофотосъемка, патрулирование линий электропередач и газопроводов, рыборазведка и рыбоохрана, внесение удобрений в сельском хозяйстве, орнитология и др. Некоторые летчики организовывают показ достопримечательностей с высоты птичьего полета для туристов. Есть также возможность заниматься спортом или работать летным инструктором, обучая желающих азам профессии. Кроме того, обладатели лицензии CPL имеют право работать на коммерческих авиаперевозках в составе команды, а также работать в качестве второго пилота на авиалиниях.

Профессия пилота – одна из наиболее высоко оплачиваемых не только в России, но и в мире. Сейчас в крупных авиакомпаниях командир воздушного судна может зарабатывать от 350 до 650 тысяч рублей. Доходы коммерческих пилотов с лицензией CPL, конечно, скромнее, но их также достаточно для вполне комфортной жизни. Заработок зависит от компании, эксплуатируемого судна, количества заказов и опыта летчика. Работа пилота престижная, интересная, но очень ответственная, ведь ценой даже самой незначительной ошибки могут стать человеческие жизни, в т.ч. и жизнь самого летчика.

Автор статьи:

Материал обновлен: 30.01.2024 г.

Отзывы и обсуждения